Практическое занятие № 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА ЗАМЕНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Цель занятия – изучение метода определения срока (точки) замены транспортного средства, основанного на точном учете затрат на ремонт в процессе его эксплуатации, а также на маркетинговых исследованиях рынка транспортных средств, бывших в употреблении.
Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволит своевременная замена транспортного средства.
Решение данной задачи основано на понимании того, что всякое транспортное средство (автомобиль, погрузчик и т. д.), несмотря на массовый характер сборки, «болеет по-своему», т.е. в процессе эксплуатации имеет индивидуальные расходы на ремонт. Система учета затрат, направленных на поддержание работоспособности транспортного парка, должна обеспечивать выявление «слабой» техники, замену которой необходимо осуществлять в первую очередь.
|
|
Как свидетельствует практика, данная задача ставится и решается прежде всего на предприятиях, имеющих в своем составе службу логистики.
Задание
Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Автомобиль, купленный за 40 000 руб., эксплуатировался 6 лет, ежегодно проезжая по 20 тыс.км. Годовые затраты на ремонт приведены в гр. 2 табл. 5.1. В ней же указана рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации.
Методические указания
Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:
1) f1(х) – зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы.
2) f2(х) – зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.
Найденные зависимости f1(х) и f2(х) позволят определить функцию F(х) – зависимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(х) и укажет срок замены транспортного средства.
Таблица 5.1
Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат
(начальная стоимость автомобиля – 40 000 руб.)
Год | Пробег, нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, руб. | Рыночная стоимость машины к концу периода, руб. |
1 | 20000 | 300 | 34000 |
2 | 40000 | 800 | 29600 |
3 | 60000 | 1900 | 25900 |
4 | 80000 | 3000 | 22800 |
5 | 100000 | 4300 | 20500 |
6 | 120000 | 5900 | 18400 |
Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля.
Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 5.2.
|
|
Таблица 5.2
Расчет точки минимума общих затрат
Год | Пробег нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, руб. | Затраты на ремонт нарастающим итогом, руб. | Стоимость ремонта 1 км пробега к концу периода, руб. (функция f1(х)) | Рыночная стоимость машины к концу периода, руб. | Величина потребленного капитала к концу периода, руб. | Величина потребленного капитала на 1 км пробега, руб. (функция f2(х)) | Общие затраты на 1 км пробега, руб. (функция F(х)) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1-й | ||||||||
2-й | ||||||||
3-й | ||||||||
4-й | ||||||||
5-й | ||||||||
6-й |
Для определения f1(х) необходимо
1. Определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить гр. 4 табл. 5.2.
2. Определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n -го периода, исчисленные нарастающим итогом (т.е. данные гр. 4 табл. 5.2), необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в гр. 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции f1(х).
Для определения f2 (х) необходимо
1. Определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40 000 руб.) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в гр. 7 итоговой таблицы.
2. Определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения гр. 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Результаты, образующие множество значений функции f2(х), заносятся в гр. 8.
Для определения F(х) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные гр. 5 и 8, а результаты, также построчно, вписать в гр. 9. Данные гр. 9 образуют множество значений целевой функции F(х),минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.
Графы 2, 4 и 6 заполняются либо на основании исходных данных, приведенных в табл. 5.1, либо в соответствии с отдельным вариантом задания (табл. 5.3).
Заполнив все графы табл. 5.2, мы завершили определение функции f1(х), f2(х) и F(х) в табличной форме. Для лучшего же усвоения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформлять и в графической форме (рис. 5.1).
Рис 5.1. Определение оптимального срока замены автомобиля
В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающийся от оптимального срок.
Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы используемой в логистических процессах техники в привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объем произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках, штабелерах и т.п. устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.
Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники. Другая зависимость (f2(х)) определяется в результате проведения маркетинговых исследований, включающих анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники. Задачей службы маркетинга является также и реклама реализуемой предприятием техники.
|
|
№ варианта | Поправочный коэффициент к графам 2-4 табл. 5.1 |
1 | 1,0 |
2 | 0,8 |
3 | 0,85 |
4 | 0,9 |
5 | 0,95 |
6 | 1,05 |
7 | 1,1 |
8 | 1,15 |
9 | 1,2 |
10 | 1,25 |
11 | 1,3 |