Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения

Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определя-

ющей весь процесс коммуникации, является установка на комму-

никативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

    В торым по значимости можно назвать принцип целесообраз-

ности, который проявляется на всех уровнях общения.

    Принцип гармоничности общения предусматривает гармо-

низацию как целей общения, так и средств достижения этих целей

на всех уровнях речи.

    Принцип структурирования пронизывает все общение:

как на уровне выделения из потока общения определенных комму-

никативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации

и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются

С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-

Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-

Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится

С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы

Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит

на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-

ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто

видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться

они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей

не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,

что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

 ( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

Ответ (в форме тезисов):

1. Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характери­зующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям (то есть принять все стороны). Таким образом, совет философа тесно связан с принципом гармоничности общения.

2. Коммуникативные и этические нормы представляют собой правила, которые помогают осуществить оптимальное (эффективное) общение. Совет философа соотносится с этими нормами, так как человеку необходимо понимание и рассмотрение его стороны, что дает нам лучше понять друг друга.

3. Я думаю, что такие советы философа актуальны в наши дни, так как общение – это часть нашей жизни, а чтобы лучше понимать друг друга, нам стоит широко мыслить и выходить за пределы своего разума дабы никого не расстроить своими заблуждениями (или убеждениями в правоте). При этом нужно корректнее выражать свои мысли, доказывать правоту.

 Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-

Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи

И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным

Внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную

структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,

при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли

к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст

должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,

главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

6. Вопросы не должны носить двусмысленный характер

7. Не стоит упускать тезисы и допускать потерю главной мысли.

8. Не допускать неправильного порядка слов.

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении  принято называть коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

К ним могут относиться:

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические

барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физи-

ческим состоянием, из-за которых он теряет способность адекват-

но воспринимать речь;

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отно-

шениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обуслов-

лены ощущением известности и/или излишней легкости (трудно-

сти) воспринимаемой информации.

    Для тех людей, у которых приоритетным является зритель-

ный канал получения информации, трудности понимания могут

быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

 

Проблемные  вопросы:

1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Предупреждать о своих барьерах должен тот, кто их имеет. Можно прямо сказать человеку, чтобы не было никакого недопонимания. Мне порой сложно воспринимать на слух большой объем информации, так как я его могу мгновенно забыть. Стараюсь записывать себе всю необходимую информацию. Барьеры общения напрямую связаны с нормами речи. Если человек имеет плохую дикцию или другие барьеры общения, то его речь не будет так хорошо восприниматься. Могу привести пример из жизненного опыта: в школе была учительница русского языка и литературы, которая картавила, из-за чего её ученики не воспринимали всерьез, а некоторые просто не всегда понимали, что она говорит.

 

 2. Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.

Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения.

Я могу сказать, что коммуникативный лидер принимает ответственность на себя. Даже если разговор пойдет не в положительную сторону, то вина будет больше лежать на нём, так как он первый начал говорить о данной теме. Само слово лидер означает брать ответственность за себя и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: