По учебному предмету: Литература
Класс: 5
Учитель: Добрыднева Е.В.
Дата: 10.11.2021
Тема урока | Задание | Ссылка на источник (учебник, пособие, конспект, ЭОР) | Время | Примечания |
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и способы рифмовки | 1. Открыть тетрадь, записать число, классная работа, тему урока. | 1 мин | ||
2. Изучение нового материала | 1.Подумайте и устно ответьте на вопрос: - Чем отличается стихотворная речь от прозаической? 2. Сравните два описания метели: а) «… Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга». (К.Г. Паустовский) б) И дни и ночи до утра В степи бураны бушевали, И вёшки снегом заметали, И заносили хутора. Они врывались в мёртвый дом – И стёкла в рамах дребезжали, И снег сухой в старинной зале Кружился в сумраке ночном. (И.А. Бунин) - Какое из этих описаний написано прозой, а какое – стихами? - Как вы это определили? - Можно ли считать рифму и запись текста в столбик основными признаками стихотворной речи? Обоснуйте свой ответ. 3. Прочитайте в учебнике на стр. 91-92 статью «Рифма. Способы рифмовки». 4. Выпишите определение рифмы (стр. 91) в тетрадь по литературе. 5. Откройте на форзаце пролог к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» и выполните следующие задания: а) как располагаются рифмующиеся строки в первой строфе пролога (1-6 строчки)?; б) как располагаются рифмующиеся строки в четверостишии, которое начинается со слов: «В темнице там царевна тужит…»?; в) как располагаются рифмующиеся строки в последнем четверостишии пролога? 6. Выпишите к себе в тетрадь определение перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовок. 7. Определите вид рифмовки в следующих отрывках: а) Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он хороший. (А. Барто) б) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвеся и играя, Грохочет в небе голубом. (А. Фет) в) Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь…(Ф.И, Тютчев) 8. Просмотр видеоурока по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jK1_Rxi00Wk 9. Выписать в тетрадь определение, что такое ритм (стр. 92). 10. Выполните задания 1-2 из раздела «Размышляем о прочитанном» (стр. 93). | 10 мин | ||
5. Домашнее задание: | 1. Выучить: что такое рифма, парная, перекрёстная, опоясывающая рифмовки, ритм. 2. Подберите и запишите в тетрадь отрывки из стихотворений с различными видами рифмовок. 3. Подберите и запишите в тетрадь по 2 примера стихотворной и прозаической речи и объясните свой выбор. |
|
|
Таблица
|
|
«Сходства и различия народных и литературных сказок»
Перечертите таблицу в тетрадь и заполните ее, ответив на вопросы. (Вопросы переписывать не нужно). Старайтесь отвечать полным, развернутым ответом.
Народная сказка | Литературная сказка |
Сходство | |
1. О каких событиях повествуют народные и литературные сказки: о вымышленных или реальных? 2. Что обычно противопоставлено в сказке? Какие поступки героев? 3. Если герои совершают хорошие поступки, то они являются …., а если плохие поступки, то …. Значит, герои в сказках делятся на …. 4.Кто чаще всего помогает героям в сказках? 5. Всегда ли главные герои справляются самостоятельно с проблемами, заданиями? 6. Какие сказочные элементы характерны для народных и литературных сказок? Чтобы ответить на этот вопрос, вернись к стр. 12 учебника и вспомни о сказочных «премудростях» | |
Различия | |
В какой форме идёт повествование в народной сказке? | А в литературной? |
В какой форме создается народная сказка? Вспомни, к какому периоду литературы относится народная сказка? Поможет учебник стр. 7 | А в какой форме создаётся литературная сказка? Подсказка: «литера» - значит, буква. |
Попробуй назвать автора сказок «Репка», «Теремок», «Царевна-лягушка». Получилось? Сделай вывод. | Вспомни автора сказки «Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сделай вывод. |
Сколько вариантов может быть у народных сказок, если они передаются только из уст в уста? Сделай вывод. | А у литературной? |
Откуда берется сюжет для создания народной сказки? | А для литературной? Вспомни, о чем ты сегодня узнал, посмотрев видеоурок. Сделай вывод. |
Какие сказочные «премудрости» обязательно есть в народной сказке? | Всегда ли литературная сказка имеет эти сказочные «премудрости»? |
Вопросы для домашнего задания