Основы имперской вероисповедной политики в России были заложены в XVIII – 1-ой половине XIX в. Это период значительного территориального роста Российского государства, которое становилось многонациональным и многоконфессиональным. Прирост государственной территории происходил на западных, южных и восточных рубежах Российской империи. Население присоединенных к России западных областей включало в свой состав евреев (иудеев), католиков, протестантов, униатов. Расширение Империи на юг, до Чёрного и Азовского морей, означало вхождение в её состав населения степных областей, заселявшихся немецкими колонистами, принадлежавшими к различным евангелическим сектам. Территориальные приращения на востоке пополнили население Империи мусульманами и язычниками.
По материалам годовых отчётов Синода, православное население составляло в России в 1840 г. 44 млн (75% населения).
В первой половине XIX в. Государственно-церковные отношения продолжали базироваться на принципах подчинения РПЦ верховной светской власти, главенства последней над всеми религиозными объединениями.
|
|
Александр I и Николай I, продолжая политику предшественников, осуществляли поиск правовых форм государственного устройства, позволявших, включая в состав Империи новые народы и народности, сохранять господствующее положение титульной нации и РПЦ. Религиозные скрепы являлись основой единства обширной многонациональной Российской империи, важным фактором стабильности. Они позволяли интегрировать в состав Империи новые этнические группы, включить их в рамки имперской системы государственного управления, оградить интересы русской нации, противостоять стремлению к расширению влияния инородцев.
Основы национальной политики закладывались также и с учётом сохранения административной и правовой систем, отношений земельной собственности, языка культуры присоединенных территорий. Формально российское законодательство практически не знало правовых ограничений по национальному признаку. Законами были ограничены в правах евреи, а с 1864 г.- поляки-католики. Существовали ограничения по отношению к татарам мусульманам.
Поскольку конфессиональная принадлежность в Российской империи в основном совпадала с национальной, вероисповедное законодательство выполняло роль регулятора национального вопроса, ограничивая в правах одни нации и народности и возвышаядругие.
Вероисповедания политика самодержавия была производной от политики национальной.
В Своде законов Российской империи от 1833 г. был закреплен ключевой принцип религиозного законодательства: религия – основа народа. Национальные отношения регулировались через включение религий/конфессий в систему общегосударственного управления. Поэтому государство осуществляло контроль над духовной жизнью всех этнических групп Империи.
|
|
Возникновение новых нетрадиционных религиозных движений, сект и т.п. выросших не на национальной почве, а на основе духовных потребностей общества, государством пресекалось.
Переход лица в другое вероисповедание считалось нарушением национально-конфессиональной идентичности, законом не допускалось. Исключение делалось для переходов в православие. Переход из христианской веры в нехристианскую был запрещён, как и переход из одного не христианского исповедания в другое.
Закон приравнивал проповедь религии к пропаганде тех или иных национальных устремлений. Проповедь православия приветствовалась, т.к. это идентифицировалось с русификацией. Пропаганда других вер не разрешалась.
Законодательно закреплялись преимущества РПЦ перед другими конфессиями, её монопольное право на пропаганду своего вероучения, привилегированное положение в различных областях государственной и общественной жизни, поощрение переходов в православие из других вер.
Практика ограничения прав негосударственных конфессий в XIX в. была широко распространена также вАнглии, Дании, Швеции.
Правовой статус исповеданий в Российской империи был не одинаковым. Закон выстраивалчеткую систему иерархии религий. Объём привилегий той или иной конфессии зависел от политического значения её носителей.
Все не православные вероисповедания делились на три группы:
1) терпимые и признанные законом:
- инославные христианские исповедания: римско-католическое, армяно-католическое, армяно-григорианское, евангелическо-лютеранское, евангелическо-реформаторское, греко-униатское;
- иноверные нехристианские: ислам, иудаизм, буддизм, языческие верования;
2) терпимые на практике, но не признанные законом:
- старообрядцы
- отдельные протестантские секты (меннониты и др.);
3) не терпимые на практике и не признанные законом:
- старообрядческие секты: скопцы, хлысты, духоборы и т.п.
- отдельные протестантские секты: штундисты, баптисты, мормоны.
Объём личных, имущественных и иных прав служителей культа существенно различался в зависимости от вероисповедания.
Александр I освободил православное духовенство от подушной подати, телесных наказаний. Николай I освободил духовенство от военной службы.
В Своде законов привилегированным неподатным сословием объявлялось все христианское духовенство, включая инославное. Духовенство нехристианского исповедания не составляло в государстве особого сословия.
Синод ведал делами РПЦ. Министерство внутренних дел – иностранными исповеданиями и расколом.
Стоявшие перед императорами Александром I и Николаем I задачи строительства и укрепления Империи решались преимущественно через политику христианизации и русификации, недопущения роста национально-регионального сепаратизма.
Однако, потребности модернизации России способствовали укреплению на законодательном уровне принципа веротерпимости.
Так, в годы правления Александра I в присоединённой Царстве Польском и Великом княжестве Финляндском император предоставил широкие права католикам и лютеранами.
«Положение об устройстве евреев» 1804 г. Закрепляло за ними право приобретать в черте оседлости в собственность незаселенную землю и обрабатывать её, открывать предприятия, приписываться к сословиям купцов и мещан. Образованным евреям и ремесленникам разрешалось временно проживать вне черты оседлости, а еврейским детям – обучаться в российских учебных заведениях. Запрещалось притеснять евреев в отправлении веры.
|
|
В годы правления Николая I была начата работа по кодификации религиозного законодательства. При нем была окончательно установлена тесная взаимосвязь правовой системы с господствующей религией. Основным источником права, содержавшим нормы по защите религии и церкви, становится светское законодательство. Складывается особый вид уголовной правовой охраны религии, когда обеспечивалась не свобода вероисповеданий, а полицейская опека религиозных устоев государства, прав и привилегий господствующей церкви.
Кодификация религиозного законодательства также привела к завершению процесса поглощения Церкви государством, начатого ещё петровскими реформами. С одной стороны, усиливалась зависимость Церкви от государственной власти. Но с другой стороны, получило законодательное закрепление первенство РПЦ, её возвышение над другими конфессиями и религиозными организациями.
Преследуя цель усилить конфессиональное единообразие Империи, Николай I провёл ряд дискриминационных мер в отношении инославных и иноверных конфессий. Так, польское восстание 1830 г. породило серию антикатолических законов, направленных на закрытие католических монастырей, выселение польского монашествующего духовенства вглубь России.
При Николае I осуществлялась и дискриминационная политика по отношению к евреям. Политика была направлена на подрыв основ их экономической деятельности и общинного самоуправления, на растворение евреев в при конфессиональной населении Российской империи.
Ужесточалась политика в отношении старообрядцев. Они были лишены права занимать общественные должности, получать ордена и медали, записываться в купеческие гильдии. Запретили строить новые церкви. Развивалась противораскольническая миссионерская деятельность.
Активно поддерживалось православие в западных губерниях. В 1839 г. К РПЦ присоединили униатов. Все униатские дела были переданы из МВД в Синод.