Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
«ПСИХОЛОГИЯ»
(Раздел «Общая психология. История психологии»)
Абсолютный верхний порог - максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности.
Абсолютный нижний порог - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.
Абстрактное (словесно-логическое) мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Абстракция - выделение одного признака предметов или явлений с отвлечением от других.
Агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, частей нескольких объектов в один образ.
Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
|
|
Активное воображение - создание образов, которые находят воплощение в жизни.
Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Активность восприятия – проявляется в узнавании, которое бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет, и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет.
Акустикомнестическая афазия - нарушение понимания речи в затрудненных условиях. Затруднения при письме под диктовку.
Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Анализ - расчленение объекта на различные компоненты, части, стороны.
Анализ процесса и продуктов деятельности – метод, использующий такие материалы как рисунки, сочинения, технические поделки, альбомы, коллекции и т.д. и анализирующий сам процесс деятельности.
Анкета – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета на заранее составленную систему вопросов.
Апатия - психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеваниями и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.
|
|
Астенические чувства - это эмоции, понижающие активность личности, снижающие энергию, способствующие скованности и пассивности.
Аффективно - экзальтированный тип - склонность глубоко и ярко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессию, то в эйфорические крайности, то в самое мрачное, то в самое мечтательное и счастливое состояние.
Аффекты - бурные, часто неуправляемые, кратковременные реакции.
Афферентная моторная афазия - нарушение членораздельности речевых артикуляций, спутывание звуков в процессе их выбора.
Беглость творчества - способность генерировать большое количество идей
Безграничность пространства и времени - с помощью мышления можно охватить любое пространство и время.
Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.
Борьба мотивов - этап волевого действия, связанный с принятием решения, процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия.
Быстрота мышления - умение быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.
Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств.
Включенное наблюдение – наблюдатель находится в группе испытуемых; наблюдение изнутри.
Влечение – неопредмеченное побуждение, наиболее примитивная биологическая форма направленности.
Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие предметы и явления.
Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объективные препятствия.
Внешняя речь - речь, доступная восприятию других людей.
Внешняя, экстремальная локализация контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности в данный момент времени.
Внутреннее внимание - внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания человека.
Внутренние препятствия - это препятствия, зависящие от самого человека, его индивидуальных качеств личности, мешающих преодолению препятствий.
Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс.
Внутренняя, интернальная локализация контроля - склонность человека приписывать ответственность за совершенные действия собственным усилиям и способностям.
Возбудимый тип связан прежде всего с повышенной реактивностью, обусловленной возбудимостью НС. Реакции на происходящее, как правило, недостаточно осмыслены. Недостаточная управляемость влечениями и поступками.
Возбуждение - это активность отдельных центров ЦНС и нервных клеток.
Возможности – психологические предпосылки успешности деятельности личности (задатки и способности).
Волевое действие - простой или сложный волевой акт, имеющий определенную структуру.
Воля - форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних трудностей и препятствий.
Воображение - отражение реальной действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях; процесс создания образов или программ поведения в неопределенных ситуациях.
Воспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве.
Восприятие – отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности. Субъективные восприятия продолжительных периодов времени в значительной степени определяются характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональными состояниями субъекта.
|
|
Восприятие движения - отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Восприятие пространства - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположение относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину). В восприятии пространства участвуют все органы чувств.
Воспроизведение - актуализация закрепленной ранее информации путем извлечения ее из долговременной памяти и перевода в оперативную память.
Воссоздающее воображение - создание образа предмета по его описанию.
Врожденность – особенности личности, определяемые наследственностью и условиями внутриутробной жизни.
Выборочное наблюдение – наблюдатель изучает некоторых членов группы.
Выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Высшие мотивы - мотивы общественного порядка.
Вытеснение или подавление – это непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное Оно.
Генетический метод – способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
Гениальность - высокая степень одаренности, выражающаяся в выдающихся достигнутых результатах в какой-то деятельности (ряде областей деятельности). Гений создает эпоху в области своей деятельности.
Гибкость творчества - способность генерировать идеи в разных направлениях
Гибкость мышления - свобода мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задачи, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта или изменение отдельных частей объекта.
Гипертимичность указывает на повышенную активность, высокую психическую и физическую выносливость. Жажда деятельности, приподнятое настроение, оптимизм, инициативность.
|
|
Глубина мышления - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других вопросов не возникает, умение предвидеть дальнейшее развитие событий.
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, складывающейся из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Двигательная память - запоминание и воспроизведение движений и их систем.
Движения - составная часть деятельности восприятия: движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Движущие силы развития – противоречия между: а) возникающими новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения; б) достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Внешние противоречия, интериоризируясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступают в борьбу, которая является источником активности и развития личности.
Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
Демонстративный тип - личность стремится выпячивать себя, привлекать к себе внимание, ей свойственна театральность.
Депрессия - психическое состояние резко выраженной пассивности, при котором отсутствует интерес к окружающему и все представляется в мрачном виде.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Диалог – это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.
Диалогическая речь - разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.
Динамическая афазия - нарушение способности говорить фразами при сохранении способности повторять, называть, понимать речь.
Дискурсивное мышление - поэтапно развернутый мыслительный процесс.
Дистимичность личности выражается в постоянном пониженном настроении, пессимизме, часто в некоторой заторможенности психических и моторных актов, пониженной продуктивности в работе.
Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.
Длительностьощущения определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Долговременная память - запоминание и сохранение информации на длительный период времени.
Естественный эксперимент – протекает в обычных условиях.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
Забывание - полное или частичное стирание информации из памяти, процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Задатки - врожденные анатомо - физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей.
Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков, частей, деталей в создаваемом образе.
Запоминание - закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Застревающий тип (ригидность) - означает повышенную устойчивость («застревание») аффективно окрашенных переживаний. Личность практически не выходит из состояния аффектов.
Защитный механизм – предназначен для разрешения конфликта между Я и Оно.
Знания - это система научных понятий. Характеризуются полнотой, глубиной, осознанностью, прочностью, конкретностью, обобщенностью, системностью, существенностью.
Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения, существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.
Игра - это форма реализации активности. Различают: 1) предметно - орудийная игра и игрушки; 2) ролевая игра; 3) игры по правилам.
Ид – биологические инстинктивные влечения (агрессивные и сексуальные). Подчиняется принципу удовольствия (удовольствие и счастье есть главные цели в жизни). Второй принцип – гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия).
Идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящее время и определяет план самовоспитания.
Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Иллюзии восприятия - искаженное отражение реального, носящее устойчивый характер.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.
Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Инертность внимания - затрудненность переключения внимание на другой объект или деятельность.
Инициативность - умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.
Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. В основе их лежат безусловные рефлексы.
Интеллект [IQ] (В. Штерн) - есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Основой интеллекта является умственная активность (М.К. Акимова) и работоспособность (Э.А. Голубева).
Интеллектуальное поведение – отражение межпредметных связей, приспособление и перенос навыков.
Интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью человека.
Интенсивностьощущения – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
Интервью – способ получения информации с помощью устного опроса (вопросы задает только исследователь).
Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интериоризация - это процесс преобразования внешних, предметных действий, во внутренние, умственные.
Интерорецептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Интуитивное мышление - быстро протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс.
Исключенное наблюдение – наблюдатель изучает испытуемых со стороны; «подсматривание в замочную скважину».
Исполнение решения - совершение принятого решения, которое может иметь двоякую форму: форму внешнего волевого действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего волевого действия (внутренний волевой поступок).
Исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.
Качественный анализ – заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования.
Качество ощущения - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов.
Кластерный анализ – математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы.
Количественные (статистические) методы – анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, кластерный, применяемые в целях психологического исследования.
Коллективное бессознательное (архетипы) – результат предшествующего филогенетического опыта, совокупность коллективных идей, образов, представлений.
Коммуникативная сторона общения – обмена информацией между людьми.
Коммуникативная функцияэмоций - передача переживаний другим, информирование других о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Коммуникативный потенциал личности – определяется мерой и формами общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми.
Компенсация ощущений - повышение чувствительности одних анализаторов при наличии дефектов у других.
Комплексный метод – обследование одних и тех же испытуемых представителями различных наук (готовность к обучению в школе определяют психологи, учителя и врачи разных специальностей).
Компромисс – ориентация участника конфликтной ситуации на поиск взаимоприемлемого решения путем взаимных уступок.
Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Константность восприятия - относительное постоянство образов предметов при изменении условий восприятия.
Констатирующий эксперимент – выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества.
Контроль активизации усилий - мобилизация дополнительных усилий или снижение усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.
Контроль внимания - механизм, обеспечивающий направленность внимания на информацию, которая относится к реализации намерения.
Контроль кодирования и оперативная память - информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной (усилий и затрат времени) стратегии. Если действия приостанавливаются, информация о намерении хранится в особом активированном виде, что делает ее легко доступной.
Конфликт – столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.
Корреляционный анализ – комплекс методов исследования зависимости между переменными, связанными статистическими отношениями.
Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий или воспринятых предметов и явлений.
Креативность - изобретательность мышления; универсальная творческая способность. Определяется следующими критериями:
Критичность мышления - умение объективно оценивать свои и чужие мысли,тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Лабораторный эксперимент – протекает в искусственно созданных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.
Личностная тревожность – стабильное свойство личности.
Личностные потребности. Здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе, признание репутации, авторитете, статуса, заслуг. Для удовлетворения этих потребностей требуются другие люди.
Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.
Личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности и как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества.
Логическое запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.
Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении определенного периода времени (год и более).
Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Математические способности - 1. Легкость формализованного восприятия математического материала; 2. Быстрое и широкое обобщение математических объектов; 3. Склонность к свертыванию математического рассуждения; 4. Гибкость мыслительных процессов при решении математических задач.
Межличностное общение – связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Меланхолик - раздраженный, тревожный, неподатливый, пессимистический, сдержанный, необщительный, интровертированный, неустойчивый.
Механическое запоминание - последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.
Мечта - воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.
Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем, имеющая такие характеристики как научность, системность, логическая последовательность, доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Монотония - психическое состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивационный контроль - стратегии, усиливающие мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения, за счет возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле внимания субъекта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.
Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально - неповторимая система мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
Музыкальные способности - 1. Ладовое чувство; 2. Гармонический слух; 3. Музыкально - ритмическое чувство.
Мышление - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений; существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.
Мягкость характера - гибкость приспособления к изменяющимся условиям, достижение цели за счет некоторых уступок, нахождение разумных компромиссов.
Наблюдение – метод, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Навыки – приобретенные в процессе жизни формы поведения. В основе их лежат условные рефлексы.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Напряженность - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Она может быть только ситуационной или обусловленной индивидуальными особенностями свойств личности.
Наследственность – свойства и особенности человека, переданные по наследству (строение НС, физические признаки, некоторые потребности и т.д.).
Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.
Настроения - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.
Непосредственное общение – естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика).
Непреднамеренное (непроизвольное) воображение - воображение, характеризующееся отсутствием целеполагания и волевого усилия
Непроизвольнаяпамять - запоминание без специальной установки, память, не требующая постановки цели и волевых усилий.
Непроизвольное внимание - внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.
Непроизвольное восприятие (непреднамеренное) - это такое восприятие, которое осуществляется без специально поставленной цели, не требует волевого усилия; выступает как компонент другой деятельности.
Непроизвольное мышление - непроизвольная трансформация образов сновидений.
Низшие мотивы - мотивы личного порядка.
Нравственные чувства - это чувства, в которых отражается отношения человека к требованиям морали; переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу.
Обобщение - объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам.
Обобщенность - познание общих и существенных свойств предметов и явлений, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями.
Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
Обратимость - мысль обратима, всегда можно вернуться к началу мысли.
Общая психология – отрасль психологии, изучающая наиболее общие свойства, особенности и закономерности психики.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одномоментно.
Одаренность - совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.
окружающий мир и самого себя.
Оперативная память - запоминание информации на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.
Операция - это способ, которым выполняется действие в определенных условиях.
Опосредованное общение – неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Опосредованность - познание того, что непосредственно в восприятии не дано, познание с использованием вспомогательных средств.
Опросники – стандартизированное анкетирование.
Оптикомнестическая афазия - затруднения в назывании предметов и их изображений при относительной легкости называния действий.
Организаторские способности - 1. Быстрота ориентировки в ситуации; 2. Гибкость ума; 3. Общительность; 4. Психологический такт.
Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.
Оригинальность творчества - проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т.д.
Оригинальность - способность выдавать необычные нестандартные идеи
Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Отражательная функция - выражается в обобщенной оценке событий.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, характеристики и отношения других объектов.
Отрицательные - эмоции, возникающие при неудовлетворении потребностей; при недостатке реального результата, при несовпадении с ожидаемым результатом.
Ощущение - это отражение в коре г.м. отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на человека или животного.
Память - отражение прошлого опыта, проявляющееся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении.
Паника - психическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве страха и стремлении любым способом избежать опасной ситуации. В состоянии паники превалируют неосознанные, ярко эмоционально окрашенные явления.
Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются и не могут быть осуществлены.
Педантичность проявляется в сверхточности, подчеркнутой аккуратности, сверхосторожности, чрезмерной предупредительности.
Переключательная функция - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Перцептивная психика, или стадия предметного восприятия – отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов, и животное способно обучаться; появляются индивидуально приобретенные навыки поведения, сложная НС, позволяющая образовывать межанализаторные связи.
Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Перцептивный контроль - отбор и пропуск информации, связанной с намерением, и блокировка информации, не связанной с намерением.
Письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Аффективная речь - простая, ограниченная, с отсутствием замысла, эмоционально окрашенная речь.
Пластичность и ригидность - свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Побудительная (стимулирующая) функция эмоций - побуждает человека к действию, определяет направление поиска, способное удовлетворить решения задачи.
Побудительная функция воли - активизирующая, стимулирующая к действию.
Побуждение - определяет постановку данной цели, тесно связано с мотивами, потребностями, интересами человека.
Поведенческий контроль - заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.
Подвижность внимания - нарушение концентрации Вн. и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители (например, при утомлении).
Подвижность нервных процессов - способность быстрой смены возбуждения торможением и наоборот.
Подкрепляющая функция - сопровождает успех - неуспех в деятельности, играет важную роль в обучении.
Познавательные проц ессы – процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя.
Положительные эмоции - эмоции, возникающие при удовлетворении потребностей; когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат.
Понятие - форма мышления, отражающая общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.
Порог различения - минимальная величина, при которой раздражители ощущаются как различные.
Послепроизвольное внимание - внимание, возникающее на основе произвольного, где необходимо осознание цели и не требуется волевых усилий для его поддержания.
Потребности в безопасности – стремление в защите от лишений, физических угроз и опасностей со стороны окружающей среды.
Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Потребность в самоактуализации – потребности в развитии личности, в самореализации, заниматься творчеством, в осмыслении своего назначения в мире. «Потребность стать тем, кем данный человек способен стать.»
Праксические - чувства, связанные с деятельностью человека.
Практическое мышление - мышление, направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.
Предметность восприятия - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они складываются из трех относительно простых: взять, переместить, опустить; а также движения перемещения (ходьба, бег, прыжки и т.д.); коммуникации (речевые движения, жесты, мимика и т.д.); установки и поддержания позы (стоять, сидеть).
Преднамеренное (произвольное) воображение - воображение, требующее наличие цели на создание образа и волевого усилия для достижения этой цели.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам и эстетическим критериям.
Принятие решения - выбор одного из вариантов решения задачи.
Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий.
Природная среда – влияние среды обитания на личность.
Приспособительная функция эмоций - благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям, способствует установлению значимости тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.
Приспособление — отказ человека от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру. Возможен, когда свои интересы не важны для одного из участников, его больше волнует сохранность межличностных отношений.
Продуктивное (творческое) мышление - мышление, направленное на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.
Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу.
Произвольная память - память, основанная на запоминании со специальной установкой, требующая постановки цели и волевых усилий, специальных приемов запоминания.
Произвольное внимание - внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.