Выбрать другую тему Следующая тема |
Словосочетанием называют такое сочетание слов, в котором слова связаны по смыслу и грамматически, при этом есть главное и зависимое слово (слова) и от главного к зависимому можно задать вопрос.
Грамматическая связь образуется часто с помощью предлогов и окончаний, например, в словосочетании “прошло без следа” грамматическая связь между словами образована предлогом “без” и окончанием “а” в слове “следа”. Множество словосочетаний не нуждаются ни в предлогах, ни в окончаниях для связи слов, например, в словосочетании “уйти быстро” слово “быстро” вообще не изменяется по падежам, родам и числам, а изменения слова “уйти” на сочетаемость слов не влияет: “ушёл быстро”, “ушла быстро”, “уходить быстро”.
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно сначала найти в этом предложении подлежащее и сказуемое. Между подлежащим и сказуемым связь сочинительная, т.е. они равноправны, ни одно из них не является зависимым по отношению к другому. По этой причине подлежащее и сказуемое не считаем словосочетанием (в другой терминологии подлежащее и сказуемое являются словосочетаниями с сочинительной связью, а остальные словосочетания - словосочетаниями с подчинительной связью; нас будут интересовать словосочетания с подчинительной связью).
|
|
Как только подлежащее и сказуемое найдены (помним, что одного из них может в предложении не быть, такие предложения тоже встречаются), начинаем задавать вопросы ОТ подлежащего к другим словам (к тем, к которым получится), затем ОТ сказуемого к оставшимся словам. Если остались слова, к которым вопросы задать не удалось ни от подлежащего, ни от сказуемого, нужно найти слова в предложении, от которых можно этот вопрос задать.
Примеры.
Лучи солнца проникли сквозь кроны деревьев.
Находим подлежащее и сказуемое: лучи проникли.
Задаём вопросы от подлежащего: лучи чьи? - солнца. Больше ни к каким словам от подлежащего вопросы не задашь.
Задаем вопросы от сказуемого: проникли сквозь что? - сквозь кроны. Больше ни к каким словам вопросов не задашь.
Осталось “неспрошенным” слово “деревьев”. К нему легко задать вопрос от слова “кроны”: кроны чьи? - деревьев.
Получилось три словосочетания: “лучи солнца”, “проникли сквозь кроны”, “кроны деревьев” (или “сквозь кроны деревьев”).
Осталось определить части речи в этих словосочетаниях.
Лучи солнца: лучи - существительное, солнца - существительное..
Проникли сквозь кроны: проникли - глагол, сквозь - предлог, кроны - существительное.
Кроны деревьев: кроны - существительное, деревьев - существительное.
|
|
КАК ОФОРМИТЬ НА БУМАГЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ (РАЗБОР) СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Главное слово помечаем крестиком.
От главного к зависимому слову рисуем стрелку.
Над стрелкой пишем вопрос от главного слова к зависимому.
Если в зависимом слове есть окончание, с помощью которого оно связано с главным, отмечаем это окончание прямоугольником. Понять, какое окончание использовано для связи, а какое - нет, можно, изменяя окончание: “лучами солнца” (изменение окончания не повлияло на сочетаемость слов), “лучи солнцем” - сочетание слов обессмыслилось, значит именно окончание “а” слова “солнца” служит для связи слов этом в словосочетании.
Под словами пишем названия частей речи, которыми они выражены.
Ещё примеры.
Если возможностей рисовать стрелки нет (например, при ответе на сайте), можно характеризовать словосочетание так:
Гибкие прутья.
Прутья (какие?) гибкие.
Главное слово: прутья (сущ.).
Зависимое слово: гибкие (прил).
Зависимое связано с главным при помощи окончания “е” слова “гибкие”.