Советские киноафиши начала 20 века

Афиша - это утилитарная, прикладная вещь, которая служит для привлечения внимания публики к продукту развлекательного жанра и не рассчитана на какое-либо осмысление и фактически происходит от выкриков зазывал на ярмарочной площади. Афиши призваны привлечь внимание броским видом как можно более широкого круга публики и рассчитаны на продажу какого-либо представления, отсюда происходит ограничение художественного смыслового, ценностного характера жанра, имеющего узкую, прикладную специальность применения.

В начале 20 века в России происходят радикальные изменения в строе общества. Те же самые люди практически мгновенно начинают жить в новом мире. Культурные изменения, произошедшие в мире сопоставимы с нашествием варваров на Рим, настолько они были велики. Смена политического строя, индустриализация общества, новая концепция мира - всё это нашло отражение в искусстве и киноплакат оказался одной из его форм, отражающей как и идеологию так и идеи художников, бывших первыми в новых видах искусства, так как оказался на стыке политики, изменений в жизни людей и поиска новых форм искусства, которые могли бы это выразить.

"История русского киноплаката начинается с 1908 года, когда на экраны двух столичных городов вышел первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин»." [1]

Почти как и влюбом другом виде искусства в кино присутствовала эпоха реализма, в самом начале, когда люди только научились запечатлевать события из жизни человека не на сцене театра, а в реальных декорациях - появилось то, что можно посмотреть несколько раз.

Так же и киноплакат к фильму «Стенька Разин» - мы видим композицию с человеком, главным героем в центре, он держит на руках девушку - обычные плавные линии, детальная прорисовка, свойственные для реализма. И даже мизансцены по бокам прорисованы чётко, каждая в отдельности содержит в себе законченную мысль. Но всё же отличия от театральной сцены появляются уже тогда: на всех задних планах (мизансцен и главного изображения) можно видеть разный задний план, что намекает на то, что действие происходит уже не на одной сцене, а герой может перемещаться по различным локациям, в поисках приключений.

 

То же самое видно и в плакате к фильму «Лунная красавица» с чуть более театральным изображением двух людей в лодке на фоне воды с лунной дорожкой. Так же полностью прорисованные, реалистичные главные герои.

 

Существенных изменений вплоть до появления авангарда плакат уже не претерпевает. Но как в любой другой форме искусства со временем, а в основном в силу революционных преобразований, темп изменений в искусстве начал ускоряться и это не могло не затронуть кинематограф, в кино начинают появляться люди, экспериментирующие с жанром и, как следствие, эти изменения переносятся и на киноплакат.

Появляется авангард. Это определённый период в истории искусства, продлившийся совсем недолго и вызванный глобальными изменениями в строе общества.

Авангард проявился как в изобразительном искусстве: художники экспериментировали с новыми концепциями, упрощали форму изображения, подчёркивали символизм художественных образов, так же и в кино (иногда его называют экспериментальным кино). Это направление в кино 1920-х годов, связанное с экспериментами в области киноязыка, авангардисты начали разрабатывать теорию кинематографа, основанную на теории других искусств. Стали появляться новые имена художников, таких как А. Родченко, В. Маяковского, А. Лавинского, режиссёров Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна.

Киноки, как они себя называли, отрицали старые кинокартины: театрализованные, романсистские; они утверждали "будущее киноискусства отрицанием его настоящего. Смерть "кинематографии" необходима для жизни киноискусства".[3.2] Они искали свой путь, считая, что "нет оснований в искусстве движения уделять внимание сегодняшнему человеку", утверждали то, что в кино не нужны "театральные постановки, снятые на киноленту."[3.1]

С революционными изменениями изображения в кинематографе, стали появляться и новые формы изображения в киноафишах. В кино, которое пока ещё было немым стало уделяться большее внимание кадру, его монтажу.

Афиши практически перестали выражать отдельные законченные мизансцены, перестали полностью и детально показывать персонажа, плакат становится всё более формальным, с резкими линиями и контурами, людьми, выхваченными отдельным участком света, на фоне почти полностью осутствующего заднего плана. Композиция стала намного более напряжённой, как и цвета, которые использовали художники. Именно афиша уже создавала превое впечатление о фильме.

 

Как например мы видим в плакате к фильму С. Эйзенштейна "Октябрь", композиция разделена на две части как диагональю, так и цветом. Экспрессию фигуры на переднем плане подчёркивает интенсивный синий цвет. Ритм фигур композиции создаёт динамику, подчёркнутую диагональю.

 Живое изображение на экране пугает, изумляет и позволяет задаться вопросом о том, кто на кого смотрит, сама техника кинематографического кадра разрезает человеческое тело, позволяя увидеть его отдельные части в кадре. Исходным пунктом было то, что люди не могли сделать свои глаза и их восприятие мира лучше, чем они были, но киноаппарат можно совершенствовать бесконечно. Если раньше люди пытались копировать то, что видит человеческий глаз - добивались этого от киноаппарата, теперь же они утвердили его использование, как Кино - Глаз, более совершенный чем глаз человеческий, тот который мог подчинить себе взгляд зрителя и направить его на те поседовательные детали, видеть которые необходимо. В жизнь кино стремительно входит Кино - монтажер. Наиболее ярко это видно в творчестве режиссёра Дзиги Вертова и как следствие в плакате к фильму "Киноглаз", где мы видим отдельно взятый глаз человека, смотрящий на нас с афиши.

С изменениями в различных областях стали меняться и возможности печати, стали появляться новые способы нанесения надписей (изменилась техника печати и размеры тиражей), а значит появились и новые шрифты, отвечающие требованиям той эпохи в которой они зародились. В противовес старым надписям, буквы стали более простыми и динамичными, они стали неотъемлимой частью композиции.

В плакате к фильму "Октябрь" всё построено именно на надписи: композиция, все персонажи и остальные надписи придерживаются границ, установленных буквами слова.

 

 

Здесь, на этом плакате мы видим лицо человека, разбитое на отдельные линии, квадраты, заполненные цветом так, что мы можем отчётливо увидеть именно человеческое лицо.

А здесь фигура на плакате выведена на передний план за счёт того что выхвачена из общего изображения красной полосой "света", которая одновременно влияет и на персонажей заднего плана, закрывая часть действия.

 

Этот период длился недолго и позже мы видим что киноискусство начинает формироваться как буржуазный жанр, уменьшается театральность подачи (формализм), следовательно и плакат становится менее формальным, постепенно возвращается к реалистичности формы информации. Всё так же изменена композиция, всё так же свет и цвет выхватывают фигуру главного героя, но всё же боле реалистичные, детальные лица и люди выходят на передний план.

Это можно увидеть в плакате к фильму «Бесприданница», 1936 г., почти так же как и в афише ильма 1916 года «Лунная красавица» - персонаж, но теперь в виде силуэта стоит в полный рост на фоне воды, луны, а сверху так же свисают ветви дерева.

 

 

 

Но всё же и в этом периоде можно проследить последствия влияния авангарда. В киноафише к фильму «Александр Невский» мы видим детально прорисованного главного героя, перспектива оставлена та же, но композиция строится по диагональной линии, свойственной именно для авангарда.

 

 

Так же и здесь - детально прорисованные фигуры на переднем плане, но всё, вместе с рукой устремлено вправо вверх и на том же переднем плане расположены надписи.

 

Авангард в искусстве возникает тогда, когда в обществе происходят резкие измненения, когда же все перемены становятся обыденными вещами и искусство так же приходит к более привычным формам, лишь немного видоизменённым и с новыми ответвлениями, образовавшимися под влиянием короткого периода времени, когда мир менялся.

Постепенно кино становится массовой развлекательной вещью, а следственно и его реклама - афиша, приходит к своим первоначальным утилитарным функциям, а значит её уже нельзя выделять как отдельный вид искусства.

 

Список используемой литературы и ссылки:

• 1. Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. – «Русский киноплакат» - М.: Контакт – Культура, 2002.

• 2. Сергей Добротворский «Кино на ощупь», сборник статей 1990 – 1997, Спб «сеанс» 2001 г.

• 3. https://chapaev.mHYPERLINK "https://chapaev.media/author/545"eHYPERLINK "https://chapaev.media/author/545"dia/author/545

3.1 - «Киноки. Переворот» - Вертов Д. Из наследия. Том 2: Статьи и выступления. М.: Эйзенштейн-центр, 2008. (https://chapaev.media/articles/9744)

3.2 - «Мы Вариант манифеста» - Вертов Д.Из наследия. Том 2: Статьи и выступления. М.: Эйзенштейн-центр, 2008. (https://chapaev.media/articles/9743)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: