Выполнила студентка 4 курса, группы БИСТ-Р, Рябикова Анастасия Викторовна

Конспект урока по истории Древнего мира.

Вводная часть:

Школа, класс: МБОУ г. Мурманска Гимназия №3, 5 «В».

Дата и тема урока: 24.09.2020; Возникновение искусства и религиозных верований.

Цель урока: дать представление об окружающем мире, верования первобытных людей.

Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).

Ученик будет знать и понимать:

· как появились искусство и первые религиозные представления;

· смысл терминов и понятий «религиозные верования», «анимизм», «фетишизм», «тотемизм», «душа».

Метапредметные результаты:

Познавательные –

· анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между явлениями; 

· определяют понятия;

· извлекают информацию из учебника, работают с иллюстрациями;

· делают и обосновывают выводы;

· определяют и аргументируют личную позицию.

Коммуникативные –

· излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга, работают в группах.

Регулятивные –

· определяют и формулируют цель изучения материала;

· организуют свою учебную деятельность;

· соотносят свои действия с планируемыми результатами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование (ресурсное оснащение) урока: компьютер, проектор, презентация, учебник, доска, мел.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Основные понятия: первобытное искусство, религиозные верования, душа, колдовской обряд, анимизм, тотемизм, фетишизм.

Основная часть:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку и включение их в деловой ритм урока.
2. Проверка домашнего задания. Ребята, расскажите мне, что мы проходили на прошлом уроке? Решение проверочной работы для закрепления знаний на прошлом уроке:   Проверочная работа по теме: Счет лет в истории. «Лента времени.» Вариант 1. Ответьте на следующие вопросы: 1. Жители какой страны первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 дней)? (жители Древнего Египта) 2. Кто из русских царей ввел счет лет от рождения Иисуса Христа? (Петр I)   Отметьте на «ленте времени» следующие даты: · своего рождения; · годы жизни Гая Юлия Цезаря (100 г. до. н.э. – 44 г. до н.э.); · стояния на реке Угре (1480 г.); · основания Рима (753 г. до н.э.).                                                                            Р.Х.   Вариант 2. Ответьте на следующие вопросы: 1. Как зовут основателя христианской религии? (Иисус Христос) 2. Как считали года жители Древнего Рима? (от основания г. Рим)   Отметьте на «ленте времени» следующие даты: · рождения мамы или папы: · Куликовской битвы (1380 г.) · годы жизни Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.); · проведения первых Олимпийских игр (776 г. до н.э).  
 


 

                                                                     Р.Х.

На выполнение проверочной работы ученикам дается 5 минут.

3. Изучение нового материала Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на сегодняшнем занятии.   Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.   Учитель организовывает работу детей по группам:   1 ряд – археологи. Ребята читают учебник на стр. 17-19, а также документ и отвечают на следующие вопросы: 1. Как была открыта пещерная живопись? И в каких пещерах?  2. Какие загадки хранит пещерная живопись, на которые ученые не могут найти ответ?   Документ. Пещера Ласко. «Сикстинская капелла» доисторической живописи. «В сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалёку средневековый замок. Внутри оказалась ещё дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери. Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения. Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная “Сикстинской капеллой первобытной живописи”.»   Комментарий учителя: В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Первые, дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного, представляют собой женские статуэтки из камня и кости с сильно увеличенными формами тела. Их называют «венерами» или «палеолитическими венерами» (т.е. древними). Они, по-видимому, были связаны с культом матери-прародительницы и символизировали плодородие. Такие «венеры» были найдены в Италии, Австрии, Чехии и России. Записи в тетрадях: Древнейшее искусство появилось во время появления «человека разумного» (40 тыс. лет назад) и было представлено в виде: · Фигурок, вырезанных из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины. · Наскальных рисунков. 2 ряд – пещерные люди (художники). Ребята читают учебник на стр. 17-19, а также документ и отвечают на следующие вопросы: 1. Что обычно древние люди изображали на стенах пещер? Почему? 2. Какими цветами они пользовались?   Помимо этого, учитель раздает листы бумаги и разноцветные карандаши. Задача учеников состоит в следующем: нарисовать сцену охоты или животного и продемонстрировать рисунки классу.   Комментарий учителя: Как видите, рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку информации – его «письмом». Для передачи цвета древние люди использовали различные природные материалы. Например глину. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру – краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.   3 ряд – шаманы или маги. Ребята читают учебник на странице 19-20 и отвечают на вопросы: 1. Почему художник изображает сцены охоты или животных? Какую роль они играли в жизни древних людей? 2. Во что у появилась вера у первобытного человека? 3. Как первобытные люди представляли себе жизнь в «стране мертвых»? На выполнение работы дается 5-7 минут. Комментарий учителя: В первобытном обществе религиозные верования представляли собой рефлексию, реакцию людей на их собственное восприятие мира вокруг себя. Религиозными верованиями были верованиями в колдовство, в душу, в жизнь после смерти. Эти верования основывались, в первую очередь, на вере, что в каждом человеке обитает душа. Но первобытные люди верили, что не только у людей есть душа, но и у животных, а также у природные явления, которых они наделяли человеческим качествами. Наиболее древней формой религии была магия. Магия представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Обряд «заколдовывания зверя», описанный у вас в учебнике, является по сути своей магическим обрядом. Записи в тетрадях: Религиозные верования – это верования в колдовство, в душу, в жизнь после смерти. Анимизм – вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Тотемизм – вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета. Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.   После того как дети закончат работу, учитель слушает их ответы и обобщает сказанное.
4. Обобщение полученных знаний на уроке Учитель задает вопросы классу и предлагает поделиться своими впечатлениями об уроке.
5. Домашнее задание П. 3 (стр.17-20) – пересказ + записи в тетради. Сообщения по предложенным темам: · Пещера Нио во Франции; · Петроглифы Канозера.

 

Примечание. Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка (встают).

Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило (сидят).

Археология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам (встают).

Земледелие главное занятие древнейших людей (встают).

Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо (сидят).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: