Представленные методические рекомендации направлены на оказание методической помощи учителям музыки при планировании учебного процесса на предстоящий учебный год. Ниже представлены варианты тематического планирования учебного материала на 2020-2021 учебный год с возможностью охвата тем уроков последней четверти 2019-2020 учебного года для обеспечения качественного освоения и обобщения программного материала, изучаемого учащимися в условиях дистанционного обучения в конце учебного года. Также в комментариях дано обоснование предложенных корректив тематического планирования.
Предлагаемый вариант корректировки носит рекомендательный характер: учитель может изменить соотношение тем в зависимости от достигнутого уровня подготовки учащихся. В связи с этим рекомендуется провести входное диагностическое исследование (не контрольного характера) с целью объективного выявления знаний и умений учащихся по практико-ориентированным темам, изученным в IV четверти.
|
|
Цель корректировки рабочей программы учителя в первой четверти: включение программного содержания по предмету «музыка» за 2019-2020 учебный год (IV четверть) в содержание программы I учебной четверти 2020-2021 учебного года в соответствии с тематическим планированием.
«Музыка» 2 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)
№ п/п | Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Раздел «Россия – Родина моя!» | |||||
1 | Мелодия. | 1 | Мелодия. Моя Россия | 1 | Объединение содержания первых трех уроков вокруг темы «Россия – Родина моя!», перераспределение материала в два урока |
2 | Моя Россия. Здравствуй, Родина моя! | 1 | Здравствуй, Родина моя! Гимн России | 1 | |
3 | Гимн России | 1 | |||
Раздел «День, полный событий» | |||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 | |
5 | Природа и музыка. Прогулка | 1 | Природа и музыка. Прогулка | 1 | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | |
7 | Эти разные марши | 1 | Эти разные марши | 1 | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 | «Музыка в цирке» «Ничего на свете лучше нету…» | 1 | Темы IV четверти 1 класса с представлением роли музыки в жизни человека (музыка в цирке, в мультфильмах) логически вписываются в тему раздела |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 |
Темы IV четверти 1 класса «Дом, который звучит» и «Опера-сказка», подразумевающие знакомство с театром оперы и балета, а также первичное знакомство с жанром оперы, лучше включить в тему «Детский музыкальный театр», изучаемую далее во 2 классе в рамках раздела «В музыкальном театре».
|
|
«Музыка» 3 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)
№ п/п | Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Раздел «Россия – Родина моя!» | |||||
1 | Мелодия - душа музыки | 1 | Мелодия - душа музыки «Волшебный цветик-семицветик» (средства музыкальной выразительности) | 1 | Объединение содержания с материалом IV четверти 2 класса возможно в логике освоения средств музыкальной выразительности |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | 1 | Природа и музыка. Звучащие картины | 1 | |
«Все в движении»: «Тройка», «Попутная песня» | 1 | ||||
3 | «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава» | 1 | «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». | 1 | |
4 | Кантата Прокофьева «Александр Невский» | 1 | Кантата Прокофьева «Александр Невский». | 1 | |
5-6 | Опера «Иван Сусанин» | 2 | Опера «Иван Сусанин» | 2 | |
Раздел «День, полный событий» | |||||
7 | Образы природы в музыке. Утро. | 1 | Образы природы в музыке. Утро. | 1 |
|
8 | Обобщение материала I четверти | 1 |
Тема IV четверти 2 класса «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра» посвящена знакомству с миром музыкальных образов в музыке В.А. Моцарта. Эти произведения будут в дальнейшем изучаться в программе основной школы, поэтому эту тему можно пропустить.
Тема IV четверти 2 класса «Музыкальные инструменты (орган). «И все это – Бах!» направлена на знакомство со старинным инструментом, с его неповторимым тембром. Она органично может быть вписана в тему раздела «В концертном зале», изучаемую в конце III четверти.
Тема IV четверти 2 класса «Музыка учит людей понимать друг друга» направлена на повторение первичных музыкальных жанров (песня, танец, марш), ее можно рассмотреть в рамках раздела «День, полный событий», изучаемого во II четверти.
Темы IV четверти 2 класса «Мир композитора. П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев» «Первый» с обозрением мира музыкальных образов в детской музыке П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева логично впишутся в последний раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», где один из уроков посвящен музыке С.С. Прокофьева.
«Музыка» 4 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной)
№ п/п | Темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Повторение раздела «В концертном зале» (IV четверть 3 класса) | |||||
Сюита «Пер Гюнт» | 1 | Первичное знакомство с жанрами сюиты и симфонии | |||
«Героическая». «Мир Бетховена» | 1 | ||||
Раздел «Россия – Родина моя!» | |||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 |
|
2-3 | «Как сложили песню». Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» | 2 | «Как сложили песню». Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» | 2 | |
4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | |
Раздел «О России петь, что стремиться в храм»» | |||||
5 | Святые Земли Русской. Илья Муромец | 1 | Святые Земли Русской. Илья Муромец Кирилл и Мефодий | 1 |
|
6 | Кирилл и Мефодий | 1 | |||
7 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» «Ангел вопияше» «Родной обычай старины» | 1 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» «Ангел вопияше» «Родной обычай старины» Светлый праздник | 1 |
|
8 | Светлый праздник | 1 |
Темы IV четверти 3 класса «Чудо-музыка». «Острый ритм – джаза звуки» направлены на знакомство со стилем современной музыки – джазом. Эта тема получит продолжение в рамках темы «Джаз – искусство XX века» в 6 классе, поэтому данный материал можно восполнить с учащимися позже.
|
|
Темы IV четверти 3 класса «Люблю я грусть твоих просторов» (музыка Г.В. Свиридова), «Мир Прокофьева», «Певцы родной природы» (Э. Григ и П.И. Чайковский), «Прославим радость на земле» (музыка В.А. Моцарта) и «Радость к солнцу нас зовет!» (музыка Л. Бетховена) раскрывают мир музыкальных образов указанных композиторов. К творчеству этих композиторов в рамках программы обучающиеся многократно возвращаются, что позволяет материал данных тем включить в его прохождение в основной школе.
«Музыка» 5 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
№ п/п | Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Раздел «Музыка и литература» | |||||
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | Что роднит музыку с литературой | 1 |
|
2 | Вокальная музыка. «Вся Россия просится в песню» | 1 | Вокальная музыка. «Вся Россия просится в песню» | 1 | |
3 | Романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | 1 | Романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | 1 | |
4 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | |
5 | Программная музыка. Симфоническая сюита «Шехеразада» | 1 | Программная музыка. Симфоническая сюита «Шехеразада» | 1 | |
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки: вокализ, песни без слов | 1 | Жанры инструментальной и вокальной музыки: вокализ, песни без слов | 1 | |
7 | Романс. Баркарола. Интонации и ритмы итальянской баркаролы. | 1 | Романс. Баркарола. Интонации и ритмы итальянской баркаролы. | 1 | |
8 | «Вторая жизнь песни». Живительный родник творчества. | 1 | «Вторая жизнь песни». Живительный родник творчества. | 1 |
В 5 классе предмет «Музыка» изучается в логике изучения существования музыки среди других искусств: литературы и изобразительного искусства. Отдельное повторение или встраивание материала IV четверти 4 класса в I четверти 5 класса нарушит эту логику, заданную в УМК.
|
|
В этой связи предлагается тему IV четверти 4 класса «Балет «Петрушка», нацеленную на знакомство школьников с жанром балета, включить в рамках темы «Второе путешествие в музыкальный театр» - балет» в 5 классе.
Тему «Театр музыкальной комедии. Оперетта», подразумевающую первичное знакомство с жанрами оперетты и мюзикла, изучить в контексте темы «Третье путешествие в музыкальный театр» - мюзикл» в 5 классе.
Тема «Исповедь души. Революционный этюд», посвященная творчеству Ф. Шопена, изучается на протяжении 2-3 уроков в 6 классе под названием «Могучее царство Шопена», поэтому её можно опустить совсем.
Тема «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» будет осваиваться в 6 классе под названием «Музыкальный образ и мастерство исполнителя», эту тему также можно пропустить.
Тема «Музыкальные инструменты. Гитара. Авторская песня», в рамках которой учащиеся знакомятся с гитарой и её образными возможностями в жанре авторской песни, вполне будет освоена в 6 классе, где этой теме посвящено несколько уроков.
Таким образом, отдельно уделять внимание обозначенным темам, которые вновь будут изучаться детьми на более глубоко содержательном уровне в 5-6 классах, нецелесообразно.
«Музыка» 6 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
№ п/п | Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Раздел “Мир образов вокальной и инструментальной музыки” | |||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Предлагается в рамках вводной темы сразу приступить к освоению темы IV четверти 5 класса «Образы борьбы и победы в искусстве» |
2 | Песня-романс | 1 | Образы романсов и песен русских композиторов. Песня-романс | 1 | |
3 | Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье…" | 2 | Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье…" | 1 | |
4 | Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Вальс-фантазия" Портрет в музыке и живописи. | 1 | Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка "Вальс-фантазия" Портрет в музыке и живописи. | 1 | |
5 | "Уноси моё сердце в звенящую даль…" Романсы С.В. Рахманинова | 1 | "Уноси моё сердце в звенящую даль…" Романсы С.В. Рахманинова | 1 | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | |
7-8 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 2 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 |
Оставшиеся темы IV четверти 5 класса: «Застывшая музыка» (постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры и музыки), «Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте» (постижение учащимися гармонии в синтезе искусств музыки и живописи), «Импрессионизм в музыке и живописи» (развитие чувства художественного стиля на примере произведений художников-импрессионистов и произведений К. Дебюсси) и "В каждой мимолётности вижу я миры…" (развитие чувства авторского стиля на примере творчества русских композиторов С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского) предлагается вынести для освоения во внеурочную деятельность в виде, например, музыкальных гостиных.
«Музыка» 7 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
№ п/п | Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Раздел “Особенности музыкальной драматургии” | |||||
1 | Классика и современность | 1 | Классика и современность. Программная музыка. Увертюра "Эгмонт" | 1 | Предлагается в рамках вводной темы сразу приступить к освоению темы IV четверти 6 класса «Программная музыка. Увертюра "Эгмонт" со смещением акцента на образы героической борьбы в музыке |
2 | Музыкальная драматургия – развитие музыки | 1 | Музыкальная драматургия – развитие музыки Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" | 2 | При изучении темы IV четверти 6 класса «Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" акцент сместить на образный строй произведения: образы любви, ненависти и вражды в музыкальном искусстве |
3-5 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин» | 3 | 3 | ||
6-8 | В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В.А. Моцарта. Литературные страницы | 3 | 2 |
Оставшиеся темы IV четверти 6 класса: «Мир музыкального театра. Балет "Ромео и Джульетта", Мюзикл «Вестсайдская история», Опера «Орфей и Эвридика», «Рок-опера «Орфей и Эвридика»», «Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино», где в центре внимания обучающихся остается образная сфера произведений искусства, можно вынести во внеурочную деятельность с просмотром фрагментов указанных произведений и организации обсуждения поднятой в них проблематики в формате, например, дискуссионного клуба.
«Музыка» 8 класс
(УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)
№ п/п | Темы, планируемые изучению в соответствии с рабочей программой | К-во час. | Темы, рекомендуемые к изучению | К-во час. | Комментарии по теме |
Раздел “Классика и современность” | |||||
1 | Классика в нашей жизни | 1 | Классика в нашей жизни. Соната. Сонаты № 8 Л. Бетховена, № 2 С.С. Прокофьева, № 11 В.А. Моцарта | 1 | Предлагается в рамках вводной темы фрагментарно рассмотреть концепции жанра сонаты в творчестве Л. Бетховена и В.А. Моцарта как представителей венского классицизма в музыке эпохи Просвещения и в творчестве С.С. Прокофьева, как представителя отечественной музыки эпохи XX века из тем IV четверти 7 класса |
Классика в нашей жизни Симфоническая картина. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 | Предлагается в рамках продолжения темы фрагментарно рассмотреть указанные произведения (материал IV четверти 7 класса) с целью выявления многообразия стилистики в классической музыке на примере симфоджаза и импрессионизма | |||
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь» | 2 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь» | 2 | |
4-5 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» | 2 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» | 1 | |
6 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера | 1 | В музыкальном театре. Рок-опера. Рок-опера «Юнона и Авось». «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» | 2 | Предлагается в рамках темы «Рок-опера» одновременно фрагментарно охватить и материал IV четверти 7 класса Рок-опера «Юнона и Авось». |
7 | «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» | 1 | |||
8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | 1 | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | 1 |
Тему IV четверти 7 класса «Музыка народов мира», подразумевающую продолжение охвата стилей и направлений в музыке на примере национальных образцов музыкального искусства, можно предложить в качестве подготовки проекта в рамках внеурочной проектной деятельности.
Таким образом, в представленных методических рекомендациях предлагается обеспечить полноценное освоение программного материала учебного предмета «Музыка» путем перераспределения тематического материала и задействования потенциала как уроков, так и внеурочной деятельности.