Вторая Французская монархия. Наполеон Бонапарт и мировая война

Знаете, когда страной начинает править отставной ефрейтор, недоучившийся семинарист или итальянец, которому повезло запрыгнуть на гребень революции, то ничего хорошего со страной не происходит, но если до первых двух мы ещё доберёмся, то про последнего поговорим сейчас. Наполеон родился на острове Корсика, это на юго-востоке Франции и на западе от Италии, он происходил от мелкого дворянского рода, таких людей называли “крестьянами с гербами”. Наполеон идёт в армию в звании младшего лейтенанта артиллерии, однако находится в этом чине недолго т.к. выигрывает достаточно важные сражения и периодически указывает генералам, что и как им нужно делать, в итоге Комиссариат французской республики назначает его генералом и отправляет на итальянский фронт, который представляет в лучшем случае третьестепенную важность, однако там он показывает себя блестяще и своими усилиями делает этот фронт основным. После многих побед он начинает движение на Вену, австрийцы испугались и запросили мира, который Наполеон подписал от имени Франции, его популярность в народе и в армии растёт, что очень не нравится Директории – тогдашнему правительству Франции, Бонапарт предлагает им отправить экспедицию в Египет, они, конечно же, соглашаются и надеяться, что он где-то там и сгинет. Французы кое-как пробираются через Средиземное моря, избегая любой встречи с Королевским флотом, однако сразу после высадки в Египте адмирал Нельсон находит флот французов и наголову его разбивает, Бонапарт остаётся запертым в Египте и начинает наводить там порядок: он объявляет, что он друг Аллаха и Мухаммеда, зовёт местную религиозную элиту объяснять ему Коран, объявляет день рождение Мухаммеда новым государственным праздником, местное население подряжается на общественные работы: начинается расширение дорог и строительство проспектов, ратуш, школ, судов, мельниц, запускают печать, строят почту и делают много всего прочего. В августе Наполеона заперли в Египте, а уже в ноябре против него вспыхивает восстание, оно было вызвано сильным повышением налогов и местные жители почувствовали себя обманутыми, Бонапарт прикрывался именем друга Мухаммеда, а сам читал Вольтера и был атеистом, что очень сильно бросалось в глаза, для мусульман того времени атеисты были хуже язычников, которых и называли словом “неверные”, и которых вообще не считали за людей, наиболее комплементарное отношение было к христианам т.к. жили они с ними давно, и христиане – это люди Писания, просто заблудшие и исказившие текст. Наполеон едет в Сирию, где терпит первые поражения, он бросает своих солдат и бежит во Францию, гарнизон возвращается в Египет. Когда Наполеон прибывает во Францию, он обнаруживает её в состоянии войны, которую она проигрывает. Бонапарту помогают устроить государственный переворот, по итогам которого непопулярная Директория была распущена, а власть перешла к трём консулам. Сразу после переворота Наполеон издаёт несколько декретов, которые, фактически, превращают его в диктатора, а в 1804 году проходит референдум, на который выносился вопрос о том, следует ли провозгласить Наполеона императором, явка была 48 процентов, из них 99 процентов проголосовали “за”, короновать Наполеона приехал сам Папа Римский. Вообще в первые годы царствования Наполеона у него с церковью достаточно тёплые отношения, он возвращает им многие земли и в 1801 году подписывает Конкордат со Священным Престолом, однако уже на своей коронации Бонапарт умудряется поссориться с Папой Римским, а его дальнейшие действия в Европе, особенно в Испании, приводят к тому, что отношения Рима и Парижа становится уже невозможно исправить, однако Наполеон идёт дальше, он вторгается в Папскую область и требует от Пия VII сдаться, конечно, Папа Римский на это не идёт и его арестовывают, уже под арестом Папа отлучаем Наполеона от церкви, на что сам император сказал: “Неужели Папа думает, что от этого отлучения выпадет оружие из рук моих солдат!”, как бы то ни было, Бонапарт потерпел поражение в России и в 1813 году потребовал от Папы Римского перенести свою столицу из Рима в Париж, учитывая то, что Папа тогда находился в заключении. На востоке Россия начинает свой заграничный поход, а на западе Британия освобождает Испанию и Португалию, империя Наполеона разваливается и в 1814 году он отпускает Пия VII в Рим. Папа Римский будет править ещё 9 лет и за это время заключит договоры с 20 странами, в том числе с протестантской Пруссией и православной Россией, а сама католическая церковь сосредоточится на организации европейского образования. Что же до Наполеона, то он за время своего правления смог перемолоть в своих войнах два поколения французов, что ввергнет его страну в нищету и постоянные революции, война истощила экономику Франции, а саму страну начали ненавидеть все подряд, после Наполеоновских войн Франция восстановится только через 50 лет.

МИРОВАЯ ВОЙНА И 50 ЛЕТ ДО НЕЁ.

Во второй половине XIX века государства всё активнее принимают идеи экономического либерализма, когда государство не вмешивается в экономику, позволяя рынку самостоятельно решать эти проблемы, во Франции ко власти приходит Наполеон III и революционные волнения ненадолго прекратились, был перестоен Париж, в нём были значительно расширены улицы, а в центре были построены современные, на тот момент дома, это было сделано для того, чтобы усложнить возведение баррикад. Во внешней политике Франция занимается поддержкой объединения Италии вопреки интересам Германии и Австрии. Политическая карта Италии начала меняться вскоре после того, как в 1852 году главой правительства Пьемонтского королевства стал Камилло ди Кавур. С помощью Наполеона III Кавур предпринял широкомасштабную работу по объединению Италии. Ко времени его смерти в 1861 году новое Итальянское королевство включало в себя весь полуостров, за исключением Венеции и Рима. Венеция была присоединена в 1866 году, когда Пруссия выступила против непрекращавшихся попыток Австрии помешать объединению Италии. История Рима и папских государств была более сложной. В 1849 году охватившая Европу революционная волна привела к созданию Римской республики, и папа Пий IX был вынужден обратиться к Наполеону III с просьбой восстановить его на папском престоле. При покровительстве Франции папскому государству удавалось сохранять находившуюся под постоянной угрозой независимость. Наконец, во время войны между Францией и Германией в 1870 году король Италии Виктор-Эммануил захватил Рим и тем самым завершил объединение полуострова. Затем король предложил папе, помимо гарантированного годового дохода, три резиденции со статусом независимой территории - Ватикан, Латеранский и Кастель-Гандольфо. Но Пий IX отказался, и последующие годы отличались неизменно напряженными отношениями между Ватиканом и итальянским правительством. В то время, когда все эти события происходили в Италии, наиболее яркой фигурой в Германии был Отто фон Бисмарк, ставший в 1862 году канцлером Пруссии. Его величайшее достижение заключалось в исключении Австрии из Германского союза и объединении затем этого союза в единое государство. После десяти лет умелых дипломатических маневров и успешных военных кампаний, кульминацией которых стала франко-прусская война 1870-1871 годов, Германия объединилась под властью короля Пруссии Вильгельма I. В религиозной сфере Бисмарк проводил политику, направленную против католичества. Это была религия большинства в Австрии, поэтому прусский канцлер опасался, что католики на его собственных территориях будут симпатизировать австрийцам. Кроме того, проводившаяся им внешняя политика требовала поддержки объединения Италии, которому противилась Австрия, поэтому ему очень мешали находившиеся под его властью католики, требовавшие вмешательства Пруссии для возвращения папе папских земель. Но самое главное, он считал католичество обскурантистской религией и полагал, что либеральный протестантизм лучше подходит для выполнения великой исторической миссии, которая вскоре будет возложена на Германию. По этим и другим причинам Бисмарк принял в отношении католичества ряд мер. Германия разорвала дипломатические отношения с папством, из страны были изгнаны несколько монашеских орденов, традиционные субсидии церкви были сокращены. В 1880 году по соображениям политической целесообразности Бисмарк внес в эту политику некоторые коррективы и восстановил отношения с папским престолом. Тем не менее такие конфликты стали одним из факторов, приведших Пия IX к убеждению о неизбежном противоречии между целями католической церкви и современными представлениями о государстве. Основные события в европейском протестантизме XIX века были связаны со все усугублявшимся разделением между церковью и государством. После Реформации XVI века в странах, где победу одержал протестантизм, новая церковь поддерживала с государством такие же отношения, как и католическая. Но Французская революция привела к изменению положения дел. В Нидерландах, например, союз между государством и реформатской церковью нарушился, когда французы вторглись в страну и создали "Батавскую республику", а после реставрации связь между церковью и государством уже не была такой прочной, как раньше. В Германии стремление к национальному единству привело к отмене многих законов, направленных на поддержание религиозного единообразия. Аналогичные последствия политический и экономический либерализм имел во всей Европе. Это в свою очередь способствовало росту "свободных церквей", то есть тех, к которым человек принадлежит по собственному выбору и которые поддерживает пожертвованиями, в отличие от государственных церквей, получающих субсидии от государства. В Германии и в Северной Европе широкое распространение получили методистское и баптистское движения. Даже в связанных с правительством лютеранских и реформатских церквах большим весом пользовался пиетизм. Пиетистское движение способствовало образованию нескольких миссионерских обществ, а также организаций, ставивших целью борьбу с общественными пороками в самой Европе. В Германии и в других северных странах большую заботу о больных, престарелых и нищих проявляли "диаконисы" и их общества. В Дании лютеранский деятель Николай Фредерик Северин Грундтвиг пытался облегчить положение сельской бедноты созданием кооперативной собственности. В целом отсутствие государственной поддержки придавало новый импульс ревностному служению многих протестантов в Европе, побуждая их принимать участие в самых разных направлениях церковной работы. Общим для европейских государств было установление конституционных монархий и введение всеобщего избирательного права для мужчин, однако были и реакционные государства, например, в Испании при Фердинанде VII был возвращён донаполеоновский абсолютизм. Нарастающие противоречия в обществе уже ни у кого не оставляли событий в том, что войне быть: на карте Европы появлялись новые бурно развивающиеся империи, которым уже тесно в собственных границах, а колониальный передел мира уже был, растёт так же и социальное напряжение, подогреваемое как неконтролируемой со стороны государств капиталистической экономикой, так и социал-демократами, коммунистами и анархистами различных сортов, а так же террористической группировкой – Интернационалом. То, в каком виде мы знаем Первую мировую, не имеет ничео общего с тем, как её представляли будущие участники, предполагался даже иной расклад сил: Россия, Германия и Австрия – истинные монархии, против Британии, Франции и Италии – государств с формами правления от республики до номинальной(парламентской монархии), так же обговаривался тот факт, что Британия использовала пулемёты для подавления восстания в Африке, но все были согласны в том, что белые цивилизованные люди не будут использовать против друг друга такое оружие, а будут сражаться как раньше – соблюдая законы чести и выполняя манёвры армиями, так же по инициативе Российского императора была созвана конференция, на которой были достигнуты соглашения по частичному разоружению для уменьшении потерь в войне. Однако с самого начала палки в колёса вставляла Австрия, она выставила Сербии заранее невыполнимый ультиматум, прекрасно зная, что за неё вступится Россия и Германии придётся выбирать, так же республика Франция напомнила России о её долгах и давнем союзе, и при таких условиях даже ранее достигнутые договорённости пошли прахом и имеем, что имеем: Тройственный союз был сформирован без России, война превратилась в окопную, использовались пулемёты, огнемёты, танки, колючие проволоки и так далее. Католическая церковь заявляет о своём нейтралитете, а её попытки урегулировать конфликт вызывают резко негативную реакцию у всех сторон, все рассматривают в этом интересы противников. А вот православная и протестантские церкви поддерживали патриотические настроения в своих государствах, с первых дней Первой мировой войны православная церковь развернула широкую пропаганду. Во всех храмах в проповедях говорилось, что начавшаяся война справедливая и освободительная и ведется для защиты Родины. Синод выступил со специальным посланием, в котором сообщалось, что Россия “неожиданно вовлечена на брань с врагами” и предстоит защищать не только братьев по вере, но и царя, и честь Родины. Синод призывал всех священнослужителей ободрять свою паству, укреплять ее в вере, охранять от всякого рода соблазнов и поддерживать в народе любовь к церкви, царю и Родине. В годы войны у Церкви появились особые функции. Во-первых, идеологическая и воспитательная. Православная церковь в трудную, критическое для Отечества время заняла исключительное положение, выступая объединяющей, цементирующей русское общество духовно-нравственной силой. Во-вторых, информационная. Все значимые события войны, будь то победы войск или их неудачи, находили отражение в торжественных церковных молебнах. Зачастую население узнавало о состоянии дел на фронтах только в стенах храмов. В-третьих, социальная. В годы войны десятки тысяч людей оказались без пищи и крова, потеряли своих близких, испытывали боль и отчаяние. Они нуждались в помощи, поддержке, защите. Заботу о них и взяла на себя церковь. Большое внимание Русская православная церковь уделяла и работе непосредственно в войсках. В каждом военном подразделении были свои священники. Если накануне Первой мировой войны в ведомстве военного протопресвитера состояло 730 священников, то во время войны их пребывало в армии свыше 5000. Были введены должности главных священников фронтов, армий, дивизий. Занимавшие эти должности иереи должны были объединять, координировать и руководить деятельностью духовенства в своём подразделении. Помимо основных обязанностей, полковой священник помогал врачу в перевязке ран, заведовал выносом с поля боя убитых и раненых, извещал родных о смерти воинов, заботился о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ, устраивал походные библиотеки, обучал солдат грамоте, читал им письма от родных, помогал составлять ответные письма. Фронтовые священники разделили со своей паствой все трудности армейской жизни, вместе с солдатами жили в окопах, шли в бой, горели и тонули в русских боевых кораблях. Генерал А.А. Брусилов - командующий Юго-Западным фронтом, в своих военных воспоминаниях отмечал: “В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой”. Первая мировая война дала множество примеров героизма военных пастырей. Случалось, что захваченный азартом боя полковой священник подбирал рясу и бросался вместе с полком врукопашную. Баптисты не агитировали за войну, однако призывали в сложное время не воевать против собственного правительства, но будучи очень патриотичны, на своих служениях пели “Боже, Царя храни” с некоторыми поправками.  

 

ЦЕРКОВЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ГОСУДАРТСВАХ. В ДВУХ СЛОВАХ О ЕВРОПЕ И КРАХЕ КОЛОНИАЛИЗМА.

Великая депрессия 1929-1939 года, Франклин Рузвельт обещает вывести страну из кризиса, он поручает правительству обеспечить трудоустройство для миллионов американцев, что в тогдашнем США было в новинку, так как в этой стране каждый привык заботиться о себе и не наедятся на государство, однако против Рузвельта были очень богатые люди, которых не устраивало движение экономики, как им казалось, в сторону социализма, поэтому предприниматели попытались найти поддержку в структуре, которая одновременно была достаточно влиятельна и которой доверяли люди, некоторые протестантские священники, в их числе был Джеймс Файфилд, при поддержке бизнесменов он становится соучредителем и президентом консервативной организации "Духовная мобилизация", задачей организации было не дать правительству США свернуть с пути, по которому шла Америка всю свою историю, в организации состояло около 17 тысяч священников, а к 50-м годам появился из сложной системы идиологем появился лозунг: "Свобода под Богом", в это же время известный американский проповедник Билли Грэм проповедует против профсоюзов и в поддержку бизнеса, проповеди были настолько успешными, что 52 году президентом стал Эйзенхауэр, открыто поддерживавший священников в эти годы. В 53 году Эйзенхауэр крестится в пресвитерианской церкви, после этого начинаются, вроде бы косметические изменения, например, клятва верности американскому флагу начинает звучать так: "Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: единой и неделимой нации Под Богом, со свободой и справедливостью для всех", курсивом выделено то, чего раньше в присяге не было. С 1953 по 1957 года происходят несколько перемен: в расписании Белого дома появляется молитвенное собрание, в здании парламента открылась молитвенная комната, девизом Америки становится "На Бога уповаем", эта фраза добавляется на американские деньги, в клятве верности при принятии гражданства появляется фраза: "Да поможет мне Бог", начинают снимать фильмы по Библейским мотивам и на религиозную тему, что очень радует общество, в школах начинают читать молитвы. Последующие президенты тоже были очень религиозными людьми, например, Джимми Картер после истечения своих полномочий продолжал преподавать в воскресной школе и служить дьяконом в баптисткой церкви, Рональд Рейган называл себя вновь рождённым христианином и очень серьёзно относился к пророчествам о конце света. Во время Второй мировой войны половина населения является частью какой-либо христианской церкви, а с 60 по 66 76 процентов населения являются христианами и регулярно посещают церковь, однако потом будет падение и к 2013 году это число упадёт до 25 процентов. На всплеск религиозности в США повлияли следующие вещи: Великая депрессия и поддержка предпринимателей, рост атеистических и коммунистических настроений, личная политика Эйзенхауэра. Однако в Европе процесса резкого влёта религиозности не было, однако общество всё ещё оставалось очень консервативным, после Второй мировой войны колониальный мир рухнул, вместо Британской империи появилось Британское содружество, миссионерская деятельность в странах Африки стала делом очень опасным так как если раньше порядок, соблюдение закона, хоть сколько-то приемлемый уровень жизни и образования, занятость населения поддерживала колониальная администрация, то сейчас, когда африканцы остались предоставлены сами себе уровень преступности возрос в разы, после каждых выборов гражданская война, про образование и обеспеченье продовольствием и водой я молчу, в этих условиях католическая церковь организовала регулярные поставки гуманитарной помощи в Африку, а так же заявила, что изобретение ГМО поможет решить там проблему голода. Таким образом, роль церкви в демократических станах может вирироваться от охранительской, как в США, до уровня благотворительной организации, как в секулярных странах Европы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: