Обсуждение «Сказки о мальчике, который не умел играть»

ГБОУ Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида»

План-конспект развивающего занятия

Тема: «Я среди других людей»

                                                                           Автор: Алексеева А.П.

                                                                                               педагог психолог

Псков, 2012

Пояснительная записка

Актуальность проблемы: у мение общаться – одно из важнейших качеств современного человека. Для школьников эти качества важны потому, что общение, прежде всего со сверстниками, играет огромную роль в их жизни. От того, обладает ли данный обучающийся хорошо развитыми коммуникативными навыками, зависит его успешность в учебе, статус в группе сверстников, отношения в семье и многое другое.

При социализации школьника с легкой степенью умственной отста-лос­ти трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков меж-личностного общения и неверное понимание поведения окружающих.

В рамках специальных (коррекционных) школ VIII вида необходимо вести работу по развитию навыков межличностного общения в коллективе сверстников и навыков успешной социальной адаптации.

Цель данного занятия - развитие навыков общения и навыков социальной адаптации у обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

З адачами занятия выступают:

· освоение обучающимися навыков общения;

· развитие способности обучающихся воспринимать информацию раз-

    личной модальности;

· сплочение классного коллектива и установление положительных меж-

    личностных отношений между обучающимися;

· развитие способности понимать поступки других людей;

· создание благоприятной атмосферы на занятии.

По типу данное занятие является развивающим, а по форме деятельности - тренингом.

Аудитория занятия: обучающиеся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (легкая степень интеллектуальной недостаточности).

Организационные условия проведения занятия: количество детей в группе не должно превышать 5-6 человек. Продолжительность занятия - 40 мин.

Методические приемы, используемые на занятии: беседа, сказкоте-рапия, игровые упражнения.

Эффективность проведения развивающей работы с обу-чающимися:

1. методики для диагностики характера межличностных отношений в класс-сном коллективе и успешности социальной адаптации обучающихся специа-льной (коррекционной) школы VIII вида:

1.1. методика «Социометрическое исследование» позволяет определить социометрический статус обучающихся в классном коллективе [3, с. 30-34];

1.2. методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников [5, с. 97-98];

1.3. опросник выявления лидерских качеств личности [5, с. 173-180];

1.4. методика «КОС» позволяет определить уровень коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся [7, с. 173-180];

1.5. методика Векслера – взрослый вариант (субтест «Понятливость») позволяет определить уровень социально-бытовой ориентировки учащихся;

2. об эффектиности проведенной работы с обучающимися также можно судить по проявлению заинтересованности детей в предложенной деятельности и по снижению частоты агрессивных поступков в отношении взрослых и одноклассников.

 

Данное занятие проводится по следующему плану:

1. Упражнение «Сходства и различия»;

2. Обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»;

3. Упражнение «Разговор через стекло»;

4. Обсуждение «Сказки о мальчике, который не умел играть»;

5. Обратная связь.

 

Конспект занятия

Упражнение «Сходства и различия»

Цель: сплочение членов группы, установление положительных эмо-циональных контактов между ними.

Материалы: небольшая мягкая игрушка или мяч

Время: 7-10 мин

Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из участни-ков, говоря: «Мы с тобой похожи тем, что…» Участник, поймав мяч, отве-чает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» и бросает мяч следующему члену группы, при этом говоря: «Мы с тобой похожи тем, что…». Мяч должен по-бывать в руках у каждого участника.

Обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Цель: обсуждение взаимоотношений в семье

        Материалы: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Время: 5-7 мин

Участники сидят в кругу. Ведущий говорит:

«Я предлагаю вам послушать следующий рассказ.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и не-вестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невест-ка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощеч-ками играет: что-то слаживает. Отец и говорит: «Что ты это делаешь, Ми-ша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с ма-тушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно

за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и

ухаживать за ним.»

Вопросы:

· Все ли слова вам понятны?

· Почему невестка с сыном перестали кормить дедушку из чашки и за столом?

· Почему им стало обидно, что их маленький сынишка тоже соби-рался их кормить из лоханки?

· Как изменили они свое отношение к дедушке?

· Чему может научить нас эта история?

Упражнение «Разговор через стекло»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации обучающихся.

Материалы: карточки с заданиями.

Время: 5-7 мин

Ведущий предъявляет участникам карточки с заданиями и говорит: «Возьмите, пожалуйста, каждый по карточке, кто какую захочет. Теперь пе-реверните ее – на обратной стороне вы видите фразу, которую вам нужно будет показать с помощью жестов другим ребятам, так, чтобы они отгадали то, что вы им показываете. Речь и звуки использовать нельзя, представьте, что между вами и другими ребятами звуконепроницаемое стекло».

Темы заданий:

· «Вы спрашиваете, который сейчас час»;

· «Вы ввинчиваете лампочку»;

· «Вы чистите зубы»;

· «Вы играете в снежки»;

· «Вы подметаете пол»;

· «Вы зовете знакомого на рыбалку».

Обсуждение «Сказки о мальчике, который не умел играть»

Цель: развитие соблюдения общепринятых правил поведения в от-ношениях между людьми, знакомство детей с проблемой понимания челове-

века человеком.

Материалы: текст сказки.

Время: 10 мин

Участники сидят в кругу. Ведущий говорит:

        «Сейчас я прочитаю вам сказку о мальчике, который не умел играть.

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. Да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, - думал Петя, - у меня будет что-ни-

будь такое, что они сами запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет, будет…» И Петя представил себе замечательное животное: передние его лап-ки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому коло-кольчику. Задние лапы были сильные с крепкими копытами, голов было две – обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

- Меня зовут Единорог Семь Колокольчиков, - сказало чудесное животное, - дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом Семь Ко-локольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до свидания». И на следующий день на дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показы-вал ему фокусы. На следующее – быстро бегающий Летучий Свинслик, с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности. А еще на сле-дующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не дума-ют, что я так легко оставлю их в покое, - мечтал Петя, - я придумаю такое…»

И придумал. Новое животное было очень страшным, с красной гривой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

- Что ты здесь торчишь? – закричал на него Петя. – ты ребят ищи!

- Во-первых, - визгливым голосом проверещало животное,- не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал, и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, - заявило Опудало, - то я тебя просто съем.

- Ну ладно, - испугался Петя, - скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудови-ща, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вече-ром, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу:

- Ты что такой невежливый? Если ты не скажешь «до свидания», я тебя проглочу!

И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А вечером сказало:

- А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью, то-то будет весело!

Петя взмолился:

- Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помещение, подожди до завтра.

- Ишь какой! – возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колю-чим хвостом. – Смотри мне, только до завтра.

Грустно поплелся домой Петя, ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудовище, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать

потом? Думал Петя и о том, чтобы опять позвать Единорога Семь Колоколь-

чиков, Змеельва и Свинслика, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, тоже не знал. На какое-то мгновение ему пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал – Опудало просто нельзя пускать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда – пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я выдумал Опудало, - устыдился вдруг Петя.- Не зря ребята прозвали меня врединой, ес-ли я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом?»

- Еще чего, - снова возник в его ушах визгливый голос, - мы с тобой одно, будем жить вместе, и все будут нас бояться.

- И мама тоже?

- А что такое мама? У…маменькин сыночек!

- Ты не смеешь оскорблять мою маму!

- Я все смею. Я – это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверное, да, ведь я не хотел играть с Опудалом, оно меня заставило. И ребята не хотят со мной иг-рать. Но, может быть, я не всегда такой? Я придумывал и других зверей – добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, - пообещал сам себе Петя. – А что делать сейчас?!» И Петя решил: «Если я хочу исправиться, я начну сейчас – я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а скажу так: «Спасибо тебе, Опудало. Те-перь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими, - такими, чтобы с нами хотели играть». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.»

Вопросы:

· Как вы думаете, почему исчезло чудовище?

· А можно ли придумывать друзей?

· Как вы понимаете выражение «уметь играть с другими»?

Обратная связь

Цель: рефлексия учащимися произошедшего на занятии.

Материалы: нет

Время: 5-6 мин

Психолог просит учащихся рассказать о своих впечатлениях от заня-тия, о том, какие им упражнения понравились, а какие – нет; возникали ли трудности.

Затем психолог предлагает похлопать друг другу в знак благодарнос-ти за активную работу на занятии.

 

Литература

1) Малаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и пове- дения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009. – 160 с.;

2) Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2007. –

224 с.;

3) Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста./Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2004. -

48 с.;

4) Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семи-нары/ авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.;

5) Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. по-собие/Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. - 5-е изд. - М.: Флинта: МПСИ,2008.-320 с.;

6) Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. по-собие для студ. пед. ин.-тов по спец. №2111 «Дефектология».- 3-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.;

7) Фетискин Н.П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. -

490 с.;

8) Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализа- ция детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: