Фрагмент урока русского языка в 7 классе на тему «Понятие о деепричастии»

Цель урока - дать понятие деепричастия как части речи.

Задачи:

1)познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола, научить разграничивать основное и добавочное действия;

2)развивать навыки наблюдения за материалом темы, умения делать самостоятельные выводы, навык развития речи, логического мышления;

3)воспитывать стремление к получению знаний по русскому языку, к самоконтролю; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся – наблюдение, анализ языкового материала, самостоятельная работа, взаимопроверка.

Необходимое техническое оборудование:

-компьютер; интерактивная доска (экран); мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Проверка д/з.

3.Изучение нового материала.

У: Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начинаем изучать сегодня – это деепричастие. Часть «дее» обозначает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Запись на доске.

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

У: Какое из этих предложений точнее, выразительнее? (ответы детей)

У:Как выражены действия в этих предложениях? (в первом предложении – однородными сказуемыми осыпались и роняли; во втором сказуемым осыпались и добавочным действием - роняя)

У:Чем отличается слово добавочного действия от глагола? (нет окончания глагола, не изменяется)

Интерактивная таблица «Морфологические, морфемные, синтаксические признаки деепричастий»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf

У: Это деепричастия - самостоятельная часть речи которая обозначает добавочное действие.

Учитель предлагает работу с интерактивной таблицей. В случае затруднений помогает определить основное и добавочное действия.

Учащиеся наблюдают, пробуют самостоятельно определить значения действий у глаголов и деепричастий.

Гипертекстовое определение «Деепричастие»(снабжено ссылками)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01799dbc-2a92-4452-b87d-54af3af379c0/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_351%5D.htm

Учитель продолжает работу с интерактивной доской, просит обратить внимание на предложенное определение.

Учащиеся читают определение вслух. Обращают внимание на ссылки. Делают вывод: деепричастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

У: На какие вопросы отвечает деепричастие? (похожие на глагол – что делая? что сделав?; наречия – как? каким образом?)

У: На какие части речи похожи деепричастия? (глаголы и наречия).

Интерактивное задание «Распределите признаки деепричастия по таблице»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/22700ff9-825e-4996-97c0-d676a85de9d5/%5BRUS7_142%5D_%5BIM_362%5D.swf

Учитель поясняет принцип работы с таблицей, задает наводящие вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу с учителем, заполненная таблица переписывается в тетрадь.

4. Закрепление первичного материала.

5. Итоги урока, рефлексия.

6. Домашнее задание.

Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60565/?

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60566/?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: