Лаборатория

Таким образом, на наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.

Литература

Районирование– деление территории или акватории на части (районы), различающиеся между собой и в чем-то однородные внутри себя. Признаки, по которым выделяются районы, могут быть различны по характеру, по широте охвата признаков, по цели районирования.

Принципы рекреационно-ресурсного районирования.

Виды и схемы рекреационного районирования.

Для планирования развития рекреации на территориях необходимо проводить рекреационное районирование, основой которого должна стать комплексная оценка рекреационных ресурсов.

Существуют различные подходы к рекреационному районированию.

1. Эколого-экономическое районирование.

В настоящее время существуют многочисленные варианты районирования с учетом одного или нескольких экологических факторов, загрязненности отдельных природных компонентов:

· природно-хозяйственное районирование (критерий — природно - ресурсный потенциал);

· эколого-экономическое районирование (критерий — уровень воздействия, соотнесенный с потенциалом устойчивости среды);

· экологическое районирование (критерий — уровень загрязненности природной среды).

Основу эколого-экономического районирования составляет рассмотрение территориальной неоднородности связей в системе «воздействие – среда – последствия». Такой вид районирования рассматривает масштабы и характер воздействия, соотнесенные с потенциалом устойчивости среды к антропогенному воздействию. Все в большей степени развиваются исследования, связанные с задачами управления. Именно данный критерий необходимости в конечном счете оптимизировать систему взаимодействия природы и общества и обусловил разделение экологического и эколого-экономического районирования.

Эколого-экономическое районирование позволяет более грамотно проводить оценку степени экологической напряженности территорий по реальным ареалам воздействия, исключая ошибку за счет «искусственности», например, административных границ и имеет определенное значение для проведения региональной экологической политики. Так, для создания парка отдыха, мы будем выбирать ареал, относящийся к типу I с практически отсутствием воздействия от стационарных источников, за исключением периодического влияния небольших котельных с низкой плотностью выбросов и интенсивностью других факторов. При таком подходе все показатели уровня опасности, интенсивности воздействия можно рассчитывать в рамках реальных ареалов воздействия и их сочетаний.

2. Одним из разновидностей экологически ориентированного районирования является медико-географическое районирование России, которую в зависимости от степени экологической напряженности Келлер А.А (1995) предложил разделить на 10 районов (рис.1).

Рис. 1. Схема медико-географического районирования России:

1. Северо-Восточный, 2. Дальневосточный, 3. Северный, 4. Восточно-Сибирский, 5. Западно-Сибирский, 6. Северо-Западный, 7. Уральский, 8. Поволжский, 9. Западный, 10. Азово-Прикаспийский (Северо-Кавказский).

Однако в зависимости от географического положения по-разному будут удовлетворяться рекреационные потребности и в первую очередь в санаторно-курортном лечении. Так, при анализе медико-экологических условий и процессов на территории России четко выявляются различия в пределах ее восточной и западной частей. В восточной зоне существенное влияние на здоровье населения оказывают физико-географические условия: низкие температуры воздуха, недостаточный уровень солнечной радиации, многолетняя мерзлота, повышенная сейсмичность территории, сильные холодные ветры, слабая устойчивость территории к техногенному воздействию и др. В этой зоне можно выделить следующие медико-географические районы: 1. Северо-Восточный; 2. Дальневосточный (включая Сахалин и Курильские острова); 3. Северный (включая острова Северная Земля, Врангеля); 4. Восточно-Сибирский; 5. Западно-Сибирский. Природные и социально-экономические условия жизни населения в этих регионах неоднородны и неравномерно выражены, что предопределяет своеобразие комплексов предпосылок болезней и медико-экологических особенностей этих регионов.

В западной зоне на здоровье населения оказывают существенное влияние социально-экономические факторы: высокая степень экономической освоенности, повсеместное развитие техногенеза, значительная плотность населения и урбанизация, развитая сеть транспортных коммуникаций. Высокая концентрация производства в ряде регионов этой зоны привела к резкому ухудшению экологической обстановки. Здесь расположена часть районов, пораженных радиацией в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Орловская, Калужская, Тульская, Смоленская области). Обостряется геоэкологическая обстановка в бассейнах Волги, Дона, Кубани, Азовского, Балтийского (особенно Невской губы), Каспийского и Белого морей, что создает угрозу «здоровью населения» прилегающих территорий. В этой зоне можно выделить следующие медико-географические регионы: 6. Северо-Западный; 7. Уральский; 8. Поволжский; 9. Западный; 10. Азовско-Прикаспийский (Северо-Кавказский).

3. Физико-географическое районирование.

Физико-географического районирование – это раздел территории на отдельные провинции, округа и районы по особенностям геологического строения, рельефа, климата, растительности, типов ландшафтов и наиболее распространенных грунтов. Это районирование учитывает взаимосвязи компонентов и элементов природы и поэтому является комплексным. При выделении физико-географических районов учитывается тип рельефа на расчлененной местности и характерные особенности грунтов на низинах. Название физико-географических районов почти всегда соответствует названию физико-географических единиц, в пределах которых они находятся.

Многообразие природных условий России представлено экосистемами 8 природных зон (арктичес­кой, тундровой, лесотундровой, зона тайги, смешанных ле­сов, широколиственных лесов, лесостепей и степей) и крупных горных массивов.

Рекреационно-ландшафтное зонирование осуществляется в три этапа.

На первом этапе производится пофакторно-интегральная оценка ландшафтов. Интегральная рекреационная оценка ландшафтов складывается из средних значений основных составляющих ландшафта; рельефа, водных объектов и растительного покрова. Пофакторная оценка каждого параметра содержит функциональную и эстетическую составляющие. При трехбалльной системе оценок устанавливается следующая градация территорий для рекреационного освоения:

- неблагоприятные - 1,0-1,4 балла;

- относительно благоприятные - 1,5-2,4 балла;

- благоприятные - 2,5-3,0 балла.

В соответствии с принятой градацией по значениям ландшафтного потенциала производится зонирование территории по степени благоприятности природных ландшафтов для рекреационного освоения. При этом может быть как общее комплексное рекреационное зонирование территории, так и дифференциальное, ориентированное на развитие определенного вида туристской деятельности.

Следующим этапом рекреационного зонирования является экологическая оценка состояния природной среды. Так же, как и при оценке ландшафтов, экологическая оценка производится по трехбалльной системе пофакторно-интегрально. Вначале оцениваются составляющие природной среды (воздушный, водный бассейны и почвенно-растительный покров), затем дается интегральная характеристика. Устанавливаются чистые (2,5-3 балла), относительно чистые (1,5-2,4 балла), в которых при устранении источников загрязнения возможно самоочищение территории, грязные (1-1,4 балла) территории.

Производится экологическое зонирование территории. Третий этап рекреационно-ландшафтного зонирования состоит в совмещении ландшафтной и экологической оценок территории и установлении новых границ рекреационных территорий.

Благоприятные рекреационные территории характеризуются высоким рекреационно-ландшафтным потенциалом (2,5-3,0 баллов) и чистой природной средой.

Относительно благоприятные рекреационные территории включают:

· благоприятные ландшафтные территории и относительно чистое состояние природной среды;

· относительно благоприятные ландшафты и чистую природную среду;

· относительно благоприятные ландшафты и относительно чистое состояние природной среды.

Неблагоприятные для рекреационного освоения территории характеризуются либо самой низкой оценкой ландшафтов, либо крайним экологическим неблагополучием, когда отрицательная оценка ландшафтов сочетается с плохим экологическим состоянием природной среды.

После проведения рекреационного зонирования территории проводится натуральное (полевое) обследование местности для выделения участков для перспективного освоения под различные рекреационные объекты и прокладываются туристские маршруты.

Однако недостатком физико-географического или ландшафтного районирования является тот факт, что оно не рассматривает региональные медико-географические закономерности, которые необходимо учитывать при комплексной оценке ресурсов для развития рекреационных предприятий и учреждений (например, санаторно-курортных комплексов).

4. Э кономическое районирование.

Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. В соответствии с данным подходом, на территории России выделяют 12 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Прибалтийский (Калининградский), Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Исходя из предположения, что рекреация имеет территориальную привязку, вопросы формирования, функционирования, развития и управления рекреационными районами (зонами) удобнее всего рассматривать в пределах административно-территориальных границ, по аналогии с экономическим районированием территории осуществлено и ее рекреационное районирование (табл.1). При этом наибольшей емкостью рекреационно-познавательных ресурсов обладают Северо-Западный, Центральный и Северо-Кавказский районы, а наибольшей емкостью природно-рекреационных ресурсов – Северо-Кавказский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

Таблица 1

Распределение рекреационного потенциала России
по экономическим районам

Экономические районы Емкость рекреационно -познавательных ресурсов Емкость природно-рекреационных ресурсов Вместимость существующей материальной базы туризма
Млн.чел.- дн. В год % Млн.чел.-дн. в год % тыс. мест %
Северный 8,1 3,1 27,3 8,0 49,6 4,0
Северо-Западный 42,1 15,9 15,6 4,6 92,9 7,8
Прибалтийский (Калининградская область) 1,8 0,7 2,6 0,8 14,6 1,2
Центральный 102,0 38,5 38,0 11,3 291,9 24,4
Волго-Вятский 13,6 5,1 13,7 4,0 54,0 4,5
Центрально-Черноземный 13,8 5,2 2,5 0,7 36,6 3,1
Приволжский 14,4 5,4 23,5 7,0 100,9 8,4
Северо-Кавказский 36,5 13,8 55,2 16,4 211,7 17,7
Уральский 10,3 3,9 30,2 9,0 123,4 10,3
Западно-Сибирский 9,7 3,6 24,4 7,2 91,9 7,7
Восточно-Сибирский 8,6 3,2 47,9 14,2 64,2 5,4
Дальневосточный 4,4 1,7 55,6 16,5 66,2 5,5
Итого 205,3   336,5   1198,0  

Однако рекреационные зоны могут как совпадать, так и выходить за территориально-административные границы, иметь специфические условия функционирования и т.д. Поэтому данный подход рекреационного районирования территорий и, соответственно, важнейшие показатели использования и развития оздоровительных зон, не точен и субъективен.

5. Комплексное районирование.

Сегодня нет единства мнения по вопросу классификации рекреационных зон. Так, Российской международной академией туризма была разработана схема рекреационного районирования территории РФ, согласно которой она условно была разделена на 4 крупные рекреационные зоны: Центр России, Европейский Север России, Юг России, Сибирь и Дальний Восток. Каждая зона, в свою очередь, разделена на районы (от 3 до 7, всего – 20). Характеристика каждой зоны отражает: географическое положение зоны и входящих в ее состав районов; действие основных факторов развития туризма на данной территории (рекреационные потребности местного населения, условия их удовлетворения, рекреационные ресурсы); комплексную оценку природных рекреационных ресурсов, экологическое состояние природной среды, историко-культурный потенциал, степень развития туристско-рекреационной инфраструктуры; функциональную специализацию по видам туризма и доминирующие направления; основные туристские центры; проблемы и перспективы рекреационного освоения.

Зона I – Европейский Север России – средне- и слаборазвитая зона, обладающая разнообразными рекреационными ресурсами (минеральные вода различной минерализации и катионного состава, различные типы лечебных грязей, рыбные ресурсы, грибные и ягодные угодья, заповедники и национальный парк, культурно-исторические ресурсы) для развития природоориентированных видов туризма (лечебно-оздоровительного и экологического) и различных форм культурного туризма (этнографического, религиозного, научного). Ряд природных и культурных объектов вошел в фонд мирового наследия ЮНЕСКО, как уникальные, благодаря чему территория получила известность на мировом туристском рынке.

Эта зона относится к относительно благоприятным территориям для развития рекреации. Ограничения в основном связаны с ландшафтно-климатическими условиями. Основным неблагоприятным фактором является недостаточная обеспеченность солнечной радиацией и существенный дефицит ультрафиолетовой радиации. Период с ультрафиолетовым голоданием продолжается от 6 до 8 месяцев.

Зона Центр России самая развитая и перспективная туристско-рекреационная территория России. Для нее характерна полифункциональность, благодаря разнообразию природных рекреационных ресурсов и благоприятным ландшафтно-климатическим условиям для круглогодичной рекреации и огромному культурно-историческому потенциалу, составляющему более 60% от общероссийского. На территории сконцентрировано большое количество объектов федерального и мирового наследия, обеспечивших популярность этой территории на отечественном и мировом туристских рынках. Эта территория располагает самой развитой сетью санаторно-курортных учреждений, которых только в Подмосковье свыше 300 и порядка 250 пансионатов с лечением. Также большой популярностью пользуются курорты Поволжья (санаторий «Решма» в Ивановской области, «Волжский утес» в Самарской области, «Чувашия» в Чувашской республике и др.), Ленинградская и Калининградская зоны. К уникальным курортам в пределах зоны отнесены курорты Сестрорецк, Старая Руса, Сергиевские Минеральные Воды, Соль-Илецк и Янган-Тау.

Зона Юг России – зона открытого туризма, охватывает политически стабильные, но с ограниченными рекреационными ресурсами степные южно-российские области и Нижнее Поволжье и нестабильный, но рекреационно-развитый, с уникальным и избыточным ресурсным потенциалом Кавказ. Территория крайне не однородна по специфике рекреационных ресурсов и степени их освоения. Здесь находятся такие уникальные курорты общероссийского значения, как: Кавказские Минеральные Воды (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск), Большие Сочи, Анапа, Теберда (горно-климатический), Тинаки (бальнеоклиматический).

Зона Сибирь и Дальний Восток Это самая большая по площади рекреационная зона России. Азиатский Север характеризуется слабой заселенностью, чрезвычайно низким уровнем урбанизации, и, как следствие, отсутствие транспортной сети. Природные условия региона в основном малоблагоприятны для развития массовой рекреации из-за холодового дискомфорта зимнего периода. Однако, есть и свои преимущества: сохранилось множество первозданных местностей с богатой флорой и фауной, выявлено множество уникальных археологических и экологических объектов, проживают малые коренные народы Севера и таежных территорий Сибири (ненцы, эвены, чукчи, долганы, эскимосы, якуты, ханты, манси), ведущие традиционный образ жизни (оленеводство, охота, морской зверобойный промысел). На территории зоны выделены 4 района (все слаборазвитые) преимущественно экологического, спортивного и этнографического туризма: Обско-Путоранский, Якутский, Чукотско-Калмыцкий и Камчатский. В список уникальных курортов России этой зоны вошли курорты Талая (Магаданская обл.) и Начики на Камчатке. Юг Сибирипосравнению с Азиатским Севром – это наиболее заселенная, урбанизированная зона, имеющая развитые транспортные связи, благоприятные для круглогодичной рекреации климатическим условия, богатейшие природно-рекреационные ресурсы, позволяющие развивать все природоориентированные виды туризма (экологический, лечебно-оздоровительный, рекреационный, спортивный). Имеющееся культурное наследие представляет интерес для развития специальных видов туризма: археологического, этнографического, научного и религиозного (Бурятия).

В отличие от других зон, учреждения отдыха здесь создавались в основном для удовлетворения рекреационных потребностей местного населения. Среди наиболее известных курортов необходимо отметить Горячинск, Усть-Кут (Иркутская область), Усолье-Сибирское, озеро Шира (Хакасия), Шмаковка (Приморский край), Синегорск (Сахалин) и другие. В пределах зоны есть 2 курортные зоны: уникальный курорт на родоновых водах Белокуриха в предгорьях Алтая и прибрежная зона с муссонным типом климата Садгород на Японском море.

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

2. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002.

3. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

5. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.

6. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.

7. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).

8. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.

9. Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

10. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. Обруч № 5, 2001.

11. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Как уже отмечалось, в настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

— познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
— эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
— оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
— формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
— формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
— экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль — повышают эффективность экологического образования. Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.

Экологическая комната

Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) — относительно новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными. Иногда возникает вопрос: можно ли употреблять слово «класс» в дошкольном учреждении? Нам кажется, что важно не само название, а содержание и формы работы, для которой он предназначен. Если слово «класс» не влечет за собой механического переноса в детский сад школьного варианта обучения (что недопустимо), то и оно может употребляться. В данном случае для ребенка «класс» — обозначение особого, отличающегося от групповой комнаты, помещения. Более того, как показывает опыт, положительное отношение детей к экологическому классу переносится ими и на отношение к школе («там тоже есть классы»). К тому же целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду, в отличие от школьного, не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

Другой вопрос, который иногда дискутируется: а нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Может быть, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. Некоторые детские сады отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка. Они с большим желанием идут в детский сад, «посмотреть экологическую комнату» (как объясняют свое желание дети постарше). Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, как это сделали, например, в некоторых ДОУ, преобразив некоторые подсобные помещения.

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Наш опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, — камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.

Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.

Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето ряд заданий: собрать коллекции цветущих растений луга, леса, листьев разных видов деревьев, коллекции насекомых. При этом в качестве оправдания выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, то есть на обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Кроме того, сухие образцы гербария, как правило, не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы автора показал, что даже ученики начальной и средней школы (не говоря о дошкольниках), прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску), то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы. В одном из детских садов во время изучения темы «Живая и неживая природа» дети не согласились с педагогом, который в качестве объектов живой природы показывал коллекции насекомых, не захотели опознавать в мертвых жуках «живую природу». В то же время, наблюдая за живыми бабочками и жуками в парке, они безошибочно ответили на вопрос.

Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка — желания иметь коллекцию красивых бабочек — зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах.

В ряде некоторых экологически ориентированных дошкольных учреждений стремятся создать целые ландшафты из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность такой ситуации, задают вопросы: «А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?» (высказывание 6-летней девочки по поводу чучела тетерева в одном из детских садов). При таком подходе ребенок имеет возможность более детально познакомиться с представителями местной фауны и флоры, однако с точки зрения экологического воспитания педагог получает отрицательный результат. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях, предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.

Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).

На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей (детей в том числе) представляют себе ученого как чудаковатого человека в очках, с взъерошенными волосами (вариант — лысого), в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в сумке. Его окружение — столы с огромным количеством различных пробирок, колб с веществами, которые периодически взрываются (что-то вроде «рабочего места» колдуна). Да и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в тех же фильмах. Специалисты бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассматривается ими в одном ряду с магией, колдовством, причем далеко не безвредным. Поэтому крайне важно уже с детства формировать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных работников (независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Оформление лаборатории

Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок столы, оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

Оборудование

— Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы — в доходы!»). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Материалы для работы

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Особенность проведения занятий в лаборатории

Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты, например, из старых мужских рубашек, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: