Цель урока - дать понятие деепричастия как части речи.
Задачи:
1)познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола, научить разграничивать основное и добавочное действия;
2)развивать навыки наблюдения за материалом темы, умения делать самостоятельные выводы, навык развития речи, логического мышления;
3)воспитывать стремление к получению знаний по русскому языку, к самоконтролю; воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока – урок изучения нового материала
Формы работы учащихся – наблюдение, анализ языкового материала, самостоятельная работа, взаимопроверка.
Необходимое техническое оборудование:
-компьютер; интерактивная доска (экран); мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Проверка д/з.
3.Изучение нового материала.
У: Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начинаем изучать сегодня – это деепричастие. Часть «дее» обозначает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.
|
|
Запись на доске.
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
У: Какое из этих предложений точнее, выразительнее? (ответы детей)
У:Как выражены действия в этих предложениях? (в первом предложении – однородными сказуемыми осыпались и роняли; во втором сказуемым осыпались и добавочным действием - роняя)
У:Чем отличается слово добавочного действия от глагола? (нет окончания глагола, не изменяется)
Интерактивная таблица «Морфологические, морфемные, синтаксические признаки деепричастий»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf
У: Это деепричастия - самостоятельная часть речи которая обозначает добавочное действие.
Учитель предлагает работу с интерактивной таблицей. В случае затруднений помогает определить основное и добавочное действия.
Учащиеся наблюдают, пробуют самостоятельно определить значения действий у глаголов и деепричастий.
Гипертекстовое определение «Деепричастие»(снабжено ссылками)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01799dbc-2a92-4452-b87d-54af3af379c0/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_351%5D.htm
Учитель продолжает работу с интерактивной доской, просит обратить внимание на предложенное определение.
Учащиеся читают определение вслух. Обращают внимание на ссылки. Делают вывод: деепричастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.
У: На какие вопросы отвечает деепричастие? (похожие на глагол – что делая? что сделав?; наречия – как? каким образом?)
|
|
У: На какие части речи похожи деепричастия? (глаголы и наречия).
Интерактивное задание «Распределите признаки деепричастия по таблице»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/22700ff9-825e-4996-97c0-d676a85de9d5/%5BRUS7_142%5D_%5BIM_362%5D.swf
Учитель поясняет принцип работы с таблицей, задает наводящие вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу с учителем, заполненная таблица переписывается в тетрадь.
4. Закрепление первичного материала.
5. Итоги урока, рефлексия.
6. Домашнее задание.
Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60565/?
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60566/?