У планера нет источника тяги, поэтому самостоятельно он взлететь не может. Чтобы планер начал свой полет, нужно его запустить. В последние годы большое распространение получил запуск планера с помощью автолебедки или буксировки самолетом.
Планер, взлетевший на буксире и предоставленный самому себе, может только планировать. Планированием называют спуск планера по наклонной к горизонту траектории. Угол, составляемый траекторией планирования, называется углом планирования. На планер при установившемся движении (по прямой и с постоянной скоростью) действует сила тяжести G и равная ей и противоположного направления полная аэродинамическая сила R.
Разложим каждую из этих сил на две силы, направленные по траектории полета и перпендикулярно к ней. Сила Y, направленная перпендикулярно к траектории полета, называется подъемной силой; сила X, направленная по траектории против движения,— лобовым сопротивлением. Сила Gx — скатывающая сила — равна силе X. Сила Gy должна быть равна силе Y, чтобы сохранялась прямолинейность траектории. Рассмотрим эти четыре силы.
|
|
Подъемная сила Y не равна силе тяжести G, а меньше ее. Она уравновешивает только слагаемую Gy силы тяжести. Следовательно, планер уже не может держаться в воздухе, не теряя высоты, а будет спускаться. Сила Gx направлена по траектории полета. Она заменяет силу тяги и сообщает планеру скорость, необходимую для полета. Для этой силы необходим наклон траектории. Нетрудно заметить, что чем круче планирование, тем меньше подъемная сила Y и больше сила Gх, определяющая скорость планирования. Крутое планирование называется пикированием.
Если планирование происходит в одном направлении с некоторой высоты, то по горизонтали планер перемещается на расстояние, которое называют дальностью планирования. Дальность планирования тем больше, чем больше высота, с которой оно начинается. Наибольшая дальность планирования достигается в том случае, если планирование происходит при наивыгоднейшем угле атаки и соответствующей ему наивыгоднейшей скорости.
При наивыгоднейшем угле атаки планер имеет наибольшее значение аэродинамического качества. Следовательно, наибольшая дальность планирования получается при наивыгодней шем угле атаки — при максимальном значении аэродинамического качества.
В спокойной атмосфере планер летит по наклонной траектории вниз, т. е. снижается, одновременно продвигаясь вперед. То расстояние, на которое он снижается за 1 с, называется скоростью снижения. Однако, всем известно, что на планере можно и парить, т. е. летать без потери высоты и даже набирая ее. При парении планер тоже снижается, но только относительно воздуха, а не относительно земли. Восходящий поток воздуха, в котором в этом случае происходит планирование, поднимается вверх и переносит вверх планер (рис. 5.5).
|
|
У современных спортивных планеров очень высокое аэродинамическое качество и поэтому очень небольшая скорость снижения (менее 1 м/с). Благодаря этому даже при слабых восходящих потоках они уже могут парить, а при мощных — быстро набирают высоту.
Наиболее мощные восходящие потоки — термики — наблюдаются летом под кучевыми и грозовыми облаками. Перелетая от облака к облаку, планеристы могут совершать дальние перелеты.