Терминологический словарь по религиоведению

 

1. Авель - второй сын Адама, убитый своим братом Каином из зависти за то, что жертвоприношение Авеля было принято Богом более благосклонно. В Новом Завете Авель называется праведным и считается первым мучеником. Иисус Христос обличая фарисеев говорит, что с них взыщется «от крови праведного Авеля до Захарии».

2. Авраам - согласно Библии, состоятельный житель шумерского города Ура, избранник Божий, родоначальник израильтян восточных ("арабских") народов. Призвание А. в христ. традиции — переломный момент в духовной истории человечества. А. воплощает в себе готовность вернуться к утраченному в грехопадении союзу-завету с Богом: порвать с языческой средой и основать новую общину в указанной Богом Земле Ханаанской (Палестине). В соответствии с заветом А. и его будущий народ избираются на служение всему человечеству. А. идет в страну Ханаанскую, ставшую для его потомков Землей обетова́нной ("обещанной Богом"). Местные жители называют его "евреем", т. е. переселенцем из-за реки (Евфрата). Торжественное заключение "завета" (союза) Бога с Авраамом, названного позднее "старым" (ветхим), становится началом пути к новому союзу-завету. Его @телесное знамение" - обрезание, а знак обещания потомства — перемена имени: вместо Аврам ("великий по отцу") - Авраам ("отец множества [народов]"). У дубравы Мамре (близ Хеврона) А. принимает трех странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что истолковывается как "прикосновенное" явление Святой Троицы. На этом эпизоде основан иконографический тип "Троицы ветхозаветной". Последним испытанием веры А. становится повеление принести в жертву Исаака, законного наследника. Авраам заносит нож, но ангел отводит его руку. (Жертвоприношение Исаака понимается в христианстве как прообраз жертвы Сына Божия). Память А. — 9/22 окт. Каноническое повествование об А. (Быт. 11,2—25,11) дополняется многочисл. еврейско-христианскими и мусульманскими легендами. В частности, ему приписывается изобретение алфавита и календаря, а также основание вместе с сыном Измаилом святилища Кааба в Мекке.

3. Агасфер (Вечный жид) — персонаж христианской средневековой легенды. Другие имена Агасфера — Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претория). Во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше. За это ему самому отказано в покое могилы, до Второго пришествия Христа он обречён из века в век безостановочно скитаться, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни. В легенде отразилось отношение средневековых христиан к евреям: в них они видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но чудом сохранявших этническую и религиозную самобытность, убийц Христа и осквернителей завета с Богом; Агасфер — враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение (сравни более позднее предание о Летучем голландце).

4. Аггелы (падшие ангелы) - согласно представлениям христиан и иудеев, это ангелы, которые, как и все остальные, изначально были созданы Богом добрыми и светлыми и призваны были бесконечно приближаться к Богу, то есть возрастать в добре, но отпали от Господа, образовав свое царство — ад, когда Сатана (Денница) поднял мятеж. По другой версии, Ад — это то место, куда отправит их Господь Бог на Великом Суде. Он отправит их в Ад, где уже приготовлены вечные мучения из огня и серы. Считается, что отпала примерно третья часть всех ангелов.

 

Дьявол желал, чтобы человек, которого создал Бог по образу и подобию Божьему, поклонялся дьяволу. И началась на небе война. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

После падения ангелы стали демонами, духами злобы поднебесной. Они знают, что в итоге ужасно погибнут, но настолько укоренились в грехе, что уже не могут не творить зла. Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь и людей на путь греха и этим погубить людей и их души, чтобы их тоже увлечь за собой в Ад.

5. Ад - в понимании некоторых религиозных деноминаций (традиционные христианские конфессии, зороастризм, ислам) — посмертное место наказания грешников. Как правило противопоставляется раю и ассоциируется с состоянием мучительного страдания

6. Адам - в Библии первый человек и прародитель человеческого рода. По одному из вариантов мифа, Бог создал Адама из праха земного, вдохнул жизнь в его ноздри и отправил в рай, чтобы охранять его при условии запрета вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Чтобы Адам не был одинок, Бог создал разных животных. Адам дал им всем имя, но не нашёл себе среди них помощника. Тогда Бог из одного из рёбер Адама создал женщину (см. Ева), которая Адаму понравилась. Нагая пара, соблазнённая змеем, вкусила плод с запретного дерева. В наказание Бог каждому дал свою участь: Еве в муках рожать детей и подчиняться мужу, Адаму в поте лица питаться от земли, которая проклята за него, а змею ползать и есть прах. Чтобы не дать Адаму стать бессмертным, Бог изгнал его из рая и закрыл ему доступ к древу жизни. Изгнанные из рая Адам и Ева родили Каина и Авеля. Жил Адам 950 лет.

7. Азазел - название козла, по закону Моисееву ежегодно, в день грехоотпущения, отсылавшегося в пустыню, после того как возложением рук первосвященника все грехи народа израильского символически слагались на этого «козла отпущения».

8. Альбигойцы (катары) - приверженцы еретического движения в Южной Франции 12 - 13 вв. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения, призывали к аскетизму и др. Осуждены Вселенским собором 1215, разгромлены в 1209 - 29 северо-французскими рыцарями и королем Людовиком VIII (в так называемых Альбигойских войнах).

9. Аминь - обычно, завершающая формула в молитвах и псалмах в иудаизме, христианстве и исламе, призванная подтверждать истинность произнесённых слов, истинно, воистину, подлинно, верно и крепко.

10. Ангелы - (греч. angelos, лат. angelus — вестник) — по верованиям иудеев, христиан и мусульман, созданные богом бесплотные сверхъестеств. существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям «божью волю». Согласно принятой христианством «небесной иерархии», предложенной Дионисием Ареопагитом, А. подразделяются на 9 чинов, сгруппированных в 3 лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы. Почитание А. — рецидив первонач. поклонения духам и одно из наследий политеизма в моноте-истич. религиях.

11. Антикосмизм - философское и религиозное отношение к миру как воплощению и порождению зла.

12. Антисоматизм - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. А. принимал в ходе истории различные формы — от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). А. представляет собой социальное явление, используемое правящими эксплуататорскими классами в разных целях — политических, экономических, для разжигания националистических настроений, для отвлечения трудящихся от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло А. в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс, опутанных религиозно-этническими предрассудками.

13. Антихрист -противник или "противостоятель" Христа, который, согласно Откровению Иоанна Богослова, должен появиться на Земле незадолго до конца света и второго пришествия Мессии. Мифологическое мышление обусловило олицетворение мирового добра, воплощенного в образе Иисуса и персонификацию зла в образе антихриста. Если дьявол, по средневековому выражению, "обезьяна Бога", то Антихрист — "обезьяна Христа". Он космический узурпатор и самозванец, имитирующий облик и поступки Христа. Иконографическая традиция изображения Антихриста, представленная фресками Л. Синьорелли в соборе итальянского города Орвиетто, с одной стороны, максимально приближает его визуальные черты к Христу, с другой — наделяет горделивым, неуверенным, лукавым выражением лица. Антихрист, имитируя добродетели Христа, соблазняет людей ложным чудотворством. В царство Антихриста "люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержанны, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше Бога".

14. Армагеддон - в христианских представлениях место последней битвы добра со злом (ангелов и демонов) на исходе времён, где будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Апок. 16, 14—16). Также Армагеддон — обозначение самой Армагеддонской битвы.

Слово «Армагеддон» образовано от названия горы Мегиддо (ивр. הר מגידו‎, хар Мегиддо), расположенной в 10 километрах от города Афула на севере Израиля. С этим местом связаны многие важные исторические сражения библейских времён.

В этом регионе стоял карательный легион Рима, который очень жестоко расправлялся с местным населением и олицетворял собой зло.

15. Архангелы - (греч. арха́нгелой, ед. ч. арха́нгелос – "ангелоначальник") – представители «небесного» мира служебных бесплотных духов, занимающие в нем, согласно христианской «девятичинной» иерархии, предпоследнее место (перед собственно «ангелами»).

По Священному Писанию и преданию известны следующие Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил. Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу.

16. Асмодей - демоническое существо иудаизма. Вероятно, древнеиранского происхождения (авест. Aishma — "Буйство"). В апокрифическом "Завете Авраама" (I в. н. э.) его происхождение объясняется блудом падших Ангелов с земными женщинами. Олицетворение стихийной силы, не подвластной человеческому разуму, блудного беса, разрушающего брак, чистоту отношений и занимающегося кровосмесительством. В легендах о царе Соломоне выступает как его антипод, но помощник в строительстве Иерусалимского храма, обладающий чудесной силой рассекать камни (и потому может символизировать силу зодчества). Соломон неразумно отдает Асмодею свой магический перстень с изображением могендовида ("Звезды Давида"), что порождает много бедствий. Однако все возвращается на свои места. В западноевропейских средневековых легендах Асмодей выступает под именем Маркольфа, в славянских сказаниях — Китовраса. В Исламе он известен как шайтан Сахр, также завладевший перстнем с шестиконечной звездой, с помощью которого творил чудеса и возводил здания.

17. Бегемот - (лат. behemoth из др.-евр. behemoth - "звери") - библейское название самого большого, после слона, из сухопутных животных - гиппопотама (греч. hippopotamos — "речная лошадь"). Необычайная величина и причудливый вид сделали бегемота образом "сатанинского зверя", ожидаемого в "конце мира": "Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья" (Иов, 40:10—18). На гиппопотама охотились в Древнем Египте и причисляли это животное к свите злого бога Сета, убившего Осириса. В то же время из-за огромного тела, ассоциирующегося с животом беременной женщины, гиппопотам был покровителем рожениц. Египетская богиня Та́урт, покровительница женщин и детей, изображалась в образе стоящей самки гиппопотама с женскими руками, грудью и лапами львицы. Фигурки гиппопотама в качестве амулетов изготавливали из ярко-голубого "египетского фаянса" и расписывали мотивами водных растений. Их устанавливали в изголовьях рожающих женщин (рис. 129, 130). В христианском искусстве бегемот изображается в эсхатологических сюжетах вместе с чудовищным змеем — Левиафаном. Именно так изобразил этих "апокалипсических животных" художник-визионер У. Блейк (рис. 131). В апокрифической книге Еноха говорится о морском чудовище Бегемоте, вместе с Левиафаном обитающем на востоке от Райского сада. Это оборотень, имеющий сходство со слоном: у него хобот, клыки, огромный живот, толстые ноги и маленький хвост (рис. 132). В демонологической традиции Бегемот — демон обжорства. В одной из старых хроник рассказывается, что в XVII в. Анна Дезанж, игуменья монастыря в Лудене, Франция, была одержима семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Баламом, Бегемотом и Изакароном1. С неожиданным юмором, как бы снимая излишний трагизм, навязанный этому тяжелому и неповоротливому животному, представил кота Бегемота М. А. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" (1929—1940). В архиве писателя сохранились выписки из книги М. А. Орлова и сочинения И. Порфирьева "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (1872)2. У Булгакова Бегемот - кот-обжора, "древнее и неприкосновенное животное". Но в прощальном полете с Воландом "тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом", летевшим рядом с "темно-фиолетовым рыцарем с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом..."3.

18. Богомилы -члены религиозного движения, зародившегося в Болгарии в X в. и просуществовавшего до XVII—XVIII вв. По мнению большинства историков, название Б. произошло от имени некоего священника Богомила.

Согласно учению Б., восходящему к павликианству (см. павликиане), в мире происходит непрерывная борьба двух начал: доброго (небесного мира) и злого (земного мира). Природа человека также двойственна и состоит из тела (создано дьяволом) и души (проявление доброго начала).

Б. не признавали Ветхий Завет, отрицали церковные таинства и обряды, совершаемые священниками. Из молитв признавали молитву "Отче наш". Последователи движения отвергали государственную и церковную власть и осуждали богатство.

Члены общин подразделялись на "совершенных" (монахов-аскетов) и рядовых членов. Во главе общины стояли "дедцы" (епископы).

19. Валтасар - согласно Библейской Книге Даниила, Валтасар был последним халдейским правителем Вавилона. Навуходоносор назван отцом Валтасара (Дан.5:2).

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру, он святотатственно использовал на нём для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» - и расшифровал их как послание Бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь Валтасар погиб

20. Варфоломеевская ночь - (фр. massacre de la Saint-Barthélemy - резня св. Варфоломея) - массовая резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, погибло около 40 тысяч человек.

Традиционно принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX с подачи своих итальянских советников, таких как Альбера де Гонди и Лодовико Гонзага. Резня произошла спустя шесть дней после свадьбы королевской сестры Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых богатых и видных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже. Резня началась 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, спустя два дня после покушения на адмирала Гаспара Колиньи, военного и политического предводителя гугенотов.

Василиск

ВАСИЛИСК — мифическое сверхъестественное существо, символизирующее инфернальный мир. Название производно от греческого «базиликос», что подразумевало его статус как короля змей. Другое имя — кокатрис. Изображался в виде дракона, но с головой и лапами петуха. Он вылупляется из яйца, снесенного петухом или жабой, в виде змеи. Именно так описывал его Плиний. Но в Средние века образ трансформировался. Убить василиска можно лишь его же собственным взглядом. Из животного мира победить его может только ласка. Исчезает он и при крике петуха. Для этого напротив василиска следовало поставить зеркало. Изобретателем такого способа считается Александр Македонский. Наряду с аспидом, львом и драконом василиск считался одним из воплощений дьявола. Как геральдический символ подразумевал сокрушение врага. Также служил олицетворением вероломства и всего несущего смерть. Родиной василиска является Ливия. «Царь безграничных пустынь… и без яда губящий» — так описывал василиска Лукан, относивший его к потомству Медузы-горгоны. Большинство легенд о василиске связано с образом черного семигодовалого петуха. Лишь такой петух мог явиться отцом василиска. В русском народе бытовало поверье, что петухам за сто лет разрешается снести только одно яйцо, из которого может вылупиться василиск, если девка поносит шесть недель его под мышкой. Обиталищем василиска являются пустыни. В пустыню же он способен обратить любую плодородную местность. Образ василиска был столь популярен в средневековой демонологии, что в XVII в. Кеведе даже написал романс «Василиск». Его изображение часто встречалось на готических храмах. Источ.: Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

Вельзевул

ВЕЛЬЗЕВУЛ, ВЕЛЬЗЕВУБ (Евр.) Искаженное Ваал Храмов, и правильнее - Вельзевул. Букв., Вельзевуб означает "бог мух" – насмешливый эпитет, употребленный евреями, и неправильное и перепутанное толкование "бога священных скарабеев", божеств, стороживших мумии, и символов преобразования, возрождения и бессмертия.

Вельзевул означает, собственно, "Бог Жилища", и в этом смысле упомянут в "Ев. от Матфея", X, с. 25. Так как Аполлон - первоначально не греческий, но финикийский бог - был богом врачевания, Пайаном, или целителем, также как и богом оракулов, он как таковой постепенно превратился в "Владыку Жилища", домашнее божество, и был, таким образом, назван Вель-зевул. В одном смысле он был также психопомпическим богом, заботящимся о душах, как это делал Анубис. Вельзевуб всегда был богом предсказаний и лишь позднее был спутан и отождествлен с Аполлоном.

Власти

КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В БУДДИЗМЕ Все концепции власти, бытующие в странах будд. мира, можно разделить на два типа: древнеинд. концепция «бога-царя», восходящая к мифологич. мышлению, и будд. концепция власти, возникшая в период формирования тхеравады и с рядом дополнений воспринятая впоследствии нек-рыми более поздними направлениями и школами буддизма. Особенностями концепции «бога-царя» являются: включение брахманских обрядов в политич. систему власти; обожествление личности короля, к-рый почитался аватарой (воплощением) Вишну, Шивы или Индры с соответствующими сверхъестеств. способностями и атрибутами; перенесение символов космич. порядка на политич. культуру конкретного гос-ва;провозглашение монарха с его атрибутами власти центром мироздания; использование древнеинд. трактатов для обоснования функций монарха; право «бога-царя» на власть обосновывалось его сакрализацией, а не морально-нравст. достоинствами. Согласно концепции власти царь не только правитель, но и регулятор социального порядка. Если он несправедлив, то приносит несчастье своим подданным. Монарх, к-рый не следует дхарме и не соблюдает высшие нравств. нормы, ведет страну к разорению. В этом случае он теряет право на власть и народ вправе свергнуть его. К. в. в б. не имеет завершенной формы, в нее можно вводить бесконечное количество морально-нравств. поучений, включая поучения о морали, медитации, мудрости, долге и обязанностях монарха. Она ставит под вопрос законность власти, утверждает фактич. зависимость власти от морально-нравств. законов, а юридически ставит эту власть под контроль сангхи как хранителя и толкователя морально-нравств. законов (дхармы). На практике правители будд. стран совмещали две концепции: инд. и будд.— первая служила для сакрализации царской власти, вторая -для ее прославления и оправдания перед будущими поколениями. Историч. хроники на синг., бирм., тайском, кхмер. языках содержат множество историй, прославляющих того или иного монарха как чакравартина, дхармараджу, бодхисаттву и т. д.; при этом всегда отмечаются заслуги монарха по отношению к религии и сангхе. Роль монарха, или правителя, в качестве защитника и покровителя религии считается ключевой для укрепления структуры гос-ва во всех странах южн. буддизма. Монарх защищает сангху, последняя узаконивает его власть. В ср.-век. Монголии, буддизм в к-рой представлял собой синтез махаяны и ваджраяны, под влиянием К. в. в б. сформировалась концепция «двух принципов гос. власти» — духовной и светской, к-рую осуществляли 2 правителя: один руководил сангхой, другой — гос-вом; оба они не имели права вмешиваться в дела друг друга, но должны были оказывать друг другу посильную помощь. Этот принцип впервые был сформулирован совместно императором Хубилаем (годы правления 1260—1294) и представителем школы сакьяпа Пагба-ламой. Соблюдение этого принципа затруднялось нестабильностью политич. ситуации в Монголии на протяжении 14— 20 вв. (феод. раздробленность и наличие многих светских правителей вместо одного; с 1691 по 1911 подчинение Монголии маньчж. императору Китая). В 1912—1919 обе власти—светская и духовная — слились в одном лице, и Монголия превратилась в теократич. монархию во главе с богдо-гэгэном. Такой же была реализация К. в. в б. в Тибете, где глава ведущей школы гелугпа далай-лама до присоединения Тибета к Китаю в 1951 сочетал в себе функции светского и духовного правителя. После 1959, даже находясь в эмиграции, далай-лама продолжает не только оставаться духовным главой Тибета в глазах тибетцев, но и высшим духовным авторитетом в глазах всех остальных буддистов.

Гностицизм

ГНОСТИЦИЗМ — религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и др. религиозно-мифологических представлений и культов, греч. философии и христианских идей. Наиболее значительные представители — Василид, Иосиф, Гераклеан, Карпократ, Валентин. Расцвет Г. приходится на середину 2 в., когда он стал гл. соперником христианства. Различают христианский и языческий Г. Общими почти для всех гностических систем являются: дуализм (борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи), в большинстве систем преодолеваемый идеей единого духовного первоначала (плерома); учение об эманации; представление об иерархической организации бытия; идея вечности мира (против креационизма Ветхого завета); учение о человеке как центре мирового процесса; дуализм души и тела или признание трехчастного состава человека — дух, душа, плоть; концепция гносиса, знания (через аскетическое возвышение духа человек преодолевает свою разорванность, познает свое внутреннее Я, тем самым восстанавливая разрушенную мировую гармонию). Г. присущи, с одной стороны, социально-интеллектуальный аристократизм (не все люди способны к гносису), и с др.— эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. В конце 2 в. формирующаяся христианская церковь отвергла Г. и стала вести с ним борьбу, однако влияние Г. прослеживается в течение всего средневековья.

Господства

ГОСПОДСТВО (БОГА)

- в ХХ в. переосмыcливается под углом зрения того, что в истории христианства оно нередко интерпретировалось в духе отношения "господин-раб", тогда как библейский Бог - спасающий, а не порабощающий. (См.: ВСЕМОГУЩЕСТВО).

ВСЕМОГУЩЕСТВО - один из атрибутов Бога, означает, что Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет Сам, что согласно с Его волей в действиях тварных существ и что соответствует избираемым Им самим путям и средствам. В истории мысли постоянно ставился вопрос, есть ли пределы всемогуществу Божию? Традиционные ответы: 1) Бог не может отрицать Себя. 2) Бог не может того, что противоречит Его природе, мудрости и любви. У древних Отцов Бог может все, кроме того, чтобы принудить человека любить. Некоторые схоласты писали, что Бог не может того, чего не хочет, не может совершать недолжное, и Его истинное всемогущество - неизвращенность Его силы упрямством. 3) Бог не может повелеть никакой твари стать совершенной, Он ожидает, что тварь внутренне найдет путь, ведущих ее к совершенству, что будет означать ее движение к Богу. Менее ясны ответы на вопросы, может ли Бог извлекать добро из зла, может ли Бог сотворить полностью совершенное существо и может ли Бог сделать бывшее небывшим? Споры идут в первых веков христианства и вплоть до ХХ в. Нарастание зла в истории побуждает многих не удовлетворяться повторением традиционных ответов. 4) Согласно С.Франку, в ХХ в. Его всемогущество приоткрывается нам не как внешне подавляющая сила, а как внутреннее могущество Святыни над нашей волей, как Его (и только Его) способность превратить злое сердце человека в доброе. Это - неудержимая притягательная сила, влекущая к себе сердце уверовавшего человека, ставшего на путь святости, правды и добра, и через сердце такого до конца уверовавшего человека эта сила изливается в мир. 5) Бог сам ограничил свое всемогущество в отношении к тварному миру: "Есть определенные области, над которыми Бог пожелал не иметь власти: примером является дарованная человеку свобода воли" (А.Пикок). 6) В томизме признание простоты Бога ведет к заключению, что Его всемогущество вне всяких сомнений. Аналогично и у Р.Гуардини: "Боге не противостоит равная сила".

Дуализм

ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ (от лат. dua-lis - двойственный) - противопоставление религией мира сверхъестественного, потустороннего, трансцендентного земным, чувственно воспринимаемым объектам и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и управляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог — всемогущий творец, мир - результат его творческой деятельности, бог - средоточие мудрости и добродетели, человек - существо слабое и греховное. Это противопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатическо-го) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного характера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христианстве таким посредником выступает богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях своеобразного антипода богу - сверхъестеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последовательно дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и манихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит носитель зла — дьявол.

Каин

Каин (библ.) – старший из двоих сыновей Адама и Евы, земледелец. Убил своего младшего брата скотовода Авеля, позавидовав тому, что жертва брата оказалась угоднее Богу, чем его собственная, а затем был вынужден уйти в изгнание, потому что земля, принявшая кровь брата, перестала давать ему урожай. Для того чтобы К. не был убит в изгнании, Бог объявил, что тому, кто убьет К., «отмстится всемеро».

Манихеи

МАНИХЕЙСТВО - религия, возникшая в 3 в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани (216-277). М. представляло собой синтез зороастризма и христианства. Из христианства М. заимствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являлся зороастрийский дуализм, признание двух субстанциальных начал бытия - противоборствующих царства света, добра, духа и царства тьмы, зла, материи. В первом господствует бог, во втором -дьявол. Борьба двух царств завершится катастрофой, в результате к-рой материя погибнет, а дух станет свободным. Мир, согласно М., есть воплощение зла. Человек, будучи двойств, существом (душа - порождение света, тело - тьмы), может помочь силе света в борьбе против силы тьмы. Поскольку сипы тьмы отождествлялись трудящимися с эксплуатат. порядками, М. явилось формой пассивного клас. протеста. Христианство объявило М. ересью. В Передней Азии М. оказало влияние на маздакизм.

Начальства

НАЧАЛЬСТВО - важное представление массового сознания, результат осмысления управляющего слоя, бюрократии. Н., с одной стороны, - воплощение разлитого в обществе зла, сосредоточение корысти, коррупции, бессмысленного вмешательства в деятельность рядового человека ("барин дурит"), не способное на конструктивные решения, отождествляемое с антиработой и живущее за счет работающего. С другой стороны, Н. является необходимостью как носитель уникального знания, науки ("начальству виднее") и одновременно плата за реальное зло жизни, некоторое ослабленное зло, некоторый намек на добро, но в формах зла, способное защитить от полной победы мирового зла, от внутренней неспособности личности без внешней поддержки удержаться от отпадения. Н. всемогуще, т. е. в принципе может все, но способно отпасть от Правды, впасть в грех, и тем самым лишиться возможности выполнять свои функции. Одним из результатов этого отношения к Н. является массовое нежелание пополнять его рады. В. Соловьев писал в 1884 году: "Еще слава Богу, что наличных общественных сил хватает у нас на то, чтобы поддерживать с грехом пополам обычный ход государственного механизма" (Философ. публицистика. Т.1. 1969, С. 246). Хронический недостаток руководящих кадров - постоянная проблема советской системы.

Престолы

Престолы (христ.) – один из девяти ангельских чинов, по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита – третий чин, вместе с серафимами и херувимами составляющий первую триаду.

31. Прокосмизм - Философское и религиозное отношение к миру как воплощению и порождению добра.

32. Просоматизм - Философское и религиозное отношение к телесной оболочке как благу.

33. Серафим - (греч. Seraphim, от др.-евр. śaraf — "жечь, сверкать") — в мифологии иудаизма и христианства — высший ангельский чин из первой триады (Серафимы, Херувимы, Престолы), наиболее приближенный к Богу

34. Силы - в христианских представлениях один из девяти чинов ангельских. Упоминается в Новом завете (Рим. 8, 38). По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 - нач. 6 вв.) - пятый чин, составляющий вместе с господствами и властямивторую триаду.

35. Теодицея - (франц. theodicee, от греч. бог и справедливость) — «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств, управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введен Г. В. Лейбницем в одноименном трактате (1710).

36. Трикстер - — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения.

37. Херувим - упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе ссерафимами являются самыми близкими к Божеству.

38. Шаман - согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние. Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са – «знать». Шаманом обозначался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у эвенков – саман, шаман, у ненцев – тадебей, у бурят – боо, у кетов – сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значение служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: