Учёный-методист. ФИО., годы жизни
| Основные научные труды
| Основные методические идеи
|
1.Фёдор Иванович Буслаев
1818 -1897
| О преподавании отечественного языка (1884)
| -определил место методики в ряду педагогических и филологических наук как новой области знаний;
- дал отличие между понятиями "метод" и "приём" в методике;
- отстаивал филологический анализ текста.
|
2.Василий Иванович Водовозов
1825-1886
|
Книга для первоначального чтения" (№20 издание, Санкт-Петербург, 1896); "Книга для учителей" (№5 издание, 1879); "Русские сказки в стихах" (1883); "Рассказы и стихотворения для детей" (№3 издание, 1904); "Словесность в образцах и разборах" (№6 издание, 1905); "Новая русская литература" (№7 издание, 1908); "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888); "Рассказы из русской истории" (выпуск 1, издание №13), выпуск 2, издание №11, 1911); "Очерки из русской истории XVIII в." (№3 издание, 1904).
|
- разработал систему упражнений и аналитических бесед,последовательно охватывавших все этапы начального обучения.
- составил программу преподавания отечественной словесности,предусматривавшую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (2 класс.)
|
3.Владимир Яковлевич Стоюнин
1826-1888
|
«О преподавании русской литературы» (1864)
| -рассматривал труд ребенка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования.
- развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса,
- овладение приемами научного анализа.
|
4.Виктор Петрович Острогорский
1840-1902
| Беседы о преподавании словесности. СПб., 1885.
Выразительное чтение. Пособие для учащих и учащихся. СПб., 1885.
Двадцать биографий образцовых русских писателей. Для чтения юношества. СПб., 1890. (Всего 18 изд.)
Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851-1864 гг.). СПб., 1895.
Николай Васильевич Гоголь. Литературно-биографический очерк. Вятка, 1902.
Критические разборы сочинений Д.В. Григоровича // Григорович Д.В. Полное собрание сочинений. Т. 5. Пг., 1915. С. VII-XIII.
| - рассматривал образование и воспитание как единый процесс,
-уделялэтико-эстетическому воспитанию,видя в нем могущественный фактор гражданского воспитания;
- средствами эстетического воспитания, в число которых наряду с литературой и искусством включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу;
- выделяя роль семьив раннем эстетическом развитии ребенка, считал, что главной заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравственная связь между членами семьи;
- основную роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетической подготовки женщин.
Первым в России разработалметодику организации эмоционально-образного восприятия литературы.
|
5.Цезарь Павлович Балталон
1855-1913
| «Хрестоматическая система и новые методы» (1912)
«Пособие для литературных бесед и письменных упражнений» (1891)
«Воспитательное чтение» (1908)
| - идею воспитательного чтения, отмечая три основные особенности последнего: занимательность содержания, цельность впечатления и возбуждение посильной работы.
|
6.Иннокентий Федорович Анненский
1855-1909
| Образовательное значение родного языка (1890)
| - изучение художественного произведения в школе, прежде всего как явления искусства, эстетически воздействующего на ученика-читателя - в поисках приемов работы над текстом исходить из словесно-образной и эстетической природы литературы.
|
7.Мария Александровна Рыбникова
1885-1942
| «Изучение родного языка» (1921)
«Работа словесника в школе» (1922)
«Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927)
«Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930)
«Очерки по методике литературного чтения (1941)
| - предлагает систему стилистичиских упражнений;
- предлагает отказаться от учебников заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения;
- рекомендует анализ языковой техники великих мастеров слова; - выделяет три основных фактора, определяющих содержание литературы как научной дисциплины.
|
8.Василий Васильевич Голубков
1880-1968
| «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909)
«Преподавание литературы в дореволюционной средней школе»(1946)
«Мастерство устной речи» (1960)
«Методика преподавания литературы» (1938).
| - создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика
- разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ
|
9.Николай Иванович Кудряшев
1904-1981
| «Об изучении языка художественных произведений в 5-7 классах»
«О некоторых актуальных задачах методики литературы» (1948), «О состоянии и задачах методики литературы» (1956), «Методика литературы как научная дисциплина» (1959)
«Теоретические основы методики литературы» (1971).
| -много внимания уделял вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики
- активно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий, адресованных учителям-словесникам
-выделил и характеризовал четыре основных методов обучения литературе (метод творческого чтения.
|
| | |
| | |
| | |
10.Тереза Георгиевна
Браже
2019г
| Целостное изучение эпического произведение (1964
| -поставила вопрос об изучении
литературы в вечерней школе,
обосновала систему работы в 9 классе вечерней школы, раскрыла
содержание, методы и приёмы
обучения, трудности в восприятии
учащимися творчества писателя, пути их преодоления.
|
11. Зинаида Яковлевна Рез
1921–2009
| «Изучение лирических произведений в школе» (Л., 1968)
«Методика преподавания литературы» (М., 1977, 1985).
| -разработала систему теоретико-литературных знаний при изучении лирики в 5–10 классах, которая позволяет дать теоретический материал с учётом усложнении
-создала методическую систему, которая стала основой для дальнейших разработок в методике изучения лирического произведения с учётом его родовой специфики
|
12.Наталья Дмитриевна Молдавская
1916–1978
| «Воспитание читателя-школьника» (1968), «Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения» (1964), «Литературное развитие школьника» (1976)
| -продолжила развитие психологического направления в методике преподавания литературы, занимаясь теоретическими проблемами – исследованием уровней литературного развития школьников
|
13.Владимир Георгиевич Маранцман
1932–2007
|
«Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников» (1974),
|
- выделяет четыре сферы читательского восприятия; сила эмоциональной реакции, освоение содержания и смысла произведения, степень внимания к художественной форме, активность работы воображения
-разграничивал приемы школьного и литературоведческого анализа произведений.
-занимался разработкой проблемного изучения литературного произведения,
|
14.Марк Григорьевич Качурин
1923-2006
| «Системность литературного образования в школе» (1976)
«Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" в школьном изучении» (совместно с А.М. Докусовым, 1982), «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы» (1988),
«Петербург в русской литературе» (1994), «Библия в русской литературе вечный дом": Личность и творчество Михаила Булгакова» (2000, совместно с М.А. Шнеерсон).
|
-учебное исследование как метод будет положено М.Г. Качуриным в основу его концепции изучения теории литературы в школе
-считал, что вместе с эстетической восприимчивостью, литература как учебный предмет должна развивать интерес ребенка к самостоятельному научному поиску, пробуждать в нем исследовательские наклонности
-
|
| | |
| | |