К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности »
для специальности 040400-социальная работа ( очная форма обучения)
ТЕМА: «Организация защиты населения в военное время»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № __ от «__»сентября 2011г.
Зав. кафедрой мобилизационной
подготовки здравоохранения,
медицины катастроф
и скорой помощи с курсом ПО
д.м.н., проф. ________(Попов А.А.)
Составитель:
кафедры _______(Анисимов М.М.)
Красноярск 2012
Тема: «Организация защиты населения в военное время».
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие
Разновидность занятия: практическая. Методы обучения: беседа, объяснения, демонстрация.
3. Значение темы: В современных условиях удельный вес пораженного населения относительно санитарных потерь среди войск увеличивается при повышении технического оснащения воюющих сторон. Это прослеживается при учете потерь в I мировой войне, Великой Отечественной войне, Чеченском и Югославском вооруженном конфликтах и т. д. Одной из важнейших задач государства является защита населения в условиях современного вооруженного конфликта. В связи с этим обучающиеся должны знать принципы и мероприятия по защите населения.
|
|
Цели обучения:
-общая: подготовить специалиста по организации медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени к оказанию помощи пострадавшим.
-учебная: знать принципы и способы защиты населения в военное время.
Знать общее устройство и оснащение средств коллективной защиты, их виды по вместимости, защитным свойствам.
4. Место проведения занятия: учебная аудитория.
5. Оснащение занятия:
1. Макет убежища, масштаб 1:55;
2. Макет противорадиационного укрытия, масштаб 1: 40;
3. Стенды со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинскими СИЗ.
4. Презентация по теме Ms. Power Point;
5. Мультимедийный проектор;
6. Ноутбук.
6. Структура содержания темы:
Хронокарта практического занятия
№п/п | Этапы практического занятия | Продол-житель-ность | Содержание этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | 2 мин | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся. |
2. | Формулировка темы и цели | 3 мин | Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия. |
3. | Контроль исходного уровня знаний, умений | 10 мин | Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи. |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятий | 5 мин | Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности) |
5. | Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): · Изложение рефератов · Решение ситуационных задач. | 35 мин | Работа: · Реферативное сообщение на тему: 1. Убежище 2. Противорадиационное укрытие 3. Простейшие укрытия · Самостоятельное решение задач с оформлением в рабочей тетради. |
6. | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | 5 мин | Тесты по теме, ситуационные задачи. |
7. | Задание на дом (на следующее занятие) | 4 мин | Учебно-методические разработки следующего занятия, методические разработки для внеаудиторной работы по теме. |
Всего: | 64 мин |
7. Аннотация.( краткое содержание темы).
|
|
Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения в военное время.
Защита населения и объектов экономики от оружия массового поражения и других средств нападения – комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых в целях максимального ослабления результатов воздействия ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия и других средств нападения, и обеспечения благоприятных условий для деятельности населения и объектов, а также сил ГО при выполнении задач.
Основные принципы защиты населения:
· Заблаговременность проведения организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и снижению степени поражения населения вредными факторами ЧС и поражающими факторами ОМП;
· Создание запасов медицинского имущества исходя из максимального расчетного количества пораженных среди мирного населения;
· Универсальность ряда проводимых мероприятий по защите населения при различных ЧС.
· Дифференцированность проводимых мероприятий в зависимости от типа ЧС и ряда местных (климатогеографических, демографических, индустриальных и др.) факторов.
· Комплексное использование всех способов и средств защиты населения от последствий ЧС мирного и военного времени.
Основными способами защиты населения от действия поражающих факторов аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения являются:
1. Использование средств коллективной защиты;
2. Использование средств индивидуальной защиты, в т.ч. медицинских;
3. Эвакуация (отселение) населения и рассредоточение рабочих служащих.
Основные мероприятия по защите населения:
1. Непрерывное наблюдение и лабораторный контроль радиоактивного загрязнения, химического и бактериального заражения объектов внешней среды;
2. Своевременное оповещение населения о возможности или возникновении ЧС;
3. Укрытие населения в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты;
4. Соблюдение режимов защиты людей на зараженной местности;
5. Эвакуация (отселение) населения из зон ЧС;
6. Проведение специальных профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий;
7. Обучение населения способам защиты и действиям в ЧС и др.
Характеристика защитных сооружений.
Типы защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.
Убежища – инженерно-технические сооружения, обеспечивающие наиболее надежную комплексную защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания):
· воздействия взрывной ударной волны,
· ионизирующего излучения (проникающей радиации),
· отравляющих веществ (ОВ), АХОВ,
· бактериальных рецептур (биологического оружия),
· высоких температур, продуктов горения и др.
Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых при необходимости, от катастрофического затопления.
Убежища классифицируются по следующим признакам:
- по защитным свойствам: