По масштабам распространения

социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе — межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

Локальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Объектовые ЧС — это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, промышленно-производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходят за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают хотя и все силы и средства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов или суверенных государств, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

Региональные ЧС — это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД и МО.

Глобальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.

Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:

1. сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;

2. связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;

3. на транспортных коммуникациях;

4. военно-политического характера;

5. вызванные стихийными бедствиями.

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:

* аварии на атомных электростанциях;

* аварии на транспорте с радиоактивным загрязнением территории;

* аварии на ядерных установках научно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

* аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

* аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;

* аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся: пожары и взрывы:

 в населенных пунктах,

 на объектах экономики;

 транспортных коммуникациях;

 в жилых домах.

К третьей группе чрезвычайных ситуаций относятся ситуации на транспортных коммуникациях:

 авиационные катастрофы;

 железнодорожные катастрофы

 аварии на водных коммуникациях,

 при этом эти происшествия повлекли значительное количество человеческих жертв или вызвали загрязнение территорий (акваторий) нефтепродуктами и (или) ХОВ;

 аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

 аварии на энерго- и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.

К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относятся ЧС военно-политического характера в мирное время:

единичный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падение носителя ядерного оружия со взрывом боевой части;

падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;

вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей (в том числе гражданской обороны);

волнения в отдельных районах, вызванные выступлениями антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:

 стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);

 стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

 стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);

природные пожары.

Выдержки из «Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298: «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» по состоянию на 25.12.2006 г.»

В целях совершенствования координации деятельности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, обеспечения единой государственной политики в этой области Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Принять предложение Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, согласованное с заинтересованными центральными и местными исполнительными органами Республики Казахстан, о создании Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...

2. Общее руководство Государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возложить на центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.

3.Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий (имеется в виду проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения.

(Положение о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 28 августа 1997 года № 1298).\

Основными задачами ЧС являются:

1. проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды при возникновении ЧС в мирное и военное время;

2. формирование системы организационных, экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, территорий, технической и экологической безопасности;

3. определение порядка реагирования на чрезвычайные ситуации, устранения их последствий, расследования причин их возникновения;

4. организация мониторинга и информирования населения;

5. организация разработки и выполнения государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

6. обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, проведение работ по их ликвидации;

7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

8. обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов ГСЧС;

9. осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Можно ли прогнозировать ЧС? Однозначно ответить на этот вопрос пока нельзя. Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее — техногенную, и пока достоверно трудно поддаются прогнозу стихийные бедствия, хотя они также имеют факторы накопления и предвестники. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия по их предотвращению позволяют избежать значительных потерь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: