Учебная дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии
Преподаватель: Жук Ю.А. (Клевцова Ю.А.)
Лекционный материал для студентов группы ТЭ-15.01
Домашнее задание:
1. Проработать материалы лекции.
2. Составить опорный конспект, используя материалы лекции.
3. Опорный конспект предоставить до 26.11.2021г. на электронную почту Yuliya.Klevcova.79@mail.ru или ВКонтакте.
Тема. Особенности итальянского Возрождения
Эпоха Возрождения освободила все сферы жизнедеятельности человека и общества от влияния религии. Этот процесс получил название секуляризации культуры, т.е. культура становится «мирской», «светской».
Новая светская культура возникает в Италии в XV в. и именно там получает название гуманизма. В то время термин «гуманизм» означал светскую образованность, осведомленность. Последователи светской культуры стали называться гуманистами.
Итальянский гуманизм, ориентированный на античную культуру и искусство, ценил изысканность вкусов, красоту разговорного стиля, культивировал художественно-эстетическое, утонченное отношение к жизни.
|
|
Т.к. гуманизм зародился за пределами традиционной университетской науки как гуманитарное знание, гуманисты не были официально признанными философами – они были учеными и философами без ученых степеней и званий. Они занимались переводами античной литературы, были поэтами, дипломатами, педагогами, публицистами, историками, знатоками философии и мифологии.
Гуманисты отрицали традиционную схоластическую манеру преподавания. Вместо форм догматической философии с ее разделами, подразделами, тезисами, комментариями, они предлагают поэтично украшенные, стилистически утонченные трактаты, философские эссе, произведения в форме дружеских посланий, писем, диалогов.
Одним из центров гуманизма становится созданная в XV в. Флорентийская академия, которая стала средоточием возрождения платоновских идей и идей неоплатонизма: гуманисты отстаивали представления о человеке как центре мироздания, о красоте как ценности не только эстетической, но и познавательной.
Эпоха Возрождения дала миру целую плеяду великих деятелей - личностей, имеющих яркий темперамент, великую волю, энергию, всестороннюю образованность и талант: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо, Марселио Фичино, Пико Делла Мирандола, Эразм Ротердамский, Никола Кузанский, Никола Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор и др.
В гуманистическом мировоззрении все обожествлялось: человек, природа, античное наследие. Постепенно представления философов-гуманистов все больше наполнялись языческими идеями, астрологическими, мистическими, мифологическими учениями древних цивилизаций – египетской, вавилонской, древнеиранской. Таким образом, вместе с возрождением античного наследия, гуманисты возродили и язычество. Увлечение античностью перерастает в увлечение мифологическими представлениями прошлого, языческими культурами, астрологией, алхимией и т.д.
|
|
Ренессансный гуманизм провозгласил высшей ценностью, центром и смыслом всех мировоззренческих проблем человека, но не духовного, «внутреннего» человека, каким он был в эпоху средневековья, а человека природного, телесного, внешнего. Тем самым Возрождение сделало поворот от Божественного к человеческому, причем в его ограниченности и несовершенстве.
Оборотной стороной гуманизма Возрождения стал крайний индивидуализм. Человек эпохи Возрождения в своей горделивой самоуверенности утверждал и признавал только самого себя и свою волю как высшую. А так как последним критерием оставался человек, границы между добром и злом были размыты. Недаром эпоха Возрождения известна проявлениями подлости, жестокости, авантюризма, нарушением многовековых моральных устоев, аморальностью, распущенностью (негативные символы эпохи Возрождения: отравительница Екатерина Медичи, убийца Цезарь Борджиа и др.).
Моральная деградация охватила все слои населения от знатных особ, князей, церковных деятелей до простых людей.
Эпоха Возрождения ознаменовалась еще и тем, что в этот период была официально основана инквизиция.