Законодательными (представительными) органами власти республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену Верховным Советам этих республик.
Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собрание, Государственный Совет, Парламент и т.д.), все они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяющими парламентскую демократию в этих республиках, в условиях которой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.
Все парламенты являются также законодательными органами соответствующих республик, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках Конституции Российской Федерации, конституций соответствующих республик компетенцией в сфере законодательства, которая означает, что ни один закон республики в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом этой республики.
Парламент республики — единственный представительный орган всего народа соответствующей республики. Исключение в этом смысле составляет лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.
Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан).
В области конституционного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации:
ü принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения;
ü принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;
ü осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик, единообразным применением законодательства;
ü принимают решения по вопросам государственного устройства;
ü решают вопросы об изменении границ республик;
ü принимают решения о проведении республиканских референдумов;
ü назначают выборы депутатов и глав республик;
ü утверждают составы центральных избирательных комиссий республик;
ü дают согласие на персональные назначения Президентами председателей правительств и их членов;
Особое место занимает Законодательное Собрание Карелии включает Палату Республики и Палату Представителей. В Палате Республики — депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам. В Палате Представителей — депутаты, избираемые по многомандатным избирательным округам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Республики работает на постоянной основе, а Палата Представителей — на непостоянной.
Аналогична характеристика парламента Кабардино-Балкарии, состоящего из Совета Республики и Совета Представителей.
Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законодательную деятельность парламентов.
Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями.
Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются постоянно действующими органами и работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению законодательных (представительных) органов власти, из числа их депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяются законодательными (представительными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах.
Законами субъектов Федерации осуществляется первичное нормативное регулирование, необходимое для реализации соответствующим субъектом его полномочий, которые отнесены, согласно Конституции Российской Федерации, к совместному ведению с федеральными органами государственной власти.
Законодательство субъекта Федерации, принятое в пределах компетенции этого субъекта, обязательно для исполнения всеми организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, находящимися на его территории.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации
В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Республике Ингушетия), в других — Правительство или его глава (например, в Республике Карелия).
Президент не может быть депутатом законодательного (представительного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях,
В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.
Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.
Законодательство, прежде всего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.
Правительство республики в составе Российской Федерации решает вопросы государственного управления отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.
В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.
Правительство может осуществлять и иные полномочия, предусмотренные конституцией и другими законами республики.
В большинстве республик в составе Российской Федерации Правительство ответственно перед Президентом и парламентом.
Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.
Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
Наименования органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (администрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Глава администрации в целях социального и экономического развития соответствующей территории, в интересах ее населения взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.
Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава администрации самостоятельно руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и определяет основные направления деятельности.
Глава администрации обладает следующими основными полномочиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также, согласно федеральному законодательству, может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.
Администрация осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами законодательных, (представительных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.