Натурфилософские программы античности и генезис науки

Натурфилософские программы античности и генезис науки

 

 Первое, что надо сказать — что философия как мы ее определяли в нашем курсе — это способ критического мышления или как сказал философ деятельность по прояснению, форма общественного сознания специфическая, которая появляется в двух вариантах (восточный и западный, дневной греции). Но наука появляется только в западном варианте, несмотря на все достижения востока, например, изобретение бумаги, фарфора, пороха, позиционного счисления. Наука все же появляется на западе и идет в большой зависимости от религиозных познаний, традиций. Однако некоторые все же обращаются к восточной философии. Вспомним, например, Нильса Бора, который, приехав в Китац, был поражен учением Даосизма, был увлечен принципом дополнительности (как Ил и Ян), или Гейзенберг, который также восхищался, а Капан написал целую книгу даофизики. Но все-таки это исключение из правил. История нам показывает, что реальные научные знания появля/тся прежде всего в Древней греции. Наверное, это вязано с общими мировоззренческими особенностями. Восток — увей, приспособение, не вмещательство, а запад основывая на японо, принцип соревновательности, состязательности, что проявяилосьь у Греков во всех областях — олимпийские игры, противостояние различных философских школ и т д. И вот эта общая установка, которая обозначается как принцип АГО, привела к появлению того способа мышления, который был назван критическим рационализмом. Он появился в первой философской школе, милетской школе, Фалес-анаксимандр, учитель ученик и наоборот, ученик доверяет своему учителю, излагает только то, что учитель его сказал. А в философии можно было критиковать учителя, и учитель этому способствует -> новые идеи. Этот метод критического рационализма стал философским методом и был передан науке. Настоящая наука появляется значительно поздже — 17 век (век научной революции). Это Галилей, Кеплер, Ньютон, его математические начала натурфилософии. Они узаконивают новые формы общественного сознания, куьтуры, которые потом назвали классической науков. А могла ли появиться эта классическая наука без того, что было раньше? Из ничего.Что такого было в античной философии, что потом позволило через несколько тысяч лет вспомнить об этом. В античности сначала были сделаны немалые заделы, зародыши исследовательских программ, которые выплеснулись в эпоху 17 века. Основные части философии здесь — антология, учение об идее в самой общей форме, из чего состоит мир, что лежит в основании мира, почему мир такой, это первые вопросы, которыми интересовались философы. это гносеология — учение о познании, можно ли познавать мир, как это делать? Можно ли доверять чувствам или нудно опираться только на Ратио? Здесь на уровне лелейской школы, Зенон с его апогеями, произошло осознание того, что методы познания и сознания могут быть очень различными. Одно дело эмпирический, рецептурно-технологический опыт, другое — почему так а не иначе. Без всякой науки люди научились строить корабли, выращивать знаки, плавить металл, гибридизировать животных. Олферанен сказал, что эти донаучные знания человечексой цивилизации перекрывают все то, что позволила наука, это то, что позволило человеку стать человеком. Принцип — смотри на меня, делай как я, если можншь— сделай лучше, но не спрашивай, почему так. А вот в илейской школе произошло понимание, что важно познание. Но есть и другое знание — теоретическое (терпистеме). Троксо — знание на уровне обыденного, эпистеме — на уровне теоретического знания. Стрела Зенона Элейского, дихотомия, стэдиум. Это мысленный эксперимент. И сейчас эти вопросы решаются. Квантуется ли пространство-время, какой физический смысл несет бесконечно малое. Это все гносеология.

И аксиология и праксиология. Как части общего философского знания. Они говоря — для чего все это, зачем? Зачем это теоретическое знание человечеству. Зачем ты родился? «Чтобы созерцать небо и понимать, как оно устроено». Наука — это прежде всего любопытство. Оно у нас с детства. Мы любим отвечать на вопросы, а как устроен этот мир. И это с одной стороны был плюс, чтобы отделить этот праксис от теории и возможность появиться самостоятельному теоретическому мышлению. Сначала надо было отделить теорию от практики, а потом снова через теорию идти к практике. Античная наука этого не сделала. Она ограничилась только созерцанием. И воспоминания об Архимеда (винт арзимеда, зеркала) он признавался, что темнее — не то что эпистеме. Эпистеме выразил Аристотель как приобщение к гармонии мира. Вот для чего нужна наука с точки зрения грека. Фактически ноль для практики. Это возможно и погубило античную науку. Она возникла как проба пера теоретического мышления, но потом нивелировалась. А через 2000 лет у Френсиса Бекона снова вспыхнула: Знания сила, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Есть теории светоносные, но должны быть и плодоносные. С этого момента эта теория прижилась и наука в Европе называется быстро развиваться. Но и светоносные опыты тоже должны были быть сначала, чтобы потом получились опыты плодоносные.

 

Какие основные идеи плодотворные натурфилософии — гибрид и философии и гениальных догадок в Древней Греции. В той же милетской школе. Фалес, крупный математик того времени, философ, предсказал солнечные затмения. По теории пропорций измерял высоту пирамид. Его ученики Анаксимандр первый высказал идею о естественном происхождении жизни, о том что земля и не должна покоиться. Анаксимен первый озаботился описанием ойкумены (географическом местоположении Греции, составлял первые карты). Это первые но важные натурфилософские идеи. Дальше были также важные идеи для науки: Гераклит арте — это огонь. О котором Гейзенберг сказал. Мир не создан никем из богом, он всегда будет огнем, мерами затухающими и мерами горящими. Его идея больших циклов (мировым годом 10800 лет). Гейзенберг сказал, что это было как первая идея о ЗСЭ. у Гераклита идея Лотоса — не мне а Логос внимая. Что человек не своим законам подчиняется, а законам чьи-то и надо эти законы познавать. Метод диалектики. Он первым увидел, что мир противоречив, это отражается и в мышлении человека. На любой вопрос всегда есть два ответа и иногда из прямо противоположных позиций — учения скептиков. Дальше Импидокл первый догадался, что свет, хоть и быстрые, но имеет органическую скорость, первый создатель теории эволюции. Живой мир эволюционирует, какие то виды исчезают, какие-то новые. изменчивость животного мира. Пифагорейцы первые пришли к мысли, что если в мире есть закон, то должны быть и некие пропорции, выраженные в математике. Они эту математику сокрализировали. Это было полурелигиозный орден — пифагорейский союз. Представления о правильных математических фигурах, эти фигуры и определяют весь наш окружающий мир, арифметику можно геометризировать, сопоставить единицу с точкой, двойку с линией. Знаменитое открытие — открытие иррациональности — прямоугольный треугольник и соотношения сторон. Далее появится в 19 веке целая школа иррационализма — разум, только видимость управления человеком, на самом деле лежат более серьезные мотивы, воля к власти, к жизни, страх и т д. Дальше Анаксагор с его идеей фракталов — все можно делить до бесконечности, но есть единицы (гомеомерии), качественные единицы, а их совокупность определяет многокачественность нашего мироздания. И управляет всем этим какая-то новая божественная сила, названная Гнусом. За одну гипотезу его чуть не лишили жизни, выгнали из Афин, большинство небесных тел н назвал каменными глыбами, которые порой и падают на землю (звезды, метеориты). А в 17 веке не верили, что что-то на землю может падать.

 

Далее школа Демокрита, Эпикура, атомизм. Фейнман сказал, что если бы на земле исчезло все знание, но осталось только знание о том, что мир устроен из атомов, все бы очень быстро восстановилось. Атомы — неделимые исходные сущности. У Демокрита они могут быть разных размеров, Эпикур сказал, что они самые мельчайшие. Отличие от представлении о гомеомерии Анаксагора в том, что они качественно единообразны. И различаются только формами. Все атомы на земле с точки зрения Демокрита одинаковы, лишь форма может быть различна. И из различных форм они могут приходить в разные состояния и создавать разные объекты. Самое интересное у Демокрита — представление о причинности, но это после перерыва.

 

Школа у Демокрита самая выдающаяся натурфиолосфская школа, где были поставлены вопросы о структуре мира, о взаимосвязи, о причинно-следственной связи.

Чтобы закончить наш обзор, перейдем к школе софистов (антропный переворот), где были поставлены гуманитарные вопросы, вопросы релятивизма, сколько мы можем доверять нашим ощущениям, исследования существующих или несуществующих вещей, Сократ с его методом стремления постичь мир, обоснование метода индукции к обобщениям и законам можно прийти частные результаты. Ну и его гениальный ученик Платон, который тоже впервые наглядно показал, что мир в своей сущности может быть совсем другим, чем он нам является. Вспомним знаменитый миф о пещере, где платон показывает, что мир и тень может быть совершенно другим, чем тот мир теней, который видят узники в пещере. Александр Поляков, получивший премию мира за развитие теории струн, экзотичной теории о лежащих безразмерхых объектов пространства и времени в основе жизни. Ему со студенческих лет запал этот миф о пещере и на уровне физики он стал в этот вопрос углубляться. КРоме того Платон конечно — это и метод анамнезиса, некое воспоминание о своих рациональных корнях, которые человеческая душа имеет до своего рождения, то, что потом назовется априорным знанием, знанием полученным без всякого опыта. Есть ли такое программы в нашем когнитивном аппарате. Ну и его систематизация наук, астрономия, физика, эмпирические науки, диалектика, теория музыки, где тоже используется математика, теоретические науки, и первая теория космогенеза — первая попытка показать, как произошло все развитие на уровне космических масштабов, какие там активные силы, пассивные силы, введение понятия парадигмы — некая матрица, с которой Бог Демиург создаем реальные космические объекты, начиная с земли и заканчивая остальными. Понятие парадигма в большом ходу. Томас Куно придал официальный статус, говорят уже о парадигме современного искусства, о парадигме спортивных состязаний, но изначально этот термин задействован о понимании космоустройства. У Куна — о процессе развития самой науке. В самом простом варианте парадигма — это матрица научного исследования, когда научное сообщество признает это что-то, что объединяет это научное сообщество (законы), методы, считаемые научными деятелями, оценка результата. Если ученые солидарны таким позициями, значит это парадигма. Пример: парадигма физики Ньютона, парадигма релятивистской физики и т д. Парадигма Космоса Коперника, Птолемея, Мультивселенной. Эти парадигмы могут меняться. Такие парадигмы на определенном этапе консолидируют ученых, а затем накапливаются аномалии и происходи научная революция. Все сразу переходят быстро к новой парадигме, а старая либо умирает, либо остается частично. Дальше ученик Платона — Аристотель. Платон мне друг, но истина дороже и пойдет своим путем. Вместо диалектики перейдет к аналитике, появится аналитическое мышление, законы логики, закон исключенного третьего, закон тождества, закон противоречия, система сиологизмов, которая будет развиваться далее, систематизация. Логика может быть только Аристотелевской. Что еще у Аристотеля. Аристотеля считают создателем первой картины мира. С современной точки зрения это не научные картины мира, но если мы скажем, что на протяжении 2000-х тысяч лет она считалась единственной возможной. На основе нее Клавдий Птолемей построил свою астрономическую теорию, геоцентризм, все вокруг земли, но теория Птолемея — это уже научная. Ими руководствовались Магелан, Америго Веспутчи. Далее эта теория конкурировала с теорией Коперника, которая долго проигрывала Птолемеевской. В плане физики Аристотель предложил на основе метафизики — 4 метафизические причины: мир существует потому что есть материя прима, первоматерия, чистая поенциальность, по современн м понятиям физический вакуум, из которого что-то выскакивает и потом обратно возвращается, это формальная причина, объясняющая почему мир имеет столько разнообразных норм (так как есть идеальнее формы, присутствующие в реальных объектах, футбольным мяч не реальный объект, но если бы не было идеи шара, не было бы мяча), это принципиальное отличие аристотеля и платона. У Платона есть первичное, а мир — это только тени этих идей. Аристотель показывает на картине перстом на землю, все формы они в реальном мире присутствуют. Это причины движения, все движется чем-то. Сила — причина движения. Интелехиальная причина — причина целесообразности. Если что-то существует, оно существует для чего-то: пример дождь для урожая. У человеа интелехиальная причина — душа. Именно душа нас делает человеком. На этих четырех причинах он делает свою физику. Но Аристотель выделяет разные виды силы: насильственные силы: импульс прекращается — движение прекращается. А есть бесконечные явления в плане физики и космологии. Это физика надлунного мира. В ней все совершенно, все во круговым орбитам. Из-за того Коперник и Кеплер долго мучались со своими рассветами, потом отошли от круговых орбит. В земном мире все недолговечно. Два мира с разной физикой. Земную науку не развить и математических закономерностей здесь не может быть.

 

Движение вверх и движение вниз. Первоначально движения дают реальные субстанции. Земля, вода, воздух, огонь, у них своих векторы движения. Воздух и огонь — вверх, земля и вода — вниз. Тяжелое падает быстрее легкого. Пространство пригодилось в современной физике. Аристотель первый стал понимать пространство не как некую емкость или ящик, в котором все происходит, которая останется, даже если из него все выбросить. А как некую реально существующую оболочку тела. Есть тело — есть пространство. Нет -нет. Первый отказался от актуальной бесконечности. Ввел понятие потенциальной бесконечности. Главная его установка в плане движения — природа боится пустоты. Импульс передается от точки к точке. В этом он принципиально расходился с атомистами. Сначала все физики, физики Ньютона оказались от этой теории Аристотеля, а потом на уровне электродинамики, введя понятие поля, снова вернулись к физике Арстотеля. Сейчас с этом отношении есть самые разные теории. Есть теории с принципом дальнодействия, близкодействия.

 

Далее период Элинизма. Сведение всего к моральным проблемам. Хотя натурфилософские проблемы остаются, идея пневмы, заполняющей весь мир, то есть принцип континуальности. Введение атомов того же Эпикура, в отличие от Демокрита и т д. Однако общий натурфилософский запал пропадает. Коротко и прошлись по достижениям античной натурфилософии.

 

Проблематика носит космоцентрический характер. Периодизация основных научных установок. Все средневековье далее телоцентризм. Объяснение всего с помощью Бога. Далее антропоцентризм — объяснение всего с учетом человека, как главного в мире. Далее наукоцентризм. 20 век — наше время. Экоцентризм — человек попадает в пограничуную ситуацию. Оно не только не всесильно, но и зависит от многих природных факторов, которые зачастую негативные, созданные самим человеком.

 

Теперь мы эти отдельные идеи пытаемся сформулировать в те программы, которые сейчас существуют. Они основаны на принципе бинарности. Противоположности. Некоторые есть промежуточные. В статье все это более подробно написано. Эти программы имеют эвристический потенциал. хоть и в древней греции они имеют Эвристический потенциал и имвозможости развиваться в наше время.

 

1. поиски мироздания. Разные архе у разных программ. Фалес — вода. У Платона арте это идеи. У демокрита это атомы. Идеальные или материальные основания миросдания. Там где есть материальное демокрит, фалес, анаксимандр. Идеалные — платон, Анаксагор. Эти программы столкнулись в античности, как пишут источники, что платон собирал рукописи Демокрита и сжигал. Ему не нравились. В современном миропонимании есть такого рода столкновения. Кто-то ищет исходные материальные частицы (кварки), а другие Миллер перешли к другой парадигме, все из бита. Изначальной информационной единицы. Но сама информация к носителю никогда не сводится. Идеи о математической модели вселенной. У Пифагорейцев мир на правильных фигурах.

2. Структурность мироздания. Имеется в виду прежде всего, устроен ли мир из какиъ-то элементарных частиц или нет делимости этих материальных объектов. Есть сегодня постоянно планка, за которыми мы ничего знать не можем на сегодняшнем этапе науки. Сивальник сегодня говорит, что структура мира в конечном итоге носит потенциальный характер, вакуум, ничего нет. Другие говорят, что все материально.

3. Программа причинности. Наука основана на подтверждении, что все в мире между собой связано каким-то образом. Понятия континуальности, передачи импульса от точки к точке или дискретности. В причинности говорится о том, устроен ли мир однозначным обрзаом, имеет ли причина однозначный характер. Демокрит: «Люди измыслили идол случая». Орел с черепахой, которая разбивает голову лысому человеку. Ничего случайного нет. Имеем пересечение огромного пересечения причинно-следственных рядов, просто мы не знаем точку их пересечения. Случайность в голове человека. Случайность гносеологического статуса. Случайность из-за нашего незнания. Теория вероятности. Если бы мы могли все просчитать, мы бы делали все однозначно. Названо все это Лапласовсеим детерминизмом. Если бы могли все просчитать, мы бы могли узнать, все что было, и вспе, что будет. А вторая противоположная программа — индетерминизм. Мир устроен вероятностным образом. В фундаменте мира не гносеологическая, а онтологическая вероятность. Первым высказывает эту мысль Эпикур, когда говорит, что если все так жестко связано, я буду поклоняться Богам. Потом придумали клины — спонтанные, непредсказуемые, но естественные отклонения атомов от своих траекторий. Между Нильсон Бором и Эйнштейном: «Бог не играет в кости». Может и не играет, но все, что мы можем знать — это вероятности. Откуда электрон знает, через какую щель проходить. Эта дискуссия определила динамику развития физики микромира.

4. Программа движения. Как понимать движение. Или движение это как у Аристотеля — силовое. Или движение есть неотъемлемое свойство тела. Там, где движение, никакие силы не требуются. Демокрит — атомы вращаются самым разным обращом, но это их нормальное движение.

5. Космоустройство. 1 программа у Платона, космос строится по какой-то программе, сейчас таких теорий тоже много. Программа большого взрыва до современного состояния. Программа геоцентризма Аристотеля и программа у Пифагорейцев, Аристарх Самосский выдвинул идею гелиоцентризма.

6. Проблема появления жизни. Эту проблему и сейчас не решили до конца. Панспермия, Теория первичного бульона, жизнь из неорганики естественного происхождения, Божественное вмешательство. У Платона человек создан Богом, потом перешло все в Христианство. У Демокрита из грязи жизнб. Аристотель отделяет живое от неживого и считает, что все живое должно быть порождено какой-то особой силой.

 

Институализация науки. Наука отличается тем, что создает свои институты и организации, в рамках которых она работает. И эти первые институты создаются еще в античности. сначала школы. Затем союзы (Пифагорейский союз), академии и т д. Первые библиотеки, стали платить ученым. Современная наука не возможна без поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: