Сохранение языковых и культурных традиций посредством изучения родного языка

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками.

В настоящее время, в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к национальному прошлому, к своей культуре. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности ведет к бездуховности.

Мы должны восстановить, защитить, сохранить всё то, что создано до нас – культурное наследие русского народа.

Воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на их духовное и эстетическое развитие. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.

Когда писателю Алексею Николаевичу Толстому был задан вопрос:«Что такое Родина?» Он ответил: «Это весь народ. Это его культура, его язык.»

Международный день родного языка - это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.

В мире много языков, у каждого народа – свой. Правильно говорить и писать на родном языке - значит уметь размышлять и выражать свои мысли.

В русском языке отразилась богатая и славная история нашего народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей.

Любовь к языку воспитывается как на уроках, так и во время внеурочных занятий.

Большие возможности открываются на уроках литературы. Привить любовь к родному языку невозможно, если не возродить культуру чтения. Чтения как такового сегодня не стало меньше – оно просто стало другим, некнижным. И сам текст стал другим: звучащим, движущимся. Теперь ребёнок окружён множеством привлекательных вещей, которые освоить ему куда легче, чем чтение и книгу. Эти интерактивные, интересные в представлении ребёнка предметы вытесняют из обихода книгу именно в том возрасте, когда человек должен постепенно «врастать» в книжную культуру, учиться не только воспринимать текст, но и «читать между строк», чувствовать красоту родного языка.

Совсем недавно обязательной частью программы стали предметы "Родной русский язык" и "Родная литература"

Важнейшая задача курса "Русский родной язык" - приобщение школьников к фактам русской языковой истории, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия. Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении.

В 7 классе детей заинтересовали такие темы, как: «Устаревшие слова как живые свидетели истории.» «Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох». «Лексические заимствования последних десятилетий».

Большой  интерес вызвала у семиклассников тема «Русская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз». На уроке ученики внимательно смотрели презентацию об этикетной речевой манере общения, подготовленную их одноклассником, открыли для себя много нового. А тема «Исключение категоричности в разговоре» вызвала у детей оживлённую дискуссию.

Понравилось детям участвовать в составлении диалогов. Урок прошёл очень эмоционально и запомнился учащимся. Они сами придумывали диалоги и инсценировали их.

В 9 классе ученикам показалась интересной тема «Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов». При подготовке к данному уроку ученики проводили мини-исследования, затем на уроке делились своими наблюдениями.

Учебники родного языка хороши тем, что предлагают множество тем для исследования. И у учащиеся есть возможность провести исследовательскую работу по интересующим их темам.

Есть специальные упражнения, связанные с исследовательской деятельностью, например: «Сюжеты некоторых известных литературных произведений основаны на анекдотах. Проведите исследовательскую работу и назовите их».

Исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников.

В данных учебниках ещё  есть задания подготовить проекты на различные темы. Например, «Правила поведения в интернет-дискуссии». Или: «Русская культура в зеркале фразеологии».

Помимо классно-урочной формы в воспитании культуры речевого общения большую роль играют и внеурочные занятия.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Она позволяет закрепить знания, повысить успеваемость, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению языка.

В этом году я веду занятия по внеурочной деятельности «Устные народные традиции»  в 5 классе. Содержание программы направлено на воспитание художественной культуры учащихся через приобщение их к традициям русского народа. Программа предполагает знакомство учащихся с основными жанрами фольклора, их спецификой, своеобразием.

На занятиях можно не только изучать жанры устного народного творчества, но и провести групповую  исследовательскую работу: собрать и записать пословицы, поговорки, загадки, старинные песни, частушки на определённые темы.

Изучая сказки, мы постигаем мудрость народа. Дети пробуют сами писать сказки, а затем рассказывают их своим одноклассникам. Очень важно, не упускать важные смысловые моменты при пересказе, вводить в свою речь слова и выражения из фольклорных произведений. Ведь чем больше дети услышат и запомнят в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет их речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным, культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности. Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: