Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета “Музыка” в первой четверти в 2020–2021 учебном году»

 

Представленные методические рекомендации направлены на оказание методической помощи учителям музыки при планировании учебного процесса на предстоящий учебный год. Ниже представлены варианты тематического планирования учебного материала на 2020-2021 учебный год с возможностью охвата тем уроков последней четверти 2019-2020 учебного года для обеспечения качественного освоения и обобщения программного материала, изучаемого учащимися в условиях дистанционного обучения в конце учебного года. Также в комментариях дано обоснование предложенных корректив тематического планирования.

Предлагаемый вариант корректировки носит рекомендательный характер: учитель может изменить соотношение тем в зависимости от достигнутого уровня подготовки учащихся. В связи с этим рекомендуется провести входное диагностическое исследование (не контрольного характера) с целью объективного выявления знаний и умений учащихся по практико-ориентированным темам, изученным в IV четверти.

Цель корректировки рабочей программы учителя в первой четверти: включение программного содержания по предмету «музыка» за 2019-2020 учебный год (IV четверть) в содержание программы I учебной четверти 2020-2021 учебного года в соответствии с тематическим планированием.

«Музыка» 2 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)

№ п/п Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Раздел «Россия – Родина моя!»

1 Мелодия. 1 Мелодия. Моя Россия 1

Объединение содержания первых трех уроков вокруг темы «Россия – Родина моя!», перераспределение материала в два урока

2 Моя Россия. Здравствуй, Родина моя! 1

Здравствуй, Родина моя!

Гимн России

1

3 Гимн России 1

Раздел «День, полный событий»

4 Музыкальные инструменты (фортепиано). 1 Музыкальные инструменты (фортепиано). 1  
5 Природа и музыка. Прогулка 1 Природа и музыка. Прогулка 1  
6 Танцы, танцы, танцы… 1 Танцы, танцы, танцы… 1  
7 Эти разные марши 1 Эти разные марши 1  

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1

«Музыка в цирке» «Ничего на свете лучше нету…» 1 Темы IV четверти 1 класса с представлением роли музыки в жизни человека (музыка в цирке, в мультфильмах) логически вписываются в тему раздела
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. 1  

Темы IV четверти 1 класса «Дом, который звучит» и «Опера-сказка», подразумевающие знакомство с театром оперы и балета, а также первичное знакомство с жанром оперы, лучше включить в тему «Детский музыкальный театр», изучаемую далее во 2 классе в рамках раздела «В музыкальном театре».

«Музыка» 3 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)

№ п/п Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Раздел «Россия – Родина моя!»

1 Мелодия - душа музыки 1 Мелодия - душа музыки «Волшебный цветик-семицветик» (средства музыкальной выразительности) 1

Объединение содержания с материалом IV четверти 2 класса возможно в логике освоения средств музыкальной выразительности

2

Природа и музыка. Звучащие картины

1

Природа и музыка. Звучащие картины 1
«Все в движении»: «Тройка», «Попутная песня» 1
3 «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава» 1 «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». 1  
4 Кантата Прокофьева «Александр Невский» 1 Кантата Прокофьева «Александр Невский». 1  
5-6 Опера «Иван Сусанин» 2 Опера «Иван Сусанин» 2  

Раздел «День, полный событий»

7 Образы природы в музыке. Утро.  1

Образы природы в музыке. Утро. 

1

 

8 Обобщение материала I четверти 1

 

Тема IV четверти 2 класса «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра» посвящена знакомству с миром музыкальных образов в музыке В.А. Моцарта. Эти произведения будут в дальнейшем изучаться в программе основной школы, поэтому эту тему можно пропустить.

Тема IV четверти 2 класса «Музыкальные инструменты (орган). «И все это – Бах!» направлена на знакомство со старинным инструментом, с его неповторимым тембром. Она органично может быть вписана в тему раздела «В концертном зале», изучаемую в конце III четверти.

Тема IV четверти 2 класса «Музыка учит людей понимать друг друга» направлена на повторение первичных музыкальных жанров (песня, танец, марш), ее можно рассмотреть в рамках раздела «День, полный событий», изучаемого во II четверти.

Темы IV четверти 2 класса «Мир композитора. П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев» «Первый» с обозрением мира музыкальных образов в детской музыке П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева логично впишутся в последний раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», где один из уроков посвящен музыке С.С. Прокофьева.

«Музыка» 4 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)

№ п/п Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Повторение раздела «В концертном зале» (IV четверть 3 класса)

      Сюита «Пер Гюнт» 1

Первичное знакомство с жанрами сюиты и симфонии

      «Героическая». «Мир Бетховена» 1

Раздел «Россия – Родина моя!»

1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» 1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» 1

 

2-3 «Как сложили песню». Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» 2 «Как сложили песню». Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» 2
4 «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» 1 «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» 1

Раздел «О России петь, что стремиться в храм»»

5 Святые Земли Русской. Илья Муромец 1

Святые Земли Русской. Илья Муромец

Кирилл и Мефодий

1

 

6 Кирилл и Мефодий 1
7 «Праздников праздник, торжество из торжеств» «Ангел вопияше» «Родной обычай старины» 1

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

«Ангел вопияше»

«Родной обычай старины»

Светлый праздник

1

 

8 Светлый праздник 1

 Темы IV четверти 3 класса «Чудо-музыка». «Острый ритм – джаза звуки» направлены на знакомство со стилем современной музыки – джазом. Эта тема получит продолжение в рамках темы «Джаз – искусство XX века» в 6 классе, поэтому данный материал можно восполнить с учащимися позже.

Темы IV четверти 3 класса «Люблю я грусть твоих просторов» (музыка Г.В. Свиридова), «Мир Прокофьева», «Певцы родной природы» (Э. Григ и П.И. Чайковский), «Прославим радость на земле» (музыка В.А. Моцарта) и «Радость к солнцу нас зовет!» (музыка Л. Бетховена) раскрывают мир музыкальных образов указанных композиторов. К творчеству этих композиторов в рамках программы обучающиеся многократно возвращаются, что позволяет материал данных тем включить в его прохождение в основной школе.

«Музыка» 5 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

№ п/п Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Раздел «Музыка и литература»

1 Что роднит музыку с литературой 1 Что роднит музыку с литературой 1

 

2 Вокальная музыка. «Вся Россия просится в песню» 1 Вокальная музыка. «Вся Россия просится в песню» 1
3 Романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» 1 Романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» 1
4 Фольклор в музыке русских композиторов 1 Фольклор в музыке русских композиторов 1
5 Программная музыка. Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 Программная музыка. Симфоническая сюита «Шехеразада» 1
6 Жанры инструментальной и вокальной музыки: вокализ, песни без слов 1 Жанры инструментальной и вокальной музыки: вокализ, песни без слов 1
7 Романс. Баркарола. Интонации и ритмы итальянской баркаролы. 1 Романс. Баркарола. Интонации и ритмы итальянской баркаролы. 1
8 «Вторая жизнь песни». Живительный родник творчества. 1 «Вторая жизнь песни». Живительный родник творчества. 1  

В 5 классе предмет «Музыка» изучается в логике изучения существования музыки среди других искусств: литературы и изобразительного искусства. Отдельное повторение или встраивание материала IV четверти 4 класса в I четверти 5 класса нарушит эту логику, заданную в УМК.

В этой связи предлагается тему IV четверти 4 класса «Балет «Петрушка», нацеленную на знакомство школьников с жанром балета, включить в рамках темы «Второе путешествие в музыкальный театр» - балет» в 5 классе.

Тему «Театр музыкальной комедии. Оперетта», подразумевающую первичное знакомство с жанрами оперетты и мюзикла, изучить в контексте темы «Третье путешествие в музыкальный театр» - мюзикл» в 5 классе.

Тема «Исповедь души. Революционный этюд», посвященная творчеству Ф. Шопена, изучается на протяжении 2-3 уроков в 6 классе под названием «Могучее царство Шопена», поэтому её можно опустить совсем.

Тема «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» будет осваиваться в 6 классе под названием «Музыкальный образ и мастерство исполнителя», эту тему также можно пропустить.

Тема «Музыкальные инструменты. Гитара. Авторская песня», в рамках которой учащиеся знакомятся с гитарой и её образными возможностями в жанре авторской песни, вполне будет освоена в 6 классе, где этой теме посвящено несколько уроков.

Таким образом, отдельно уделять внимание обозначенным темам, которые вновь будут изучаться детьми на более глубоко содержательном уровне в 5-6 классах, нецелесообразно.

«Музыка» 6 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

№ п/п Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Раздел “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”

1 Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов 1 Удивительный мир музыкальных образов. Образы борьбы и победы в искусстве 1 Предлагается в рамках вводной темы сразу приступить к освоению темы IV четверти 5 класса «Образы борьбы и победы в искусстве»
2 Песня-романс 1 Образы романсов и песен русских композиторов. Песня-романс 1  
3 Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье…" 2 Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье…" 1  
4 Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Вальс-фантазия" Портрет в музыке и живописи. 1 Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Вальс-фантазия" Портрет в музыке и живописи. 1  
5 "Уноси моё сердце в звенящую даль…" Романсы С.В. Рахманинова 1 "Уноси моё сердце в звенящую даль…" Романсы С.В. Рахманинова 1  
6 Музыкальный образ и мастерство исполнителя 1 Музыкальный образ и мастерство исполнителя 1  
7-8 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 2 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1  

Оставшиеся темы IV четверти 5 класса: «Застывшая музыка» (постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры и музыки), «Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте» (постижение учащимися гармонии в синтезе искусств музыки и живописи), «Импрессионизм в музыке и живописи» (развитие чувства художественного стиля на примере произведений художников-импрессионистов и произведений К. Дебюсси) и "В каждой мимолётности вижу я миры…" (развитие чувства авторского стиля на примере творчества русских композиторов С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского) предлагается вынести для освоения во внеурочную деятельность в виде, например, музыкальных гостиных.

«Музыка» 7 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

№ п/п Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Раздел “Особенности музыкальной драматургии”

1 Классика и современность 1 Классика и современность. Программная музыка. Увертюра "Эгмонт" 1 Предлагается в рамках вводной темы сразу приступить к освоению темы IV четверти 6 класса «Программная музыка. Увертюра "Эгмонт" со смещением акцента на образы героической борьбы в музыке
2 Музыкальная драматургия – развитие музыки 1 Музыкальная драматургия – развитие музыки Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" 2 При изучении темы IV четверти 6 класса «Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" акцент сместить на образный строй произведения: образы любви, ненависти и вражды в музыкальном искусстве
3-5 В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин» 3   3  
6-8 В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В.А. Моцарта. Литературные страницы 3   2  

Оставшиеся темы IV четверти 6 класса: «Мир музыкального театра. Балет "Ромео и Джульетта", Мюзикл «Вестсайдская история», Опера «Орфей и Эвридика», «Рок-опера «Орфей и Эвридика»», «Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино», где в центре внимания обучающихся остается образная сфера произведений искусства, можно вынести во внеурочную деятельность с просмотром фрагментов указанных произведений и организации обсуждения поднятой в них проблематики в формате, например, дискуссионного клуба.

«Музыка» 8 класс

(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

№ п/п Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой К-во час. Темы, рекомендуемые к изучению К-во час. Комментарии по теме

Раздел “Классика и современность”

1

Классика в нашей жизни

1

Классика в нашей жизни. Соната. Сонаты № 8 Л. Бетховена, № 2 С.С. Прокофьева, № 11 В.А. Моцарта 1 Предлагается в рамках вводной темы фрагментарно рассмотреть концепции жанра сонаты в творчестве Л. Бетховена и В.А. Моцарта как представителей венского классицизма в музыке эпохи Просвещения и в творчестве С.С. Прокофьева, как представителя отечественной музыки эпохи XX века из тем IV четверти 7 класса
Классика в нашей жизни Симфоническая картина. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси 1 Предлагается в рамках продолжения темы фрагментарно рассмотреть указанные произведения (материал IV четверти 7 класса) с целью выявления многообразия стилистики в классической музыке на примере симфоджаза и импрессионизма
2-3 В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь» 2 В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь» 2  
4-5 В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» 2 В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» 1  
6 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера 1

В музыкальном театре. Рок-опера. Рок-опера «Юнона и Авось».

«Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»

2

Предлагается в рамках темы «Рок-опера» одновременно фрагментарно  охватить и материал IV четверти 7 класса Рок-опера «Юнона и Авось».

7 «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» 1
8 Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» 1 Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» 1  

Тему IV четверти 7 класса «Музыка народов мира», подразумевающую продолжение охвата стилей и направлений в музыке на примере национальных образцов музыкального искусства, можно предложить в качестве подготовки проекта в рамках внеурочной проектной деятельности.

Таким образом, в представленных методических рекомендациях предлагается обеспечить полноценное освоение программного материала учебного предмета «Музыка» путем перераспределения тематического материала и задействования потенциала как уроков, так и внеурочной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: