«Методика преподавания ИЯ»
Термин методика в переводе с греческого (metodike) означает отрасль педагогической науки, исследующую закономерности обучения определенному учебному предмету. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» методика - это наука о закономерностях и правах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка.
Методика это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.
Методика есть практическая дисциплина, дающая представление о совокупности приемов работы учителя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения.
Обучение - это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своего иноязычного опыта учащимся, в результате чего учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т.е. пользоваться языком как средством общения в различных ситуациях его применения. Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции учащихся.
|
|
Лингводидактика (Н.М.Шанский) есть общая теория обучения языку, исследующая общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма или билингвизма, этапа обучения, интеллектуально-речевого развития учащихся.
Предмет обучения методики – иностранный язык являющийся одновременно и целью, и средством обучения.
Объект исследования методики – процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользоваться языком в процессе общения.
Система обучения в методике есть совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы, подходы и средства обучения.
Подход к обучению есть методологическая основа обучения, особая точка зрения на сущность предмета, которому следует обучать, общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний.
Компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства, организационные формы обучения.
|
|
Цель обучения языку есть заранее планируемый результат по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Задачи обучения есть объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи.
Под содержанием обучения понимается все то, чему преподаватель должен научить, а учащийся научиться в процессе обучения. Компоненты содержания обучения: средства общения, знания приемов общения, навыки и умения, сферы, темы, ситуации общения, культура.
Навык это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма, автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Навык в методике это автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной деятельности. Выделяют навыки речевые и двигательные.
Речевая деятельность есть процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющего совокупность речевых действий.
Речевое умение есть способность учащегося участвовать в различных видах речевой деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Умения характеризуются осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью, динамизмом.
Коммуникативная компетенция есть способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. Коммуникативная компетенция базируется на речевой (социолингвистической), языковой (лингвистической), социокультурной, компенсаторной (стратегической) и др. компетенциях.
Метод – направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения. В структуре метода выделяются методические приемы.
Прием – наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя в виде конкретного действия или операции, с помощью которых формируются навыки и умения, приобретаются знания, стимулируется учебная деятельность учащихся.
Средства обучения – комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком с целью облегчения и повышения эффективности данных процессов.
Процесс обучения есть последовательное и педагогически обоснованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе которого достигаются цели обучения, образования и развития учащихся.
Технологии обучения – совокупность приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени.
Урок – основная организационная единица учебного процесса по практике языка, для которой характерно преобладание коллективных форм обучения в сочетании с различными индивидуальными формами, направленными на достижение поставленной цели обучения. Урок следует рассматривать не как совокупность организационно-педагогических действий учителя, а как деятельность двух сторон - обучающего и обучающегося.
Упражнение – специально организованная и целенаправленная деятельность, учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке.
|
|
Внеклассная работа по ИЯ есть система неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.