Государственный строй в период абсолютной монархии

Механизм государства:

1. Император. Функции: законодательная, административная (назначение всех должностных лиц), судебная (решения от имени императора), общие вопросы внешней и внутренней политики и т.д. концентрация всей полноты власти имела юр обоснование, это то что отличало данное законодательство от предшествующего, законная сила воли и действиям царя.

2. Боярская дума упраздняется, в 1711 году создается сенат. Изначально это был чрезвычайный орган, а потом постоянно действующий, решения принимаются общим собранием, т.е. общим присутствием: изначально голосованием, а потом большинства голосов было достаточно.

Функции сената: решение важнейших вопросов государства по определению царя, законодательная функция, выступал высшей судебной инстанцией (1 инстанция по преступлениям сенаторов; апелляционной инстанцией для нижестоящих судов).

Деятельностью сената руководил царь, в его отсутствие председательствовал генерал-прокурор. Организацию и процесс деятельности возглавлял прокурор, это административная функция, он имел право вносить проекты указов или возбуждать основания об отмене законов. Он контролировал деятельность сената и отвечал перед императором. При Екатерине ослабляется роль сената и появляется верховный тайный совет, он формирует законодательство и политику государства. И лишь при Анне Иоановне возвращается самодержавный хаарктер России и возрождается Сенат.

3. На смену приказам приходят коллегии. При каждой коллегии есть прокурор, который контролирует их деятельность. Первостепенное значение имела военная коллегия, адмиралтейская коллегия (военно-морские и торговые суда, судостроение, создание флота, офицерского состава, вплоть до лесообработки), коллегия иностранных дел (внешние сношения государства). Всего коллегий было 12 (юстиц коллегия, коммерц коллегия- торговые отношения, берг коллегии). Приказов было намного больше, чем коллегий так возникла бюрократизация торгового механизма.

4. Фискалы. Их должности формировались на уровне коллегий, затем уже на городском.

5. Святейший Синод. Его деятельность определялась духовным регламентом. Находит реализацию основная идея царя – полное подчинение светской власти.

6. Судебные органы:

-надворные суды (апелляционная инстанция) они определяли не только правильность решения, но и его законность. Далее упраздняются нижние суды и учреждаются провинциальные суды, это связано с областной реформой. Надворные суды сохраняли свое место.

-Сенат – апелляционная инстанция для надворных судов. Их решения были окончательными и обжалованию не подлежали. С появлением прокуратуры при судах начинают функционировать обер-прокуроры.

7. Полицейские органы. Их задача: защита и наведение порядка в городах.

8. С появлением военных возникли и воинские суды.

Воеводы назначались царем, в местном управлении назначение так же происходило от царя.

Характеристика права периода конца 17 – нач. 18 века

НПА имеют свое внутреннее деление:

1. Манифесты, предполагавшие дарование или передачу широкого круга правовых возможностей.

2. Указы, содержащие нормы общего действия

3. Уставы, предполагавшие правовое регулирование однородных общественных отношений

4. Регламенты, нацеленные на урегулирование организации и деятельности того или иного органа.

Особенности нормативной базы данного периода:

1) Закон имеет силу, когда подлежит официальному опубликованию.

2) В данный же период определяется, что закон обратной силы не имеет

3) Издается на основании и по воле императора

Вещное право.

Основным источником является указ о единонаследии 1714 года. Данный источник определил правовой режим родового имущества дворян. Устанавливался запрет на дробление родового имущества. Сохраняет действие право обратного выкупа. Окончательно уравниваются вотчины и поместья, нет никаких различий между ними. Большее развитие получает поместье. Устанавливаются привилегии для дворян, предполагающие возможности приобретения фабрик, мануфактур и т.д. четко определяется движимое и недвижимое имущество, сама категория права собственности связана с именем Екатерины 2.

Обязательственные отношения.

Основания и причинение вреда и договоры. Система договоров расширяется. Формы договоров: устная и письменная, крепостная и нотариальные. Виды договоров: товарищества (льготы от государства им, основные виды деятельности связаны с видом промышленности).

Способы обеспечения обязательств: залог, поручительство, неустойка, не более 6% годовых. Условия признания сделки действительной и недействительной: недействительны сделки, которые противоречат закону, а так же определенные субъекты.

Большинство договоров носило письменный характер. Имущественный найм предполагал аренду, для недвижимого имущества требовалась письменная форма, для недвижимого она не требовалась.

Помимо товарищества появляется и доверенность как договор (субъекты: доверитель и поверенный). Он носил письменную форму. Представительство в гражданском праве допускалось, в уголовном запрещалось.

Брачно-семейные отношения.

Продолжают действовать принципы домостроя, однако женский пол наделяется большими имущественными возможностями.

Наследственные отношения.

Наследование по закону и завещанию, по закону могли наследовать только члены данного рода. Недвижимое имущество завещать можно было конкретному сыну без его дробления, по закону действовал майоратный принцип, где все недвижимое имущество переходило старшему сыну, все остальные дети делили движимое имущество поровну. При отсутствии сыновей наследовать могла дочь, при условии, что ее муж примет фамилию данного рода.

Уголовные отношения.

Признаки: нарушение царской воли, закона, причинение ущерба.

Нет разграничения между преступлением и проступком.

Субъект преступления: военнослужащие, бесные люди (сумасшедшие) и т.д.

В воинских артикулах появляется такой вид доказательства как судебно-медицинская экспертиза.

Государство и право начала XX века.

Высокий уровень авторитета Российской империи. Интенсивный уровень развития промышленности, В связи с реформой Витте рубль становится конвертируемым.

К началу XX века встает 4 основных проблемных вопроса:

1) Нерешенность аграрного вопроса. (87% населения – крестьяне). Отмена крепостного права 1861 года, переселенческая политика не решали эту проблему.

2) Нерешенность рабочего вопроса (Длительный трудовой день, отсутствие профсоюзов, отсутствие гарантий и возможностей рабочих, запрет забастовок и т.д.).

3) Национальный вопрос (Отсутствие автономий, русификация, христианизация населения сыграли здесь определенную роль, не учитывались интересы меньшинств).

4) Нерешенность политического вопроса. Появление партий, раскол общества на 3 основные группы: царь и крупная буржуазия – самодержавие, либеральное дворянство и мелкая буржуазия – конституционная монархия, пролетариат, рабочие, крестьяне – учреждение республики. В рамках 3 группы начинается развитие партийных движений (начинается после 1906 года, в связи с событиями 9 января).

18 февраля 1906 года Николай II сообщает Булыгину, что нужно создать государственную думу, в которой учитывались бы интересы населения.

к августу 1905 подготовлен документ и 6 августа 1905 года положение о выборах, по которому определена сословно-цензовая избирательная система. Цензы: дворяне, городское население, крестьяне. Лица, лишенные избирательных прав: женщины, военнослужащие и лица, не достигшие 21 года. Многоступенчатый характер выборов. Соответственно, сначала проводилось избрание представителей, а после выборщиков.

1 Выборы в государственную думу не состоялись из-за сильных противоречий среди населения.

17 октября 1905 года – царский манифест, связанный с определением некоторых правовых возможностей для некоторых категорий населения.

В декабре 1905 года (11 числа) вносятся изменения в законодательство, и появляется курия рабочих.

1 государственная дума - 27 апреля 1906 года, которая существовала всего лишь 72 дня, т.к. она не была эффективна (носила реакционный характер, 222 законодательных акта утвердил император и только 1 одобрен государственной думой), создаются предпосылки для создания 2 государстве

17 июля 1906 года – восстание в какомто-бурге

19 июля 1906 – присоединились к восстанию матросы Кронштадта.

20 февраля 1907 года – 2 государственная дума. Просуществовала 102 дня. Неэффективна.

Император распустил 2 государственную думу (не противоречит законодательству), меняет избирательный закон, без одобрения его государственной думой (противоречит законодательству).

Характеристика механизма государства начала XX века.

Законами от 23 апреля 1906 года определяется компетенция всего механизма.

1. Император. Самодержавный характер власти (но уходит «неограниченный» характер власти из законов). (Глава 1 основных государственных законов регулирует положение царя, статья 4 говорит о самодержавном характере власти, статья 5 выделяет положение о том, что особа императора неприкосновенна и священна, согласно 7 статье император реализует законодательную власть совместно с государственными органами, утверждает законы). Император определял в целом внутреннюю и внешнюю политику, является верховным главнокомандующим, объявлял военное или чрезвычайное положение, определял внешний вид монет, являлся собственником основной массы земель, от имени императора принимались судебные решения, помилование и т.д. тоже к императору. Императорская семья находилась на особом положении, царь мог жаловать титулы, назначать на должности министров, ½ государственного совета тоже он назначал и т.д.

2. Государственная дума. Создается с целью непосредственного участия в законотворчестве 4 слоев населения.

Функции:

1) Рассмотрение законопроектов

2) Рассмотрение смет доходов и расходов

3) Обсуждение важнейших задач государства

Срок полномочий определен в 5 лет, государственная дума созывалась по указу императора, а законы, принятые в перерывы созыва государственной думы император мог принят закон, но в течении 2 месяцев после возобновления работы гос. думы (ст. 45, 57) должен быть рассмотрен в ней, приобретая или не приобретая юридической силы.

Структура: общее собрание депутатов, отделы, канцелярия, комиссии. Ежегодно на общем собрании избирался председатель и 2 его товарища. Он руководил заседаниями, осуществлял надзор, определял направление деятельности, отчитывался.

3. Государственный совет. В первой половине 19 века он был законосовещательным органом, в начале XX века он становится законодательным органом. (НЕ ЯВЛЯЛСЯ ПЕРВЫМ РОССИЙСКИМ ПАРЛАМ.)

Структура: 2 части (1/2 выбиралась из представителей губернских собраний, представителей крупной буржуазии, представителей финляндского сейма, синода, российской академии наук и т.д.; 2 часть назначалась императором, в основном это были бывшие министры)

2 критерия по выборам: сороколетний возраст и еще какое-то говно.

Срок полномочий – 9 лет, хотя каждые 3 года происходила ротация на 1/3.

Функции:

1) Мог одобрить законопроект

2) Отклонить законопроект

3) Частично одобрить законопроект

4) Проверял полномочия своих представителей

5) Мог возбуждать предположения об отмене законов, необходимости новых и т.д., кроме основных государственных законов

6) Мог обращаться к совету министров или к главным управляющим

4. Совет министров – исполнительный орган центрального управления. Министры назначаются императором, подотчетны только ему.

5. Сенат

6. Синод

Такой механизм вплоть до 1917 года.

Источники аграрной реформы Столыпина:

1. Декабрь 1904 года – манифест, определяющий правовой статус крестьян.

2. Манифест об улучшении благочиния и облегчении положения крестьянского положения - 1907 год

3. Закон о военно-полевых судах – август 1906 года.

4. Указ об уравнивании крестьян в правах с другими сословиями – 5 октября 1906 года.

5. Указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования от 9 ноября 1906 года.

6. Указ о выдаче крестьянским поземельным банкам ссуды под залог

7. Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении 14 июня 1910 года.

8. Закон о землеустройстве 29 мая 1911 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: