Какие функции в менеджменте СКД можно реализовать без коммуникации? Приведите примеры

Вопрос. Принципы и функции социально-культурной деятельности.

СКД – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, тиражирование культурных ценностей и культурных объектов.

В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:

1. постоянные, 2. основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),3. вспомогательные, 4. временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

Развивающая

Коммуникативная,

Информационно-просветительная,

Культуро-творческая,

Рекреативно-оздоровительная,

Экономическая,

Нормативно-правового обеспечения,

Гедонистичечкая.

Развивающая функция. Является основной, она связывает в одно целое все остальные функции; каждая функция так или иначе с развитием и саморазвитием личности и ее социальным самоутверждением, основанном на добровольности, инициативности, самостоятельности людей.

Коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (осуществляется в деятельности творческих объединений, через такие формы как, беседы, диспуты, вечера встреч и т.п.). Эту функцию выполняют как крупные организации СКД (кинотеатры, музеи, театры, библиотеки, учебные заведения), так и на уровне аудиовизуальных технических комплексов (интернет, кабельные компьютерные сети, радио, телевидение и т.п.). Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

Информационно-просветительная функция. Включает в себя педагогическую, образовательную, самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний в соответствии с его интересами, предпочтениями, потребностями.

Культуро-творческая функция - связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культуро-творческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Рекреативно-оздоровительная функция - состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Экономическая функция. Участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

Функция нормативно-правового обеспечения. Направлена на защиту конституционных свобод личности в условиях досуга.

Гедонистическая функция. Отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы.

На протяжении последних лет вместе с развитием функций социально-культурной деятельности динамично изменялись и функции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть профессии специалиста социально-культурной сферы.

Одной из приоритетных является экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и художественного любительства населения в идеале должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

Содержание функции обеспечения досуговых форм художественного любительства населения заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учреждений, защищая их от некомпетентного, порой сугубо административного вмешательства.Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующим звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, действующими в сфере свободного времени.

Принципы - это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры.

К общим принципам социально-культурной деятельности относится:

принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды – нацелен на учет такого важного фактора, как понятие "педагогическая закономерность". К числу таких закономерностей относится сочетание продуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании социально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги. Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энергетики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека. Социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает принцип личностного подхода - предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества.

Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

-принцип единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

Практическое задание. Определить и прокомментировать по рисунку назначение функций менеджмента социально-культурной деятельности.

 


коммуникативная

 

 

 


                                                                                                

1.прогнозирование, планирование

2.Организация

3.Мотивация

4.Контроль

5.Координация



Какие функции в менеджменте СКД можно реализовать без коммуникации? Приведите примеры.

Планирование

Планирование является первой, важнейшей функцией про­цесса управления. Если плановые показатели недостаточно обос­нованы, то, как бы хорошо организация ни работала на после­дующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных принципов планирования зависит качество управления.

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры
должны оценить сильные и слабые стороны организации в ос­новных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

- куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.

К главным принципам планирования относятся все науч­ные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интегра­ционный, маркетинговый, функциональный, динамический, вос­производственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюде­ние является обязательным условием разработки обоснованного плана. К дополнительным принципам планирования относятся:

- ранжирование объектов по их важности;

- сбалансированность плана;

- вариантность плана;

- экономическая обоснованность показателей;

- преемственность стратегического и текущего планов;

- автоматизация планирования;

- согласованность плана с параметрами внешней среды;

- социальная ориентация плана;

- обеспечение обратной связи системы планирования при
управлении.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, оп­ределяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

• установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и планов для достиже­ния целей;

• определение необходимых ресурсов и их распределение
по целям и задачам;

• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и
кто несет ответственность за их реализацию.





Организация

Следующей функцией управления является организация. Задача ее - формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым. Кроме того, деление на части и делегиро­вание выполнения общей управленческой задачи путем распре­деления ответственности и полномочий.

При этом важное значение имеет рациональная организа­ция управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, инфор­мация, документы. Если операция направлена на изменение па­раметров предмета труда, то процесс является основным. К об­служивающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным - опе­рации, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

Основными условиями рациональной организации управ­ленческих процессов являются:

• пропорциональность;

• непрерывность;

• наличие целей;

• эластичность действий;

• устойчивость;

• разделение труда;

• соблюдение норм управляемости;

• делегирование обязанностей и полномочий;

• параллельность;

• прямоточность;

• ритмичность;

• концентрация однородных предметов труда в одном
месте;

• гибкость процессов.

Так, при пропорциональности достигается равная пропуск­ная способность разных рабочих мест одного процесса, сораз­мерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д., при параллельности - совмещение операций во времени, при прямоточности - оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т.д.; при ритмичности - равно­мерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности - максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов.

Для соблюдения этих условий необходимо повышать по­вторяемость процессов и операций, что достигается путем уни­фикации и типизации разнохарактерных частичных процессов.


Мотивация

Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Контроль

Функция процесса управления - контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоя­нию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные. Контроль можно классифициро­вать:

• по объектам контроля;

• по исполнителям;

• по принимаемому решению;

• по возможности дальнейшего использования объектов
контроля;

• по типу отношений;

• по признаку открытости;

• по масштабу;

• по методике проведения;

• по способу получения и обработки информации;

• по степени мотивационной значимости;

• по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);

• по характеру (непрерывный и периодический);

• по количеству контролируемых величин (единичный
или одномерный и множественный или многомерный);

• по степени охвата объектов контролем;

• по режиму контроля;

• по времени контроля;

• по периодичности выполнения контрольных операций;

• по уровню механизации (автоматизации);

• по стадиям жизненного цикла объекта.

Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:

- стратегическая направленность контроля;

- ориентация контроля на результаты;

- своевременность контроля;

- гибкость контроля;

- открытость контроля;

- эффективность контроля.

Контроль обычно выполняется в три этапа. На первом эта­пе устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы. На втором этапе при сравнении показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. На последнем этапе полученные результаты сравниваются с задан­ными стандартами и определяется, какие действия необходимо предпринимать.

Главные инструменты выполнения функции контроля - на­блюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент об­ратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов. Эффек­тивно поставленный контроль обязательно должен иметь стратеги­ческую направленность, ориентироваться на результаты, быть дос­таточно простым. Последнее требование особенно важно в совре­менных условиях, когда организации стремятся строить свою рабо­ту на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.



Координация

Функция процесса управления - координация обеспечива­ет его бесперебойность и непрерывность. Главная задача коорди­нации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных свя­зей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых про­цессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использо­ваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуж­дений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют техниче­ские средства связи, помогающие быстро реагировать на откло­нения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаи­модействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласова­ние всех функций процесса управления (планирования, организо­вывания, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

В условиях роста самостоятельности и ответственности ру­ководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают гори­зонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необхо­димость в вертикальной координации, когда структуры управле­ния становятся «плоскими».

В отличие от рассмотренных общих функций, которые имеют место в любом процессе управления, функции современ­ных организаций, имеющих сложные взаимоотношения с внеш­ним окружением, - это планирование, маркетинг, производство, предпринимательство, финансы, организация, инновация, ин­формация, социальное развитие. Каждую из этих функций можно рассматривать как определенный вид работы по управлению предприятием в целом. Это относительно самостоятельные уча­стки работы, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер.

Функции менеджмента -- это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами. Принятие решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: