Расчет точки минимума общих затрат

Практическое занятие № 5

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА ЗАМЕНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

Цель занятияизучение метода определения срока (точки) замены транспортного средства, основанного на точном учете затрат на ремонт в процессе его эксплуатации, а также на маркетинговых исследованиях рынка транспортных средств, бывших в употреблении.

 

Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволит своевременная замена транспортного средства.

Решение данной задачи основано на понимании того, что всякое транспортное средство (автомобиль, погрузчик и т. д.), несмотря на массовый характер сборки, «болеет по-своему», т.е. в процессе эксплуатации имеет индивидуальные расходы на ремонт. Система учета затрат, направленных на поддержание работоспособности транспортного парка, должна обеспечивать выявление «слабой» техники, замену которой необходимо осуществлять в первую очередь.

Как свидетельствует практика, данная задача ставится и решается прежде всего на предприятиях, имеющих в своем составе службу логистики.

Задание

Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.

 

Автомобиль, купленный за 40 000 руб., эксплуатировался 6 лет, ежегодно проезжая по 20 тыс.км. Годовые затраты на ремонт приведены в гр. 2 табл. 5.1. В ней же указана рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации.

 

Методические указания

 

Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:

1) f1(х) – зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы.

2) f2(х) – зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.

Найденные зависимости f1(х) и f2(х) позволят определить функцию F(х) – зависимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(х) и укажет срок замены транспортного средства.

Таблица 5.1

Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат

(начальная стоимость автомобиля – 40 000 руб.)

 

Год Пробег, нарастающим итогом, км Годовые затраты на ремонт, руб. Рыночная стоимость машины к концу периода, руб.
1 20000 300 34000
2 40000 800 29600
3 60000 1900 25900
4 80000 3000 22800
5 100000 4300 20500
6 120000 5900 18400

 

Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля.

Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 5.2.

 

Таблица 5.2

Расчет точки минимума общих затрат

Год Пробег нарастающим итогом, км Годовые затраты на ремонт, руб. Затраты на ремонт нарастающим итогом, руб. Стоимость  ремонта 1 км пробега к концу периода, руб. (функция f1(х)) Рыночная стоимость машины к концу периода, руб. Величина потребленного капитала к концу периода, руб. Величина потребленного капитала на 1 км пробега, руб. (функция f2(х)) Общие затраты на 1 км пробега, руб. (функция F(х))
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1-й                
2-й                
3-й                
4-й                
5-й                
6-й                

Для определения f1(х) необходимо

1. Определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить гр. 4 табл. 5.2.

2. Определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n -го периода, исчисленные нарастающим итогом (т.е. данные гр. 4 табл. 5.2), необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в гр. 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции f1(х).

Для определения f2 (х) необходимо

1. Определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40 000 руб.) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в гр. 7 итоговой таблицы.

2. Определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения гр. 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Результаты, образующие множество значений функции f2(х), заносятся в гр. 8.

Для определения F(х) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные гр. 5 и 8, а результаты, также построчно, вписать в гр. 9. Данные гр. 9 образуют множество значений целевой функции F(х),минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.

Графы 2, 4 и 6 заполняются либо на основании исходных данных, приведенных в табл. 5.1, либо в соответствии с отдельным вариантом задания (табл. 5.3).

Заполнив все графы табл. 5.2, мы завершили определение функции f1(х), f2(х) и F(х) в табличной форме. Для лучшего же усвоения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформлять и в графической форме (рис. 5.1).

 

Рис 5.1. Определение оптимального срока замены автомобиля

 

В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающийся от оптимального срок.

Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы используемой в логистических процессах техники в привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объем произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках, штабелерах и т.п. устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.

Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники. Другая зависимость (f2(х)) определяется в результате проведения маркетинговых исследований, включающих анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники. Задачей службы маркетинга является также и реклама реализуемой предприятием техники.

 

№ варианта Поправочный коэффициент к графам 2-4 табл. 5.1
1 1,0
2 0,8
3 0,85
4 0,9
5 0,95
6 1,05
7 1,1
8 1,15
9 1,2
10 1,25
11 1,3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: