В союзе живописи и слова: анализ стихотворения Н. Н. Благова “22 июня” и его сопоставление с картиной А. А. Пластова “Фашист пролетел”

«…Безумие и ужас», хаос, смерть, бессмысленность, пронзительные вопли, лужи крови, стеклянные глаза, трясущиеся руки, потеря надежды, близких, жизни… Сколько кошмарных образов рисует в нашем воображении слово война! Мы, люди 21-ого века, знаем о чудовищном всаднике из рассказов близких, книг, картин и, к огромному счастью, никогда не встречались с ним лицом к лицу. И если у нас при одной мысли о событиях войны наворачиваются слезы на глаза и нам становится горько и жутко, то каково было людям, которые воочию видели ужасы военного времени? А каково было детям войны, маленьким, невинным существам, чье сердце полно добра и любви к ближнему, и чей светлый разум не может понять, почему одни люди убивают других… Особенной тоской, скорбью и жалостью проникаешься к ним.

Десятилетним мальчиком встретил войну мой земляк, уроженец Ульяновской области, поэт Николай Николаевич Благов. События военных лет произвели на негосильное, неизгладимое впечатление, что можно заметить при прочтении его произведений. В 1983 годуБлагов получил Государственную премию РСФСР имени Горького за свою книгу стихов и поэм «Поклонная гора», которая включает в себя в том числе и военную лирику. Поэзия Николая Благова – это суровый и горький рассказ о поколении, которое испытало всю невероятную тяжесть военного лихолетья и помогло своей Родине одержать поистине Великую Победу…

Сильное, проникновенное, выразительное стихотворение «22 июня» является прекрасным примером военной лирики Николая Благова, поскольку оно во всей полноте отразило атмосферу надвигающегося кошмара, катастрофы и показало ярчайший контраст войны и мирной загородной жизни.

Рассвет томил затишьем,

Как гроза,

Из трав стреляли жаворонки в небо.

Одни чужие, жадные глаза

Обшаривали край,

Пропахший хлебом.

Всё ближе стекленели ожиданьем.

В рассветных дымках разглядеть легко,

Как разливая сизое мерцанье,

Играл весь запад гранями штыков.

Чугунное дыханье приглуша,

Темнели танки,

Притаясь на травах.

Они сейчас в испаринах кровавых

Рванутся,

По земле пылающей кружа.

И ниоткуда раскатился гром!

За раздорожье двух миров вгрызаясь,

Полями,

Как раскиданным костром,

Металась, обжигаясь, бронь борзая.

И, мушкой чью-то жизнь подкараулив,

Солдаты на завянувшей траве,

Здесь, обменявшись пулями,

Уснули,

К Берлину головой

И головой – к Москве.

«Рассвет томил затишьем, как гроза» - так начинается стихотворение. С самого начала можно увидеть сочетание слов разной эмоциональной окраски. Рассвет, первое слово стихотворения, это всегда рождение, наступление чего-то нового (временного отрезка или события). Зачастую образы, ассоциирующиеся с ним, имеют светлую, положительную окраску. Но рассвет «томил» своим затишьем, и более того, томил «как гроза», что дает читателю понять: грядет что-то ужасное, мощное, разрушительное, началом которого является это томящее затишье рассвета. И, обратившись к названию стихотворения, становится понятно, что перед нами изображена картина начала войны, самого первого ее дня.

Новые образы возникают с третьей строки: образ жаворонка и трав.Образ травыв данном случае является символом Родины, родной стороны, а также вызывает ассоциацию с жизнью, прохладой, спокойствием.Жаворонок – утренняя птица. Её образ символизирует свет, жизнь, радость нового дня. Это символ весны, радостного предзнаменования. Но жаворонки «стреляют в небо», (в значении быстро взлетать). Почему они вдруг стремительно покинули прохладные травы? Что нарушило их покой? Война. Эту строку можно рассматривать не только как пейзажную зарисовку, но и как утрату радости, надежды, счастливой жизни на Родине, которую настигла война.

А в это время враг, чьи глаза «чужие» и «жадные» уже вторгся в милый «край, пропахший хлебом». И снова идет это противопоставление родного и чужого, милого и противного, войны и мирной жизни, пронизывающее все произведение.

Атмосфера нагнетается. Зловещее предсказание читается в следующих строках: «В рассветных дымках разглядеть легко, как разливая сизое мерцанье, играл весь запад гранями штыков». Уже сейчас, в самом начале катастрофы, есть представление о том, чем и как она кончится. Еще неизвестно, какое государство победит в этой войне, но ясно что будет много смертей: как солдат, так и мирных людей.

Грядущее вырисовывается все ярче и ярче: сейчас нашему взору открыты танки, которые, «чугунное дыханье приглуша, темнели», «притаясь на травах» (вновь возникает образ трав, однако на этот раз как символ тихого шепота, молитвы, не случайно его сопровождают деепричастия «притаясь», «приглуша»). Но уже совсем скоро они «в испаринах кровавых рванутся, по земле пылающей круша». Как мастерски написана эта строка: глаголы «рванутся» и «круша» создают подходящую эмоциональную окраску фразы, а использование приема аллитерации, повторение твердых согласных [р], [в], придают стиху особую звуковую выразительность.

«Из ниоткуда раскатился гром!» Свершилось, началась священная война!.. Гром, такой метафорой обозначает поэт зловещего всадника. Сравнение войны с грозой (громом) было выбраноотнюдь не случайно, а чтобы показать стихийность, разрушительность, ужасающую мощь войны. Здесь же стоит заметить, что гром раскатился «из ниоткуда», а это дает основание полагать, что война – бессмысленна, неконтролируема, непредсказуема. Она рождается из хаоса и порождает хаос.

Так поэт описывает сам ход войны:

За раздорожье двух миров вгрызаясь,

Полями,

Как раскиданным костром,

Металась, обжигаясь, бронь борзая.

 А конец стихотворения поражает своей сильной заключительной сценой:

И, мушкой чью-то жизнь подкараулив,

Солдаты на завянувшей траве,

Здесь, обменявшись пулями,

Уснули,

К Берлину головой

И головой – к Москве.

В последний раз появляется в произведении образ травы в значении жизни и Родины: погиб солдат, но вместе с ним медленно умирает и его Родина, потерявшая одного из своих верных и самоотверженных защитников.

А последние две строки пробивают до мурашек. Ведь в них подчеркивается абсолютная бессмысленность войны: люди разные, но все они одинаково достойны права на мирную, спокойную, счастливую жизнь на Родине. Мы должны жить в мире по принципу «Свобода, равенство и братство», любить и уважать себе подобных. А главы государств, хладнокровно играющие в шахматы своим народом, поступают совершенно негуманно и бесчеловечно.

К этой же проблеме обратился художник Аркадий Александрович Пластов в своей картине «Фашист пролетел».

Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка. Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы…

Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Алая кровь обагрила его русые кудри, далеко отлетели шапка и кнут. В неловкой позе, с вывернутою рукою долго еще будет лежать малыш, крепко прижавшись к родной земле. Не встать ему.

Далеко, далеко в ясном небе над умиротворенной пасторалью виднеется фашистский самолет. Мгновение назад свинцовый ливень остановил жизнь ничего не подозревающего ребенка. На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно изобразил осенний пейзаж, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал переливающимися теплыми тонами. Золото молодых березок, тут и там мерцающие багряные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма.

Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневатыхи желтоватых красках, гаснущий свет дня, вторят драматизму сюжета, помогают передать настроение. Эта картина надолго врезается в память и заставляет смотрящего задуматься: стоят ли прихоти государей, их грошовая, мелочная воля к власти жизни ребенка? Имеет ли смысл победа в войне, если из-за нее погибают дети? Нет. И неоспоримо прав был Ф. М. Достоевский, сказав, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.

Страшно! Не хочется даже думать о тех ужасных событиях, но слишком дорогой ценой досталась нашему народу победа в той чудовищной войне, которая не щадила никого: ни детей, ни стариков – никого. И у любого русского человека на генетическом уровне заложено неприятие черной чумы. Нельзя забывать тех, благодаря кому мы свободная нация. Поэтическое слово и образы живописи хранят в себе отголоски военного времени и помогают чувствовать и любовь к своей стране, ее природе, и боль потерь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: