Шейх Абу Малик 'Абдуль-Хамид аль-Джухани

Наставление братьям относительно того, что было поднято по вопросам имана ч.1

Наставление братьям относительно того, что было поднято по вопросам имана

Шейх Абу Малик 'Абдуль-Хамид аль-Джухани

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Поистине, хвала Аллаху, мы восхваляем Его, просим у Него помощи, просим у Него прощения, и мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и наших плохих дел, тот, кого поведет Аллах по правильному пути, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на правильный путь, я свидетельствую, что нет никого заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, только Он, у Него нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник, салля Аллаху алейхи ва салляма таслиман касиран

А затем:

Это является кратким исследованием по определению имана и разъяснению разницы между убеждением саляфов и убеждением противоречащих им в этом вопросе, таких как хариджитов, му’тазилитов, мурджиитов и некоторых современников, которые противоречат саляфам в некоторых вопросах имана.

И да будет известно, что целью этого писания является разъяснение убеждения наших праведных предшественников и отличение его от других противоречащих убеждений, а этого не получится, кроме как с упоминанием этих убеждений для того, чтобы читатель мог представить их и различить между ними и убеждением саляфов, и как было сказано:

И вещи различаются посредством того, что противоположно им

И если бы не это, то у нас бы не было необходимости упоминания убеждений противоречащих из числа прошлых или современников, и таким образом не является целью опровержение какому-либо определенному человеку, меня не заботят определенные личности по мере того, как меня заботят слова и убеждения.

 

И кто думает, что это писание адресовано какому-либо определенному человеку, то тот плохо думает о написавшем его, а Аллах, Могуществен Он и Велик, говорит: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом.» (Комнаты, 12) И также не является целью поднятие смут, волнений и погружение с ложью среди Ахль Сунна, я написал это только с целью наставления простым мусульманам, и поступая в соответствии с заветом, который взял Всевышний Аллах с тех, кто несет аманат знания: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». (Семейство Имрана, 187)

И меня попросили некоторые достойнейшие братья написать по этому вопросу по причине большого количества того, что было поднято вокруг него из опровержений и споров, и в этом вопросе истина перепуталась с ложью, и я нашел обязательным ответить на эту благородную просьбу.

И я говорю, испрашивая помощь у Аллаха, Могуществен Он и Велик, спрашивая у Него оказание помощи и правильности:

Убеждение саляфов

Саляфы единогласны в том, что иман – это слово и дело, он увеличивается посредством покорности и уменьшается посредством ослушания.

И от саляфов пришло в степени мутаватира их высказывание: «Иман – это слово и дело», что даже это высказывание стало отличительной чертой у Ахль Сунна, указывающей на Сунну, как сказал шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах. («Маджму’ аль-фатава», 7/308)

Разъяснение высказывания саляфов: «иман – это слово и дело»

Пояснение этого: слово включает в себя слово сердца и слово языка.

И дело включает в себя дело сердца и дело органов тела.

На этих четырех столпах основывается иман, разъясняется это следующим образом:

слово сердца: его подтверждение

слово языка: произнесение двух свидетельств

дело сердца: как любовь, ненависть, страх, надежда, упование, боязнь, возвращение к Аллаху, искренность и другие дела сердца, которые являются морем, у которого нет побережья

и дело органов тела: это внешние дела, как молитва, закят, хадж, пост, джихад на пути Аллаха…

Праведные предшественники вводят это все в иман и говорят, что иман не будет действительным, кроме как со словом и делом, и на этом их единогласие (иджма’), как его привел имам аш-Шафии, когда он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Среди сахабов, таби’инов, тех кто после них, а также тех, кого мы застали, был иджма’ (единогласие) на то, что иман – это слово, дело и намерение. И не хватит одного без другого!»

Его передал от него (т.е. от имама аш-Шафии) имам аль-Лялякяи в «Шарх усуль аль-и’итикад» «Разъяснении основ вероубеждения», 5/886, и шейхуль Ислам Ибн Таймийя как в «Маджму’ аль-фатава» «Собрании фетв», 7/209, и они оба отнесли его к книге «аль-Умм» аш-Шафии.

Примечание: этого текста от аш-Шафии нет в напечатанной копии «аль-Умм», чему обрадовались некоторые современники, противоречащие убеждению саляфов, и они стали вызывать сомнение в отнесении этих слов имаму аш-Шафии!

Ответом на это является следующее:

Во-первых, это единогласие (иджма’) привел не только аш-Шафии, и из тех, кто его привел его ученик (т.е. ученик имама аш-Шафии) аль-Музани, как в его послании «Шарх ас-Сунна».

Во-вторых, является ли копия «аль-Умм» из которой цитируют аль-Лялякяи и Ибн Таймийя той же самой напечатанной копией? И если вы докажете, что она является той же самой, а это очень трудно сделать, то тогда вы можете вызывать сомнение в отнесении этих слов к аш-Шафии. Тогда как известно, что старые книги, их передают много передатчиков, и их рукописи различаются, и в одной рукописи бывает то, чего нет в другой, и поэтому не подобает разумному беспристрастному человеку тогда вообще вызывать это сомнение.

В-третьих, аль-Лялякяи и Ибн Таймийя, они оба являются надежными авторитетными имамами, и то, что они передают от предшествующих имамов является достоверным, и никто не имеет права вызывать сомнение в передаче подобных им из имамов религии до тех пор, пока он не приведет доказательство на правильность его слов, в противном же случае он будет строящим догадки и возводящим клевету на ученых!

В-четвертых, у тех, кто вызывает сомнение в словах аш-Шафии нет убедительного, основанного на знании доказательства, кроме того, что этого текста нет в напечатанной копии «аль-Умм». Разве это может быть доказательством для дискредитации передачи двух больших имамов, таких как аль-Лялякяи и Ибн Таймийя? Тогда как оба имама, аль-Лялякяи и Ибн Таймийя, да смилуется над ними Аллах, отнесли слова аш-Шафии к книге «аль-Умм» в главе «Намерение в молитве», они отнесли их к главе, не говоря уже о книге, а потом приходят те, кто вызывает сомнение в их отнесении и цитировании из книг!

А это цитаты от других имамов, касающиеся разъяснения убеждения саляфов, и то, что они согласны с аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, в том, что он сказал.

Сказал имам Ахмад бин Ханбал, да смилуется над ним Аллах: «Имана не будет, кроме как с делом.» Это передал от него имам аль-Халляль в «ас-Сунне», 3/566.

Имама Сахля бин Абдуллу ат-Тустари, умер в 283 г.х., спросили об имане: что это? На что он ответил: «Это слово, намерение, дело и сунна, потому что если иман будет словом без дела, то это - неверие (куфр), если же будет словом и делом без намерения, то это – лицемерие, а если же он будет словом, делом и намерением без сунны, то это – нововведение (бида’ат). («аль-Ибана» имама Ибн Батты, 2/814)

Я говорю: определение имана Сахлем бин Абдуллой ат-Тустари, да смилуется над ним Аллах, не противоречит определению, пришедшему в степени мутауатир, от саляфов, что иман – это слово и дело, однако оно является его разъяснением, это объясняет шейхуль Ислам Ибн Таймийя и говорит:

«Высказывание саляфов (т.е. то, что иман – это слово и дело) включает в себя внутренние и внешние слова и дела, однако тогда как некоторые люди могут не понять, что намерение заходит в это, то некоторые сказали: и намерение, затем другие объяснили, что исходные слово, дело и намерение не будут приняты, кроме как при соответствии сунне. И это тоже является истиной, ведь те сказали: слово и дело для того, чтобы объяснить, что он (т.е. иман) включает в себя их (т.е. слово и дело) в основе (аль-джинс), и они не имели в виду упоминание характера определенных слов и дел, и также высказывание тех, кто сказал: убеждение сердцем, слово языком и дело органами тела, они сделали слово и дело именем для того, что проявляется внешне, и тогда им пришлось добавить к этому убеждение сердцем, и в их слова: убеждение сердцем обязательно должны заходить дела сердца, сочетающиеся с его подтверждением, такие как любовь к Аллаху, боязнь Аллаха, упование на Аллаха и подобное этому, ведь вхождение дел сердца в иман более достойно, чем вхождение дел органов тела согласно единогласию всех групп.» («Маджму’ аль-фатава» «Собрание фетв», 7/506)

И сказал имам аль-Аджурри, да смилуется над ним Аллах, в «аш-Шари’ат», 1/274: «Глава: слово о том, что иман – это подтверждение сердцем, признание языком и дело органами тела, человек не будет верующим, пока в нем не соберутся три этих свойства.»

Затем он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знайте, да смилуется над нами Аллах и над вами, что то, на чем ученые мусульман, это то, что иман является обязательным для всех творений, а это подтверждение сердцем, признание языком и дело органами тела.

Затем знайте, что недостаточно знания сердцем и подтверждения, пока с этим не будет имана языком - произношением, и недостаточно знания сердца и произношения языком до тех пор, пока не будет дела органами тела, и если в человеке восполнятся три этих свойства, то он является верующим, на это указывает Куран, Сунна и слово ученых мусульман.»

И он также сказал, 1/275:

«Дела, да смилуется над вами Аллах, органами тела являются подтверждением имана сердца и языка, и тот, кто не подтвердит иман его делами и его органами тела, такими как очищение, молитва, закят, пост, хадж, джихад и подобными этим, и останется довольным для себя знанием и словом, тот не будет верующим, и не принесут ему пользы знание и слово, и его оставление дел является опровержением его имана, и выполнение того, что мы упомянули, является подтверждением его имана, и с Аллахом помощь.»

И он, да смилуется над ним Аллах, сказал, 1/311:

«Однако мы говорим, и хвала Аллаху, слово, которое соответствует Книге, Сунне и ученым мусульман, упоминанием которых не чуждаются, и мы уже раньше упомянули их, что иман – это знание сердцем с подтверждением и убежденностью, слово языком и дело органами тела, человек не будет верующим, кроме как с этими тремя, недостаточно некоторых из них без других, и хвала Аллаху на этом.»

И сказал имам Абу Абдуллах бин Батта, да смилуется над ним Аллах, после того как он упомянул аяты, указывающие на то, что дела из имана: «И я прочитал вам из книги Аллаха, Могуществен Он и Велик, то, что укажет разумным из верующих на то, что иман – это слово и дело, и то, что кто подтверждает словом и оставляет дело, тот является опровергающим, вышедшим из имана, и что Аллах не примет слово, кроме как с делом, и не примет дело, кроме как со словом.» («аль-Ибана», 2/795)

И сказал имам, аскет, пример для подражания, шейх Куртубы Абу Абдуллах бин Аби Заманин, умер в 399 г.х., да смилуется над ним Всевышний Аллах: «Вера в Аллаха – языком и сердцем, и подтверждением этого является дело, таким образом слово и дело сопряжены, не существует одного из них, кроме как с сопутствующим ему.» («Усуль ас-Сунна», стр. 207, асаритское издательство «аль-Гураба»)

И сказал шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах:

«Сущностью религии является повиновение и покорность, а это осуществляется делом, а не только словом, и кто ничего не сделал ради Аллаха, тот не подчинился Аллаху религией, а у кого нет религии, тот является кяфиром.» («Шарх аль-‘умда», книга Молитвы, стр. 86)

И он, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «И стало ясным, что в религии обязательно наличие слова и дела, и что невозможно, чтобы человек был верящим в Аллаха и Его посланника его сердцем или же его сердцем и его языком и не совершал внешнюю обязанность, ни молитвы, ни закята, ни поста, ни других обязанностей, не по причине того, что Аллах сделал их обязательными, как если человек будет выполнять аманат, или будет правдивым в разговоре или же будет справедливым в его распределении и вынесении решения без веры в Аллаха и Его посланника, то он не выйдет посредством этого из неверия, ведь многобожники и люди Писания видят обязательность этих дел, и таким образом человек не будет верящим в Аллаха и Его посланника без чего-либо из обязательных дел, обязательностью которых характеризуется [шариат] Мухаммада, салля Аллаху алейхи ва саллям.

И кто сказал, что обязательный иман осуществляется без совершения чего-либо из обязательных дел, все равно делает ли он совершение этих обязательных дел следствием имана или же его частью, это является языковым разногласием, тот ошибается явной ошибкой, и это есть нововведение мурджиизма (бида’ат аль-ирджа), в отношении приверженцев которого слова саляфов и имамов были великими, и они сказали в его отношении из жестких слов, что является известным, и молитва является наиболее великой из них, наиболее общей, наиболее первичной и наиболее важной.» («Маджму’ аль-фатава», «Собрание фетв», 7/621)

И сказал имам, обновитель, шейх Мухаммад бин Абдуль-Уаххаб, да смилуется над ним Аллах:

«Нет разногласия среди уммы в том, что таухид (единобожие) обязательно должен совершаться сердцем, что является знанием, языком, что является словом, и делом, что является исполнением повелений и запретов, и если человек нарушает, что-либо из этого, то он не является мусульманином, и если человек признает таухид (единобожие) и не будет выполнять его, то он является упрямым кяфиром, как фараон и иблис, а если же он будет внешне выполнять таухид, в то время как он не убежден в нем внутри, то он является чистым лицемером (мунафиком), который хуже чем кяфир.» («ад-Дурар ас-сания», 2/124_125)

И он, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Знай, да смилуется над тобой Аллах, то что религия Аллаха бывает на сердце убеждением, любовью и ненавистью, и бывает на языке произношением и оставлением произношения неверия (куфра), и бывает на органах тела выполнением столпов Ислама и оставлением дел, которые вводят в неверие, и если нарушится одно из этих трех, то человек становится кяфиром и вероотступником.» («ад-Дурар ас-сания», 10/87)

И сказал, его честь, шейх, имам Абдуль-Азиз бин Баз, да смилуется над ним Всевышний Аллах: «Иман у них (т.е. у саляфов) – это слово, дело и убеждение, он не будет действительным, кроме как с ними собранными вместе.» («Акуаль зауиль ‘ирфан», стр. 147, составитель ‘Исам ас-Синани, проверка шейха, выдающегося ученого Салиха аль-Фаузана)

Я говорю: это слова имамов религии, слова которых являются авторитетными в этом вопросе, и есть еще другие слова других имамов, подобные тем, что я упомянул, я оставил их из боязни затягивания, и того, что я упомянул достаточно для домогающегося истины, и достаточно для ищущего прямого руководства, а что касается слепого приверженца, то даже если ты приведешь ему тысячу доказательств, он не примет ничего, кроме того что соответствует его страсти, мы прибегаем к защите Аллаха от оставления без помощи.

Убеждение хариджитов и му’тазилитов

Хариджиты и му’тазилиты пришли к тому, что иман – это слово и дело, однако они делают каждое отдельное дело из обязательных дел столпом имана, и если некоторая часть имана исчезнет, будь то слово или дело, то исчезнет весь иман, таким образом иман не увеличивается и не уменьшается у них, как это говорят саляфы, однако его уменьшение у них является его недействительностью, и они основали на этом обвинение в неверии совершающего большой грех (как это говорят хариджиты в распространенном из их мазхаба) или же его выведение из области имана в степень между иманом и куфром (как это говорят му’тазилиты в распространенном из их мазхаба), затем они (т.е. хариджиты и му’тазилиты) сошлись в его вечном пребывании в огне в Судный день!

А что касается саляфов, то они не сделали каждое отдельное дело из праведных дел столпом имана, таким образом совершающий большой грех не является кяфиром у них, однако он является верующим с неполным иманом, и в Судный день он будет под пожеланием, если Аллах пожелает, то Он накажет его по причине его грехов, а если пожелает, то простит его, затем, если он войдет в огонь, то он не будет там пребывать вечно, подобно вечному пребыванию кяфиров, однако он выйдет из него в один из дней, так как не будет пребывать вечно в огне единобожник.

Сказал шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах:

«Эти хариджиты, у них есть названия, их называют харуритами, потому что они вышли в месте, которое называется Харура, и их называют людьми Нахравана, потому что Али воевал с ними там, и из их разновидностей «ибадиты», последователи Абдуллы бин Ибада, «азракиты», последователи Нафи’ бин аль-Азрака, и «наджадаты», сторонники Наджата аль-Харури. Они первые, кто обвинил в неверии людей Кыблы из-за грехов, даже по причине того, что они считают грехами, и они сделали дозволенной кровь людей Кыблы из-за этого, и таким образом они были такими, как их описал пророк, салля Аллаху алейхи ва саллям: «Они будут убивать мусульман и оставлять идолопоклонников», они обвинили в неверии Али бин Абу Талиба, Усмана бин Аффана и тех, кто поддерживал их, они убили Али бин Абу Талиба, сделав дозволенным его убийство, из них его убил Абдур-Рахман бин Мульджам аль-Муради, он и другие хариджиты были усердствующими в поклонении, однако они были невеждами (джахилями), которые оставили Сунну и Джама’у. Так они сказали: люди бывают либо верующими, либо кяфирами, верующим является тот, кто выполняет все обязанности и оставляет все запреты, и кто не является таковым, тот является кяфиром, вечно пребывающим в огне, затем они сделали всех, кто противоречит их слову таковыми и сказали: поистине, Усман, Али и подобные им судили не тем, что ниспослал Аллах, и были несправедливыми, и поэтому они стали кяфирами. Мазхаб этих является заблудшим согласно многим доказательствам из Книги и Сунны.»

Он, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«И после них пришли «му’тазилиты», которые удалились от джама’ата после смерти аль-Хасана аль-Басри, это: Амр бин Убейд, Уасыль бин Атаа аль-Газзаль и их последователи, они сказали: совершающие большие грехи будут вечно пребывать в огне, как это говорят хариджиты, и мы не называем их ни верующими, ни кяфирами, однако они нечестивцы (фасики), мы относим их к степени между двумя степенями. Они отрицают заступничество пророка, салля Аллаху алейхи ва саллям, за совершивших большие грехи из его общины, и что они выйдут из огня, после того как они зайдут туда. Они сказали: есть только два вида людей: счастливый, который не будет наказан, и несчастный, который не будет в блаженстве, и есть два вида несчастных: кяфир и нечестивец, и они не сошлись с хариджитами в назывании их кяфирами. Этих опровергают подобным тому, чем опровергают хариджитов.» («Маджму’ аль-фатава», «Собрание фетв», 7/481_484)

И сказал имам Ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах:

«А что касается му’тазилитов, то иманом у них является совокупность повиновений, и кто допустит в них какое-либо упущение, тот является нечестивцем, ни верующим, ни кяфиром, эти являются истинными му’тазилитами, сторонниками степени между двумя степенями. И из них есть, кто придерживается в этом убеждения хариджитов: грешник является кяфиром, неверующим, только сафариты делают его подобным многобожнику и делают страну грешника, противоречащего им, страной войны, а что касается ибадитов, то они делают его кяфиром ни’гма (неблагодарным за милость), однако они говорят, что он будет вечно пребывать в огне, если он не покается от большого греха, и они не делают дозволенным его имущество, подобно тому как его дозволяют сафариты. У них есть внешние стороны аятов, которые они приводят как доказательство, эти аяты растолковала Сунна, и ученые этой общины пошли в соответствии с тем, как это истолковала Сунна.» (ат-Тамхид, 9/251)

И сказал шейх, выдающийся ученый Хафиз Хаками, да смилуется над ним Аллах, относительно разницы между убеждением саляфов и убеждением му’тазилитов: “ И разницей между этим (убеждением му’тазилитов) и между убеждением праведных предшественников является то, что саляфы не сделали все дела условием действительности, однако они сделали многие из них условием полноценности (совершенства, полноты), как сказал Умар бин Абдуль-Азиз в их отношении: «Кто довел их до совершенства, тот довел до совершенства иман, а кто не довел их до совершенства, тот не довел до совершенства иман», а му’тазилиты сделали их всех условием действительности.» («Ма’аридж аль-кабуль”, 2/602, издательство «Ибн аль-Каййм»)

И я предпочел разъяснить убеждение хариджитов относительно имана, потому что я увидел, что некоторые люди путают между ним и между убеждением саляфов! Так что они делают убеждение саляфов относительно имана убеждением хариджитов, уа’идитов и делают убеждение мурджиитов убеждением саляфов!

Сказал шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах:

«Многие из поздних не различают между мазхабами саляфов и словами мурджиитов и джахмитов по причине смешения этого с этим в словах многих из них, из тех, кто внутри придерживается мнения джахмитов и мурджиитов относительно имана, и в то же время они возвеличивают саляфов и Ахль аль-Хадис, и таким образом они полагают, что они совместят их, или совместят слова подобные этим со словами саляфов.» («Маджму’ аль-фатава», «Собрание фетв», 7/364)

 

 







ЧАСТЬ ДВА

 

Убеждение мурджиитов

Есть много течений мурджиитов, и у них есть много мнений относительно определения имана, наиболее распространенными являются три мнения:

Шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, охватил их в его высказывании:

«И есть три разновидности мурджиитов:

1. Которые говорят: иман – это только то, что в сердце, затем из них есть, кто заводит в него дела сердца, и это большинство течений мурджиитов, как упомянул Абу аль-Хасан аль-Аш’ари их слова в его книге, и он упомянул много течений, упоминание которых затянется, однако мы упомянули их слова в общем, и из них есть, кто не заводит их в иман как Джахм и те, кто последовал за ним как ас-Салихи, и это является тем, что поддержал он и большинство его последователей,

2. Те, кто говорит, что иман – это только слово языка, и это неизвестно от кого-либо до каррамитов,

3. подтверждение сердцем и слово языком, это является известным от людей фикха и поклонения из их числа.»

(«Маджму’ аль-фатава», «Собрание фетв», 7/195)

Таким образом, мурджииты, при всем разнообразии их течений, сошлись на том, что внешние дела не заходят в понятие имана.

И из этого выходит, что иман человека будет полным без дел! И что люди одинаковы в имане, и что иман самого нечестивого человека подобен иману Абу Бакра и Умара! Даже подобен иману Джибриля и Микаиля!

 

Потому что иман не увеличивается и не уменьшается, и что кто скажет: я верующий, инша Аллах, тот становится кяфиром, потому что он сомневается в своем имане, а кто сомневается в своем имане, тот становится кяфиром, и есть много ответвлений, которые они построили, основываясь на их убеждении, касающегося имана, из наиболее выдающихся из них то, что они не обвиняют в неверии человека, полностью оставляющего дела, вопреки единогласию (иджма’) саляфов, и таким образом, разногласие между ними и саляфами не является языковым, как это говорят некоторые люди, однако это является настоящим разногласием, и ошибся тот, кто приписал шейхуль Исламу Ибн Таймийи, да смилуется над ним Аллах, что он говорит, что разногласие между саляфами и мурджиитами факихами является языковым разногласием, таким образом обобщенно, однако от него, да смилуется над ним Аллах, известно, что он ограничивает это разногласие большей его частью или же главной его частью и подобными этим выражениями, из которых понимается, что разногласие является настоящим с некоторых его сторон, необходимо обратить внимание на этот вопрос, так как некоторые люди проявили поспешность в нем и ошиблись в отношении шейха аль-Ислама, да смилуется над ним Аллах.

Мурджииты факихи:

Под мурджиитами факихами у имамов Сунны подразумеваются Абу Ханифа и его последователи, их убеждение, касающееся имана, является известным, так как они говорят, что иман – это убеждение сердцем и произношение языком, и кто убедился сердцем и произнес языком, тот зашел в иман, даже его иман является полным, как было сказано ранее.

Есть еще другие факихи, не являющиеся последователями Абу Ханифы, которые впали в ирджа (мурджиизм), как многие из шафиитов и маликитов по причине их следования ашаритской акыде, а ашариты являются мурджиитами, они даже являются крайними мурджиитами по причине того, что они делают иман подтверждением, и таким образом, они сошлись с Джахмом бин Сафуаном в его убеждении, и поэтому мурджииты факихи из числа ханафитов лучше, чем мурджииты факихи из числа шафиитов и маликитов, из тех кто относится к куллябитской ашаритской акыде.
И некоторые поздние ханбалитские факихи поддались влиянию ашаритской акыды и стали придерживаться убеждения ашаритов в вопросе имана и другого, и у Аллаха испрашивают помощь.

Убеждение некоторых современников, из тех кто ошибся в вопросе имана

Некоторые современники пришли к убеждению, состоящему из убеждения саляфов и убеждения мурджиитов, и сказали:

Иман – это слово и дело, и в этом высказывании они сошлись с саляфами

Затем они сделали действительным иман без дел! И в этом они разошлись с саляфами, и выше уже было приведено единогласие (иджма’) саляфов в том, что иман недействителен без дел.

Что касается единства этих современников с первыми мурджиитами, то оно заключается в их единогласии в том, что иман действителен без дел, и таким образом, разногласие между ними и мурджиитами получается языковым разногласием, так как все единогласны в действительности имана без дел, однако мурджииты делают его полным иманом, а эти современники говорят: исходный иман.

И все равно будь он полным иманом согласно убеждению ранних мурджиитов или же исходным иманом согласно убеждению этих современников, он у обеих групп является действительным, принимаемым у Аллаха и спасает от вечного пребывания в Огне.

А что касается праведных предшественников, то они противоречат убеждению двух этих групп, и не будет спасения у них в Судный день, кроме как с делами.

И, таким образом, высказывание этих современников, что иман – это слово и дело, является языковым единством с саляфами, а не настоящим, потому что они делают действительным иман без дел, а саляфы не делают его действительным, как было ранее приведено их единогласие (иджма’) относительно этого. И, таким образом, противоречие этих современников саляфам в вопросе имана является настоящим противоречием.

Из этого мы в результате пришли к тому, что есть четыре убеждения:

1 – убеждение саляфов, что иман – это слово и дело, иман не будет действителен, кроме как с ними обоими.

2 – убеждение хариджитов и му’тазилитов, что иман – это слово и дело, иман не будет действителен, кроме как с каждым отдельным делом из отдельных дел.

3 – убеждение мурджиитов, что иман является словом, иман будет действителен с ним одним, даже будет с ним полным.

4 – убеждение некоторых современников, что иман – это слово и дело, иман будет действителен с одним словом и не будет с ним полным.

И посредством этого становится ясным единство сторонников четвертого убеждения (из числа людей нашего времени) с убеждением мурджиитов, и что те, кто опровергал их и предостерегал от их убеждений, не говорили необдуманно или без знания.

И эти современники, как сказал шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, в отношении мурджиитов факихов: «у них есть шариатские доводы, по причине которых, это дело стало им неясным.» («Маджму’ аль-фатава», «Собрание фетв», 7/194)

И из наиболее великих этих шариатских доводов, которые на самом деле являются сомнительными доводами (шубхами): хадис о заступничестве, в котором пришло, что из Огня выйдут люди, не совершившие ничего благого.

И эти современники привели в качестве довода это высказывание и основали на нем то, что иман действителен без дел, и что внешние дела являются условием полноценности имана.

Этот хадис, если бы имамы Сунны ничего не сказали бы о нем, то его необходимо было бы вернуть к ясным текстам, которые разъясняют, что нет спасения, кроме как с делами, напротив, обязательно его понимание в свете саляфитского единогласия (иджма’) относительно того, что иман недействителен без дел.

А как же когда о нем говорили имамы и направили его в правильном направлении, которое разрывает перевязи ирджа (мурджиизма).

И из этих имамов религии, которые ответили на этот хадис, имам Ибн Хузейма, имам Сунны и Хадиса в его время, когда он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «и это высказывание «не совершили ничего благого» относится к основе, которую используют арабы, отрицая название определенной вещи по причине недостатка в ее полноте и совершенстве, и значение этого высказывания соответствует этой основе, они не совершили ничего благого в полноте и совершенстве, не так как было вменено в обязанность и повелено, и я разъяснил это значение во многих местах из моих книг.» Закончились его слова, да смилуется над ним Аллах. (ат-Таухид, 2/732) И как будто он, да смилуется над ним Аллах, хотел опровергнуть мурджиитов в его время, ведь они приводят в качестве доводов обобщенные высказывания подобные этим, на это указывает то, как он назвал главу, когда он сказал:

«Глава: упоминание доказательства на то, что все сообщения, которые я упомянул ранее до этого места о заступничестве пророка в выведении единобожников из Огня, являются только обобщенными высказываниями, подразумевающими конкретизацию.»

Я говорю: эти шариатские тексты, за обобщенность которых цепляются противоречащие вероубеждению саляфов, не были неизвестными для имамов по милости Аллаха, и они ответили на них, и как удивляют некоторые современники, когда они приводят их в качестве довода на действительность имана без дел, тогда как ученые давно уже разъяснили их значения, и что в них нет довода для тех, кто противоречит убеждению саляфов. И как удивляют некоторые из них, когда они упоминают понимание, которое упомянул Ибн Хузейма, и затем приходят с пониманием этого хадиса мурджиитами и делают это якобы двумя сопоставимыми мнениями ученых, и разве объяснение и понимание имамов Сунны сравнится с мнениями приверженцев нововведений?

Также из сомнительных доводов (шубх), которые поднимают эти современники в подкрепление их убеждения: старое разногласие между учеными в отношении положения оставляющего молитву из нерадения и лени.

Так они говорят, что согласно мнению тех, кто говорит, что оставляющий молитву не становится кяфиром, все дела являются условием полноценности, и что иман действителен без дел.

Однако для них оказалось неизвестным, что имамы Сунны, хотя они и разошлись в отношении положения, оставляющего молитву, то они не разошлись в отношении положения, оставляющего дела, напротив, они сошлись на том, что иман недействителен без дел, как выше это было передано от них, и есть явное различие между двумя вопросами. Так постановление в отношении оставляющего молитву является вопросом из вопросов фикха, в котором разошлись ученые, и не является разногласие в нем разногласием между Ахль Сунна и мурджиитами, и ошибся или же стал причиной ошибки тот, кто сделал разногласие в нем таковым, а что касается полного оставления дел и предписаний религии, то разногласие в нем есть только со стороны мурджиитов, как сказал имам Исхак бин Рахавейх, да смилуется над ним Аллах:

«Мурджииты перешли границы, что даже из их убеждения стало, что они говорят: тот, кто оставил обязательные молитвы, пост Рамадана, закят, хадж и все предписания, не отрицая их: мы не обвиняем его в неверии, его положение откладывается затем к Аллаху, потому что он признает. Эти те, в отношении которых нет сомнения.»

«То есть в том, что они мурджииты» («Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба аль-Ханбали, 1/21, издательство «Ибн аль-Джаузи»)

И посредством этого становится ясной ошибка тех, кто вытащил разногласие из фикха относительно положения, оставляющего молитву, для того, чтобы вызвать замешательство в единогласной саляфитской акыде, а именно единогласии (иджма’) Ахль Сунна в том, что иман недействителен без дел.

Затем, разве эта манера в возбуждении замешательства не подобна манере некоторых приверженцев нововведений в возбуждении замешательства в некоторых саляфитских вероубеждениях?

И является утвердившимся, что эти ловкие доказывания являются порицаемыми у саляфов, если они подразумевают возбуждение замешательства в убеждении сторонников истины и поддержку убеждений противоречащих им.

И из этого то, что Шаббаба бин Саввар аль-Мадаини, он был из числа мурджиитов, говорящих, что иман – это слово. У него спросили: «Разве иман – это не слово и дело?» Он ответил: «Если человек сказал, то он уже сделал!»

Вдумайся в это ловкое доказывание для того, чтобы опровергнуть убеждение саляфов.

И поэтому Ахмад бин Ханбал нападал на Шаббабу и не передавал от него хадисы, несмотря на то, что он был из числа его шейхов, и говорил: я оставил его из-за ирджа (мурджиизма). («Сияр а’глям ан-нубаля», 9/513)

Это то, что я хотел разъяснить моим братьям, а так разъяснение этих вопросов является долгим делом, и ищущий прямого руководства, если он желает установления истины в этом вопросе или же в другом, должен прежде всего скинуть с себя одеяние слепого пристрастия к определенным личностям, ведь в этой религии нет места слепой приверженности и пристрастию джахилии, затем он должен вернуться к тому, что написали утвердившиеся в знаниях ученые, как шейхуль Ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, и из современных из тех, кто писал по вопросам имана, хорошо это сделал, принес пользу и поддержал убеждение саляфов, как его достоинство, шейх Салих аль-Фаузан, его достоинство, шейх Абдуль-Азиз ар-Раджихи и другие из тех, кто придерживается убеждения саляфов в этом вопросе.

И я напоминаю моим братьям о необходимости соблюдения справедливости, беспристрастия и отнесения людей к их положению, и чтобы целью было познание истины и познание того, что противоречит ей из убеждений для того, чтобы остерегаться их и отдалиться от них, и не является целью, чтобы мы порочили такого-то! Или же выслеживали ошибки такого-то! И я не нахожу невозможным, что этот вопрос имана был вынесен на арену для сведения счетов между одной и другой стороной, и поэтому ты находишь, что пагубных вещей и вреда, вытекающих из споров некоторых из них, намного больше, чем пользы, что показывает каждому разумному проницательному человеку, что большинством этих враждований не стремятся к лику Аллаха, а это только отмщение и сведение счетов с противниками с именем религии и шариата, и у Аллаха испрашивают помощь от того, к чему пришли обстоятельства и дела!

Также то множество порицания, - и возможно даже обвинения в заблуждении и нововведении! – которым занимаются некоторые из них в отношении тех, кто противоречит их мнению, не должно побуждать человека к сокрытию истины и потворству творениям, ведь пророк, салля Аллаху алейхи ва аля алихи ва саллям, сказал: «Пусть боязнь людей не препятствует кому-либо из вас говорить истину, если он увидит ее, будет ее свидетелем или же услышит ее.»

Его привел имам Ахмад (17/61, «ар-Рисаля») в хадисе от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, Абу Саид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я бы хотел, чтобы я не услышал его.»

Сказал выдающийся ученый ас-Синди: «то есть этот хадис, из-за трудности выполнения его должным образом.»

О, Аллах, Твоей милости и Твоего прямого руководства, отдали он нас эти смуты и отведи от нас их грязь, и даруй нам прощение и благополучие в этом мире и в последней жизни. И хвала Аллаху, Господу миров.

Это написал / 'Абдуль-Хамид бин Хальяви аль-Джухани

Утром в воскресенье 25 Рамадана 1428 г.х.Янбуг Саудовская Аравия


http://abumalik.net/play.php?catsmktba=221

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: