Романский стиль - Капелла кающихся грешниц

Класс

Среда 16 и 23 сентября 14.50

Пятница 18 сентября 16.30

Сольфеджио

УЧИМ БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Учебник стр. 58 правила

Учебник стр. 7 № 16 – наизусть

Домашние задания Урок № 3

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебник стр 10-12. Читаем

Слушаем: https://www.youtube.com/watch?v=Dlr90NLDp-0

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

С падением (в 476 году) Западной Римской империи наступил новый период в истории человечества – эпоха Средневековья, которая длилась почти тысячу лет. Переход от Древнего мира к Средним векам в Европе ознаменовался нашествиями гуннов, готов, вандалов, крестовыми походами, Столетней войной Англии и Франции, крестьянскими восстаниями, соперничеством церкви с властью королей и феодалов.

Средние века традиционно разделяют на три периода: Дороманское искусство (V – X вв.) – раннее Средневековье; Романское искусство  (XI – XII вв.) – высокое Средневековье;   Готическое искусство  (XIII – XV вв.) – позднее Средневековье.

Романский стиль - Капелла кающихся грешниц           

Культура Средневековья развивалась на фоне напряжённых исторических перемен и носила ярко выраженный религиозный характер. Католическая церковь достигла вершин могущества. Она яростно обрушивалась на представителей светского музыкального искусства, преследовала народных музыкантов и надолго захватила в свои руки письменность, теорию музыки, профессиональное творчество и песенно-хоровую культуру. Жестокий церковный суд – инквизиция – тысячами отправлял непокорных еретиков на костёр. Религия стала движущей силой этой эпохи, основой духовной жизни.

Искусство Средних веков (церковная архитектура, скульптура, иконы, мозаики и фрески) было подчинено задачам христианского богослужения. Появляются Кельнский собор Германия)    Реймский собор (Франция) 

первые христианские храмы – базилики. Строения романского стиля отличались простотой, мощностью, строгостью и выполняли функцию оборонительных крепостей или замков. Готические соборы легки и устремлены ввысь. Примерами готического стиля могут служить собор Нотр-Дам в Париже, Кёльнский собор в Германии, собор святого Вита в Праге, Реймский собор во Франции.

В литературном наследии Средних веков следует отметить героический эпос, где главный персонаж – воин, защитник своего народа. Большинство европейских стран имеют такие памятники эпического народного творчества, как французская поэма « Песня о Роланде», английская «Беовульф», испанская «Песня о моём Сиде», немецкая «Песня о Нибелунгах». Появляются рыцарские романы: «Тристан и Изольда», британский цикл про короля Артура, королеву Гиневру и рыцаря Ланселота.

Музыка этого периода была тесно связана с католической церковью. В начале VII века большую реформу в музыке провёл Папа Римский Григорий I Великий. Её целью было очищение культовой (церковной) музыки от светских вольностей. Учёные монахи работали над сводом мелодий, которые получили название григорианского хорала (в честь папы Григория І). Это одноголосное церковное песнопение, исполнявшееся мужским хором в унисон и без инструментального сопровождения. 

Одним из древнейших видов григорианского пения была псалмодия (протяжная, в очень узком диапазоне, речитация латинских молитвенных текстов). Новым жанром церковной музыки стали гимны. Их напевы были более развитыми и певучими.

Вслед за гимнами появились секвенции. Они возникли в ІХ-Х столетиях как импровизационные, поэтические вставки-эпизоды, которые расцвечивали старый молитвенный текст. В ХVI в. католическая церковь запретила исполнение секвенций. При этом было сделано исключение для пяти песнопений, особо любимых в массах. Среди них была и знаменита секвенция «Dies irae» («День гнева»). Дошедший до нас культовый мрачный напев «Dies irae» использовали в своих сочинениях многие композиторы (В. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди, П. Чайковский, С. Рахманинов).      

 С IХ в. в профессиональном искусстве начали записывать музыку специальными знаками – невмами (на Руси они назывались крюки и знамена). Невмы (от греческого «дыхание») – это знаки в виде штрихов, точек, крючков. Они не указывали точной высоты, а изображали только направление мелодии. В Х в. невмы стали записываться на красной («фа») и жёлтой («до») линиях.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Ареццо (992-1050) произвёл переворот в системе записи, добавив ещё две линейки.

Гвидо Аретинский   известен и как автор слоговых названий нот – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La.     Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна,    

Гвидо Аретинский          написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна – покровителя церковного пения. В конце XVI века для       обозначения VII ступени будет введён слог Si, а во второй половине XVIII в. слог Ut заменят слогом Do.

Постепенно невмы округлились, стали делиться на белые и чёрные, появились штили и пятая линия на нотном стане.                                                 

                                                                             Гимн в честь святого Иоанна                                                                                           

Ещё в Раннем Средневековье получила развитие и светская музыка. Основой музыкального быта этого времени было искусство странствующих артистов,    которые сочиняли песни, разыгрывали поучительные сценки, владели цирковыми навыками, играли на музыкальных инструментах: лютне, цитре, средневековой арфе, волынке, продольной флейте, на смычковых (ребек и фидель) и ударных инструментах. Во Франции таких мастеров называли жонглёрами и менестрелями, в Германии – шпильманами и гауклерами, в Испании – хогларами, в Сербии – играчами, на Руси – скоморохами, на Украине – пыворизами. Они были обязательными участниками любых праздников, пиршеств, свадеб, ярмарок.                                                                             

Одной из важных форм светской музыки были песни трубадуров – талантливых французских певцов из провинции Прованс. Расцвет их искусства приходится на XII - XIII века. Трубадуры создавали песни в различных жанрах: любовные, философские, пасторальные, героические, рыцарские. По сравнению со строгим григорианским пением их творчество было наполнено свежестью, изяществом, мягкостью. А основной темой стало поклонение прекрасной даме.

Певцов и поэтов из Шампани, Фландрии и Брабанта называли труверами. По сравнению с трубадурами, их творчество было более демократичным, приближенным к городской жизни. А искусство немецких миннезингеров вызывало такой интерес, что в 1207 году в городе Вартбурге было устроено соревнование между ними. Об этом состязании расскажет впоследствии в своей опере «Тангейзер» немецкий композитор XIX века Р. Вагнер.

К IX–X векам относятся первые записи полифонических (многоголосных) сочинений. Появляются новые жанры – кондукт (от латинского – «ведущий»), мотет (от франц. – «слово»). Чтобы написать мотет, композитор брал известный напев (светский или церковный) и присоединял к нему один, два или три голоса.     

Творчество композиторов последнего периода Средневековья (Франческо Ландино, Гильом де Машо и др.) складывалось под воздействием развития полифонических жанров и песен народных певцов – трубадуров. Они оставили образцы полифонических песен различных жанров – рондо, баллады, виреле, мадригалы. Этот период получил в истории название «Арс нова» («Новое искусство»).

Таким образом, в Средневековье сложилось три направления музыкальной культуры:

1) профессиональная церковная музыка (культовая);

2) придворное музыкально-поэтическое искусство (светское);

3) народное музыкальное искусство (фольклор).

                                         

Вопросы и задания

1. Какой период в истории охватывает эпоха Средневековья?  

2. Какова была роль церкви в Средние века?

3. Кто является автором современной нотной записи?

4. Какие новые жанры возникли в музыке Средневековья?

5. Кто такие трубадуры, менестрели и труверы?

6. Назовите три направления музыкальной культуры Средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: