double arrow

II. Общество как социальная система, её основные системные признаки

В XX веке представление об обществе как о целостной системе формировалось в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А. А., Богдановым и Л. Фон Берталанфи.

В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах Т. Парсонса, который предпринял попытку создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие "социальная система".

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Функциональная зависимост ь – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Системное качество формируется вследствие множества социальных связей, взаимодействий и отношений.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди и испытывают воздействие друг на друга.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Целостной системе присущи множество связей, взаимодействий и отношений, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определённая согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы, где нет отношений подчинения и превосходства в отличие от субординации.

Субординация – система подчинения, регламентированное распределение прав и обязанностей в любой организации.

Под " социальной системой" в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархическую совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующими со средой как единое целое.

Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы - семьи - до всего человечества.

В системном анализе понятие "социальная система" тесно связано с такими категориями, как "социальная структура" и "функции", что дает возможность описывать состав, характер связей между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой.

Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операционализации и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях.

В связи с этим понятие "социальная система" превратилась в универсальную категорию социологии.

Производным от социальной системы является понятие социетальной системы (от лат. societas - общность). Впервые данный термин был введен А. Г. Келлером для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба - государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом.

Социетальные системы отличаются большим разнообразием функций и включают в себя несколько подсистем; экономическую, собственно социальную, политическую, культурную и т.д.

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения общества, отражающая действительные реалии социальной жизни.

Рассмотрим некоторые из концептуальных подходов к категории "общества".

Согласно "атомистической" теории (Дж. Дэвис) общество является совокупностью действующих личностей или отношений между ними.

В теории "социальных групп" (Ф. Знанецкий) общество определяется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.

Функционалисты основывают свой подход на утверждении (Г. Спенсер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), что общество - это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.

С точки зрения марксизма общество - это сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиций, закона, социальных институтов и т.д., которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу. По его мнению, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей (независимо от его численности), если:

• объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

• оно не является частью какой-либо крупной социальной системы;

• оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;

• у него есть собственное название и своя история;

• браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;

• оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

• его объединяет общая система ценностей;

• оно обладает собственной системой управления.

Основные признаки общества

В отечественной социологической литературе выделяют следующие признаки общества:

1) наличие территории, обычно совпадающей с государственными границами. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения взаимодействия между индивидами;

2) устойчивость: наличие социальной структуры, т.е. устойчивых социальных связей, которые способствуют поддержанию и воспроизводству высокой интенсивности внутренних социальных взаимодействий;

3) самодостаточность или автономность, т.е. то, что позволяет ему без вмешательства извне выполнить свое основное предназначение - предоставить людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей;

4) общность культуры, большой интегрирующей силы, которая социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Примером общности культуры являются религиозные идеи, способствующие созданию и сохранению целых сообществ, например, христианская, мусульманская.

В современной социологической науке под обществом понимается универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся.

В обществе можно выделить основные сферы: социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: