Вопросы к экзамену по курсу «история Русской

ЛИТЕРАТУРЫ 1910-1930-х ГОДОВ» (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

  1. Своеобразие авторской трактовки революционных событий в поэмах А.А.Блока «Двенадцать» и А.Белого «Христос Воскрес». Особенности композиции и структуры. Значение евангельских мотивов. Характер историко-философских обобщений.
  2. Послеоктябрьский период в творчестве А.А.Блока. Стихотворения «Скифы», «Пушкинскому Дому». Основные темы публицистики поэта (статьи «Интеллигенция и революция», «О назначении поэта»).
  3. Стихотворения А.А.Ахматовой 1912-1922 гг. (сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»). Своеобразие личности лирической героини, значение веры в её жизни. Проблема нравственного выбора в эпоху исторических испытаний. Взаимосвязь темы любви и творчества. Образ Музы. Петербург и Царское Село в судьбе героини. Мотивы времени и памяти.
  4. Творчество М.А.Волошина. Дооктябрьский период (сборники «Годы странствий», «Selva Oscura»). Образ поэта-странника, сущность его духовного поиска. Роль космических и мистических мотивов. Тема времени и вечности. Значение мира природы в жизни лирического героя. Изображение революционной эпохи (сборник «Неопалимая Купина»). Персонажи русской и мировой истории в авторской трактовке. Значимость библейских мотивов. Крым в период гражданского противостояния. Суть нравственного и творческого выбора лирического героя.
  5. Поэма М.А.Волошина «Россия». Размышления автора об исторических судьбах России, своеобразие его философской концепции. Образ Петербурга и Петра I. Портреты представителей династии Романовых. Взаимосвязь истории и революционной современности. Вопрос о происхождении и сущности интеллигенции. Истолкование проблемы «Россия и Запад». Значение образа-символа огня.
  6. Развитие принципов акмеизма в творчестве М.А.Кузмина (сборники «Вожатый», «Нездешние вечера», «Параболы») или Н.С.Гумилёва (сборник «Огненный Столп»). Значение мотива «дальних странствий». Тема памяти и времени. Роль веры в жизни лирического героя. Проблемы искусства и творчества. Образы художников прошлого.
  7. Стихотворения С.А.Есенина 1910-х-1920-х годов. Противоречивость характера лирического героя. Насыщенность и напряжённость его внутренней жизни, тесная взаимосвязь с жизнью природы. Многоплановость изображения любовного чувства. Особенности поэтического языка.
  8. Идейно-художественные особенности поэм С.А.Есенина. Драма сильной личности («Пугачёв»). Острота социально-психологического конфликта в контексте эпохи («Страна негодяев»). Человек и время; многообразие характеров и судеб («Анна Снегина»). Истоки трагизма авторской «исповеди»; своеобразие композиционной структуры («Чёрный человек»).
  9. Жизнь и судьба русской деревни в творчестве крестьянских поэтов (на выбор). Фольклорные истоки и религиозные мотивы в поэзии Н.А.Клюева. Духовный путь лирического героя. Значение образа матери. Анализ одной из поэм (на выбор). Изображение природного мира в поэзии С.А.Клычкова. Образ дома. Тема творчества и судьбы поэта. Мотив воспоминаний. Философский смысл понятий любви, жизни и смерти.
  10. Своеобразие художественного мира Н.А.Заболоцкого (сборник «Столбцы»). Метафоричность поэтической речи, роль иронии и парадокса. Особенности изображения городской среды и жизни природы. Значение образов деревьев, животных и птиц.
  11. Стихотворения О.Э.Мандельштама 1910-х-1930-х годов. Трагический характер взаимоотношений лирического героя со временем, роль Москвы и Петербурга в его судьбе. Значимость исторических и культурологических реминисценций. Развитие античных мотивов. Тема искусства и творчества.
  12. Художественное своеобразие поэзии В.В.Маяковского. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в жизни лирического героя, сущность его конфликта с окружающим миром. Мотив одиночества. Объекты авторской сатиры, особенности их изображения. Размышления о роли и назначении поэзии. Нравственно-философский аспект темы революции (поэма «Хорошо!»).
  13. Концепция любви в поэмах В.В.Маяковского. Значение библейских мотивов («Человек»). Масштабность изображения любовного чувства («Люблю»). Принцип контраста в повествовании, полемический характер авторской речи. Особенности композиции и образной системы («Про это»). Роль евангельских реминисценций. Сущность противостояния героя и обывательского мира. Развитие мотива «поэт и толпа». Философский смысл темы будущего в финале поэмы.
  14. Стихотворения Б.Л.Пастернака 1914-1931 годов (сборники «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Второе рождение»). Образы природного мира, времена года в изображении поэта. Особенности любовной лирики. Лермонтовские реминисценции, посвящения современникам. Значение музыкальных мотивов. Своеобразие поэтического языка.
  15. Стихотворения И.Северянина 1910-х-1930-х годов (сборники «Victoria Regia», «За струнной изгородью лиры», «Классические розы»). Роль природного мира в жизни лирического героя, значение образа-символа солнца. Истолкование проблемы «поэт и толпа». Оригинальность музыкальных и живописных образов, особенности цветописи, характер неологизмов. Своеобразие любовной лирики. Тема России. Жанр литературного портрета деятелей искусства ХIХ-ХХ вв. («Медальоны»).
  16. Стихотворения В.Хлебникова 1910-х годов. Самобытность поэтического языка и образной системы, их фольклорные и мифологические истоки. Космические мотивы, тема времени и вечности. Истолкование революции как понятия и явления. Особенности изображения природного мира. Анализ одной из поэм (на выбор).
  17. Поэзия М.И.Цветаевой. Сборник «Вёрсты». Значимость фольклорных и религиозных мотивов. Роль образов дороги, ветра, птиц. Противоречивость характера лирической героини. Тема любви и творчества. Сборник «Лебединый Стан». Символика названия. Православная основа мироощущения лирической героини. Роль исторических реминисценций. Образ Москвы. Судьба династии Романовых и воинов Белой Армии. Тема долга, чести, верности.
  18. Жанровое многообразие творчества М.И.Цветаевой. Фольклорное начало и авторская концепция любви в поэме «Молодец». Своеобразие трактовки мифологического сюжета в поэме «Крысолов». Характер изображения обывательского мира. Философская многозначность понятия «музыка» в поэме. Смысл финала. Приёмы создания образа Художника в очерках «Пленный дух», «Живое о живом», «Мой Пушкин».
  19. Развитие жанра автобиографической и дневниковой прозы в литературе 1920-х годов. Характеристика двух произведений на выбор: «Где мой дом?» К.Д.Бальмонта; «Записки на манжетах» М.А.Булгакова; «Окаянные дни» И.А.Бунина; «Петербургский дневник» З.Н.Гиппиус; «Отец и его музей», «Мать и музыка» М.И.Цветаевой; «Шум времени» О.Э.Мандельштама. Личность и мировоззрение автора, отражение его судьбы во времени. Приметы и атмосфера эпохи, роль городского и природного пейзажа. Своеобразие «портретной галереи» современников.
  20. Творчество А.Т.Аверченко. Книга «Дюжина ножей в спину революции». Символика названий рассказов. Характер социально-политических и философских обобщений. Соединение лирического, трагического и сатирического начал в повествовании. Тематическое разнообразие рассказов в сборниках «Кипящий котёл» и «Записки Простодушного». Характеристика образа автора-рассказчика.
  21. Рассказы и повести И.С.Шмелёва 1915-1918 годов. Человеческие судьбы в период исторических испытаний («На большой дороге», «Мирон и Даша», «Лик скрытый», «Голуби»). Взаимосвязь веры, творчества и любви в жизни главного героя повести «Неупиваемая Чаша». Этапы его духовного пути.
  22. Рассказы и повести М.А.Булгакова. Характер жизненных испытаний и этапы развития личности в книге «Записки юного врача». Роль образа метели. Элементы фантасмагории в рассказе «Похождения Чичикова». Символика названия и проблема нравственного выбора в рассказе «Ханский огонь». Образы учёных в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце»: черты сходства и различия. Философский аспект темы научного и социального эксперимента.
  23. Творчество М.А.Булгакова. Роман «Белая Гвардия». Характеристика основных персонажей. Дом и Город как «действующие лица» романа. Роль религиозных мотивов. Символический смысл названия. Роман «Мастер и Маргарита». Место Пилата в системе образов романа. Проблема нравственного выбора. Особенности изображения Москвы и её обитателей. Эволюция характера Ивана Бездомного. Тема творчества, судьба рукописи Мастера.
  24. Жанровое многообразие творчества М.Горького. Рассказы 1920-х годов («Сторож», «О первой любви», «Рассказ о безответной любви», «Отшельник»). Принцип контраста в изображении характеров и событий. Особенности интерпретации темы любви. Книга статей «Несвоевременные мысли». Социально-философский характер и основные темы публицистики писателя.
  25. Роман М.Горького «Дело Артамоновых». История семьи и движение времени. Система образов романа. Глубина психологической характеристики персонажей.
  26. Рассказы А.П.Платонова. Драматизм судьбы героев; мотив преодоления, ответственности, любви к своему делу («На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире»). Оригинальность интерпретации темы любви («Фро», «Река Потудань»). Особенности трактовки образа ребёнка («Цветок на земле», «Июльская гроза», «Неизвестный цветок»). Черты эпохи и своеобразие характера героя («Усомнившийся Макар»).
  27. Творчество А.П.Платонова. Философский смысл названия повести «Сокровенный человек». Эволюция характера героя, роль мира машин и мира природы в его жизни. Приёмы изображения революционной эпохи.

Мотив странствия и поиска истины в повести «Котлован». Значение символических образов. Тема сиротства. Размышления персонажей о прошлом, настоящем и будущем. Раскрытие трагического начала в человеческом существовании.

28. Принципы изображения событий революции и гражданской войны в прозе 1920-х годов. Характеристика одного произведения на выбор: «Конармия» И.Э.Бабеля, «Падение Даира» А.Г.Малышкина, «Голый год» Б.А.Пильняка, «Разгром» А.А.Фадеева. Значение документальной основы повествования, особенности образной системы. Своеобразие авторской трактовки социальных и морально-психологических проблем. Многообразие средств художественной выразительности.

  1. Творчество А.Н.Толстого. Рассказы «Голубые города», «Гадюка». Характер влияния революционной эпохи на судьбу и личность человека. Своеобразие композиционных решений, психологизм, острота конфликта в повествовании.

Социально-политическая и нравственно-философская проблематика фантастической прозы писателя. Характеристика одного произведения на выбор: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

  1. Особенности изображения исторического прошлого в романе А.Н.Толстого «Пётр I». Приёмы создания характера главного героя. Многоплановость системы образов персонажей. Авторская трактовка морально-этических проблем и социальных противоречий эпохи.

31. Многообразие путей развития постреволюционной прозы. Характеристика одного произведения на выбор: драматизм авторских размышлений о судьбе человека и человечества (роман-антиутопия Е.И.Замятина «Мы»);

отражение социально-философских проблем нового времени (повесть Ю.К.Олеши «Зависть»); истоки внутреннего и внешнего конфликта в жизни героев (романы Л.М.Леонова «Барсуки», «Вор», «Скутаревский»).

32. Традиции и новаторство в сатирической прозе 1920-х-1930-х годов (на выбор: рассказы и повести М.М.Зощенко; романы И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»). Основные мотивы. Особенности повествовательной манеры. Характер отбора персонажей и явлений. Приёмы создания комического.

33. Творчество М.А.Шолохова. Ключевые мотивы книги «Донские рассказы». Судьба человеческих чувств и семейного уклада в эпоху революционных потрясений. Характер социально-психологического противостояния в трактовке писателя. Символический смысл природных образов. Лаконизм и выразительность авторской речи.

34. Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина». Символический смысл названия. Система образов. Особенности социально-политических и психологических конфликтов.

35. Особенности изображения человека и времени в эпической прозе 1920-х-1930-х годов. Характеристика одного произведения на выбор: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького; «Как закалялась сталь» Н.А.Островского; «Чевенгур» А.П.Платонова; «Хождение по мукам» А.Н.Толстого; «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

36. Оригинальность художественных решений в пьесе М.А.Булгакова «Бег». Символический смысл названия. Проблема нравственного выбора.

  1. Сатирическое и философское начало в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».
  2. Сущность трагического конфликта в пьесах М.Горького «Васса Железнова» (вторая редакция) и «Егор Булычов и другие».
  3. Развитие жанра философской сказки в пьесах Е.Л.Шварца «Голый король», «Тень» и «Дракон».
  4. Роль гротеска в пьесах Н.Р.Эрдмана «Самоубийца» и «Мандат».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: