Лекция 4. Обьективная структура инсайта

Обьективная структура инсайта

Обьективное понимание проблемной ситуации предполагает понимание следующих моментов:

1. извлечение конфликта, обнаружение самого факта конфликта между s и p. обнаружение этого конфликта означает вскрытие, обнаружение такого свойства в условии, которое мешает выполнению требования.

2. направленность на устранение обнаруженного конфликта. эта направленность определяет проникновение в проблемную ситуацию. эта направленность определяет поиск адекватного средства разрешения этого конфликта. как понять связь между осознанием конфликта и направленность на его устранение? Дункер предлагает слово слишком. Например шарик и пластина слишком твердые. Т.е. надо бороться с этой твердостью. Результатом работы в этом направлении явл функциональное решение задачи.

3. посмотреть как разрешить конфликт. инсайт.

Как решить проблему с твердостью? например поместить мягкую подкладку между шариком и поверхностью измерим ту самую величину деформации.

И тут произошел гештальт.

Инсайт - такая целостная организация условий и требований задачи, в которой вскрывается и разрешается ее основной конфликт.

Но в жизни все не так структурированно. Поэтому Дункер предлагает говорить о субьективном инсайте.

«Организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях»

«Организация и проведение спасательных и других неотложных работ на с.-х. объектах в ЧС»

Аннотация Организация СиДНР в чрезвычайных ситуациях (оценка обстановки, принятие решения и постановка задач на ведение СиДНР; содержание решения ПкЧС на ведение работ). Проведение спасательных и других неотложных работ в Ч.С. природного происхождения (проведение спасательных работ в районе землетрясения, при наводнении, при ураганах, в районах возможных оползней, селевых потоков, при снежных заносах). Проведение СиДНР в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения (спасательные работы в районе пожаров, при аварии на радиационно-опасном объекте, при аварии на химически – опасном объекте, в очаге бактериологического поражения, спасение людей из поврежденных защитных сооружений). Оказание помощи городскому объекту в проведении СиДНР, в чрезвычайных ситуациях (формирования, выделяемые для ведения спасательных работ на объекте, смена формирований для проведения специальной обработки и отдыха).

Ключевые слова: оценка устойчивости, дозные зоны радиоактивного следа, максимальное избыточное давление, световой импульс

Рассматриваемые вопросы:

1. Организация СиДНР в чрезвычайных ситуациях

2. Проведение СиДНР в ЧС природного происхождения

3. Проведение СиДНР в ЧС техногенного характера

4. Оказание помощи городскому объекту в проведении СиДНР

Цель и задачи: Изучить основы организации и ведения СиДНР на сельскохозяйственных объектах с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Организация и проведение спасательных и других неотложных работ СиДНР в очагах поражения и зонах заражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

СиДНР проводят в целях спасения людей и оказание помощи пораженным, локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению СиДНР, защиты сельскохозяйственных животных и продукции растениеводства, спасения и защиты материальных ценностей и создание условий для дальнейшей нормальной жизнедеятельности сельскохозяйственного объекта.

СиДНР – это работы, связанные со спасением людей, а на сельскохозяйственном объекте и со спасением животных, растений и материальных ценностей.

Другие неотложные работы – это работы, обеспечивающие проведение спасательных работ.

СиДНР будут проводится в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения местности и атмосферы, затопления территории и других неблагоприятных условий. Они характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение и большим напряжением сил личного состава на их выполнение.

Завалы, снежные заносы могут перекрыть подход формирований к объектам спасательных работ, ограничить маневр сил и средств, ввод вил и средств на объект работ.

Пожары будут непосредственно воздействовать на пораженных людей и животных, на личный состав формирований, вызывать взрывы и воспламенения газа и других материалов.

Заражение местности и атмосферы создает угрозу заражения (облучения) людей, вызывает необходимость использовать СИЗ, что будет затруднять ведение СиДНР.

Обстановка на объекте главным образом будет зависеть от вида и силы стихийного бедствия, аварии, катастрофы, примененного современного средства поражения, удаления объекта от центра взрыва, очагов поражения и зон заражения, плотности застройки населенных пунктов, животноводческих и других производственных помещений, рельефа местности и климатических условий.

В большинстве случаев СиДНР следует проводить в минимально короткие сроки, непрерывно днем и ночью до полного их завершения. Это потребует от Председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям (ПКЧС), начальников штабов и служб, от всего личного состава формирований и населения морально-психологический стойкости, большой силы воли, мужества, выдержки, самообладания, физической выносливости, согласованной работы и мобилизации всех сил на выполнение задач в установленные (определенные) сроки. В лекции рассматриваются вопросы организации и ведения СиДНР в ЧС.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (СиДНР) В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

После воздействия стихийных бедствий, аварий, катастроф или современных средств поражения, ПкЧс сельскохозяйственного объекта на основании данных об обстановке организует работу штаба и служб ГО. Организация СиДНР главная задача ПкЧС.

Ему необходимо уяснить задачу на организацию и проведение СиДНР, лично оценить обстановку, своевременно уточнить принятое решение или принять новое решение на ведение СиДНР, поставить задачи подчиненным ему силам, организовать взаимодействие подразделений, их обеспечение и управление. ПкЧС сельскохозяйственного объекта принимает решение и ставит задачи по плану землепользования (карте) объекта. В последующем решение и задачи уточняются по взаимодействию, обеспечению и управлению силами ГО он отдает устно после постановки задач.

ПкЧС объекта, уясняя задачу, должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего начальника, место и роль сил и средств объекта в выполнении поставленной задачи, а также сроки их готовности к выполнению задачи.

После уяснения задачи при наличии времени и возможности он определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно в целях подготовки сил и средств к ее выполнению; дает указание начальнику штаба по организации разведки, подготовке данных, необходимых для принятия решений предварительное распоряжение подчиненным о предстоящих действиях.

Работа штаба и служб ГО по подготовке данных председателю комиссии по ЧС (ПкЧС) для принятия решения на ведение СиДНР

С целью подготовки соответствующих данных для принятия ПкЧС решения на ведение спасательных работ штаба и службы ГО осуществляют сбор данных об обстановке. Через вышестоящие штабы, разведку, соседей уточняют районы, подвергшиеся воздействию, главным образом районы, где формированиям объекта предстоит вести спасательные работы, устанавливают границы зон разрушения и заражения, а также уровни радиоактивного заражения, определяют наиболее удобные и безопасные уровни радиоактивного заражения, определяют наиболее удобные и безопасные маршруты выдвижения формирований к участкам (объектам) ведения спасательных работ; уточняют порядок ведения работ, меры безопасности и данные о формированиях – состояние личного состава, техники, материальной обеспеченности, определяют степень готовности и возможности формирований на ведение спасательных работ; готовят расчеты и предложения по выполнению поставленных задач, использованию сил и средств объекта; организуют разведку, материальное, техническое, медицинское и другие виды обеспечения.

Штаб ГО уточняет данные и метеорологических условиях в районах ведения работ, главным образом о направлении и скорости ветра, температуре воздуха, а также прогноз погоды на ближайшие сутки или двое суток. По указанию ПкЧС штаб может подготавливать и другие данные справочного и расчетного характера, обеспечивая тем самым своевременное принятие ПкЧС ГО наиболее целесообразного решения в соответствии со сложившейся в районе предстоящих работ обстановкой.

Оценки обстановки, принятие решения и постановка задач на ведение СиДНР

Порядок работы ПкЧС штаба и служб ГО объекта по организации спасательных работ будет зависеть от условий обстановки, характера задачи и наличия времени. При наличии времени (ПкЧС) объекта принимает решение после детального изучения и всесторонней оценки обстановки. Обстановку он оценивает в определенной последовательности: изучает место ЧС, населенные пункты, объекты (животноводческие фермы, цехи и т.д.), оказавшиеся под воздействием; характер и объем разрушений (заражения), поражений и пожаров на территории объекта и на путях выдвижения сил и средств; виды спасательных работ и их объем;

Инженерную, радиационную, химическую и бактериологическую обстановку на территории объекта, ее влияние на проведение спасательных работ; состояние и обеспеченность формирований объекта и их задачи по проведению спасательных работ, возможности привлечения к спасательным работам населения и пункты его сбора; порядок обеспечения людей инструментом, имуществом и использования его при проведении спасательных работ; состояние органов управления, взаимодействующими органами управления; состояние маршрутов движения сил к очагу поражения (заражения) и на объекты работ; гидрометеорологические условия (состояние погоды, время года и суток; наиболее целесообразные направления ввода сил ГО для ведения спасательных работ; приемы их выполнения; порядок эвакуации пораженных в лечебные учреждения.

Если имеется возможность, то ПкЧС перед принятием решения может заслушать обобщенный доклад начальника штаба о выводах из оценки обстановки и его предложения по решению.

Содержание решения ПкЧС объекта

Решение на ведение работ ПкЧС объекта принимает лично. Получение им не полных данных об обстановке не освобождает его от своевременного принятия такого решения. В решении необходимо определить:

· Замысел действий – объем спасательных работ и порядок их выполнения, силы и средства, привлекаемые для этой цели, задачи сил, участки и объекты сосредоточения основных усилий, маневр силами и средствами;

· Задачи формированиям и другим силам;

· Продолжительность работ и порядок их выполнения;

· Порядок взаимодействия;

· Мероприятия по всем видам обеспечения действий формирований при проведении ими спасательных работ; организация управления.

На основании принятого решения задачи формирований ГО на ведение спасательных работ ПкЧС объекта в зависимости от обстановки ставит приказом или распоряжением, отдаваемым лично или через штаб ГО. Приказ и распоряжение излагаются кратко, но не в ущерб их ясности. Все приказы и распоряжения. Отданные начальником ГО устно, записываются в штабе.

В приказе на ведение спасательных работ ПкЧС объекта обычно указывает: краткие выводы из оценки обстановки в районе (на участке, объекте работ); состав привлекаемых для этого сил и замысел их действий при ведении спасательных работ. После слова «ПРИКАЗЫВАЮ» ставятся задачи отряду обеспечения движения, формированиям и другим силам, включенным в состав первой, второй и последующих смен, а также резерву; указываются места развертывания отрядов первой медицинской помощи и расположения лечебных медицинских учреждений, порядок и пути эвакуации пораженных, допустимые дозы радиоактивного облучения личного состава, время, начала работ и их продолжительность, порядок материально-технического и других видов обеспечения действия сил и средств, место и время развертывания пункта управления, заместители. При необходимости в приказе могут быть указаны также задачи формирований соседних объектов.

Содержание устного распоряжения зависит от обстановки. Обычно в нем указываются краткие сведения об обстановке, задачи формирования и время его готовности к выполнению задачи или началу действий. При необходимости в распоряжении могут содержаться и другие данные.

После постановки задач ПкЧС объекта организует взаимодействие между формированиями ГО.

Указания ПкЧс объекта по взаимодействию

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия сил ГО объекта – важнейшая обязанность ПкЧС штаба и служб. Взаимодействие заключается в согласовании действий сил ГО по цели (задаче),месту и времени, а также по взаимной помощи формирований при выполнении поставленных перед ними задач. Осуществляется взаимодействие в течение всего периода спасательных работ. Оно организуется прежде всего в интересах формирований, от действия которых зависит успех выполнения главной задачи ГО объекта.

Взаимодействие межу формированиями достигается: правильным пониманием их командирами общей цели, твердым знанием своих задач и способов их выполнения; выделением районов первоочередных работ и установлением последовательности их выполнения; четким согласованием действия различных формирований, привлекаемых к выполнению наиболее сложных работ, а также взаимодействие между сменами; согласованием порядка движения формирований к участкам (объектам) работ и их действий при преодолении завалов, пожаров, зараженных участков и других препятствий; четкими действиями формирований при выполнении работ по эвакуации пораженных, надежной и бесперебойно действующей связью, а также своевременной передачей информации.

Взаимодействие между формированиями, подчиненными непосредственно ПкЧС объекта, и соседями организует ПкЧС объекта, а между командами, группами, отделениями и звеньями a формированиях – командиры этих формирований. Для поддержания непрерывного взаимодействия большое значение имеет своевременная разработка штабом ГО единых сигналов взаимодействия. Последние могут обозначать: местонахождение и направление движения, начало и окончание работ, вызов необходимой помощи, сбор формирований с целью перевода их на другую работу или вывода из очагов поражения.

Сигналы взаимодействия штабов ГО доводит до всех формирований, а их командиры – до всего личного состава. Все работающие в очагах поражения должны твердо знать сигналы взаимодействия. В зависимости от характера выполняемых работ, времени года и суток сигналы могут быть поданы звуковыми и световыми средствами.

В формированиях, работающих непрерывно в очагах поражения, устанавливается наблюдение за сигналами взаимодействия.

Большое значение в управлении имеет четко и бесперебойно работающая связь, являющаяся основным средством, обеспечивающим управление силами ГО объекта. Она организуется на основании решения ПкЧС объекта и указаний старшего начальника. За своевременную организацию связи отвечает начальник штаба ГО объекта.

Для связи применяют радио, проводные, подвижные и сигнальные средства, имеющиеся на объекте, а также средства связи, выделенные старшим начальником.

На пункте управления объекта организуют связь пунктом управления ПкЧС района, со всеми производственными подразделениями и формированиями объекта, с эвакоприемной комиссией и взаимодействующими объектами.

Проведение спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях природного происхождения

Безопасность жизнедеятельности населения во многом будет зависеть от эффективного и своевременного проведения спасательных и других неотложных работ природного и техногенного происхождения.

Проведение СиДНР в районе землетрясения

Штаб ГО с/х объекта и штаб ГО района привлекают к ведению таких работ все трудоспособное население. Основные же работы выполняют объектовые и территориальные сводные команды, санитарные дружины, команды защиты сельскохозяйственных животных, группы охраны общественного порядка, инженерные формирования и др. формирования.

При первых признаках начавшегося землетрясения все население немедленно оповещают об этом. Людям в таких случаях следует быстро выйти из домов и производственных зданий. Во избежание пожара отключают электрические и газовые сети.

Штаб ГО с/х объекта организует разведку в жилом поселке и на территории производственных сооружений и после оценки сложившейся на объекте обстановки ПкЧС организует и проводит спасательные и другие работы. Ведут розыск и извлечение пострадавших людей из-под завалов, из горящих домов и сооружений. Для расчистки завалов используют бульдозеры, краны, лебедки, а также средства малой механизации – (лопаты, ломы, топоры, и т.д.). При тушении пожара применяют пожарную и сельскохозяйственную технику. Оказывают медицинскую помощь пострадавшим. Одновременно устраняют аварии на электрических, газовых сетях, водопроводных линиях. Организуют тушение пожара. В случае затопления проводят мероприятия по спасению людей, животных, материальных ценностей. Команда (группа) охраны общественного порядка обеспечивает порядок и организованность профилактики расхищения общественных ценностей и имущества граждан.

Развертывают палаточный городок, куда для временного проживания собирают людей, лишившихся жилья. Организуют питание и водоснабжение для лечения пораженных людей.

Служба защиты с/х животных и растений ГО и команда ГО защиты животных ведут работы по спасению сельскохозяйственных животных и оказанию им первой помощи. В последующем организуют лечение пораженных животных.

Опыт спасательных работ по извлечению людей из-под завалов при ликвидации последствий, землетрясения в Армении в г. Ленинакане, Спитаке показывает, что для разраборки завалов крайне необходимы мощные подъемные краны, грузоподъемностью не менее 16 т, большие экскаваторы, передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью. Например, для выполнения работ в короткие сроки в районе бедствия требовалось по меньшей мере 1200 тяжелых кранов.

Проблему, которую пока не удалось решить ни в одной стране, заключается в быстром и достаточно осторожном разборе развалин домов для спасения заживо погребенных. Землетрясения последних лет показывают, что люди под развалинами могут оставаться живыми до двух-трех недель, если они не ранены. Например, в Мексике после землетрясения в сентябре 1985 г., унесшего 4,5 тыс. жизней, людей находили по истечении 13 суток. В Ленинакане на пятые сутки после катастрофы раскопано и извлечено оставшихся в живых 5398 человек. На 11 – сутки чехословатские спасатели выкопали из-под руин 58-летнюю истерзанную, обессиленную живую женщину. Другая женщина 45 лет, вызволена из-под развалин 9-этажного дома на 10-е сутки, поднялась, огляделась и пошла сама.

Есть печальная статистика: из тысячи человек, попавших в завалы после землетрясения каждый час умирают 50 человек. Поэтому каждая минута промедления уносит жизнь одного из тысячи заживо погребенных.

Разборка руин и завалов, которые зачастую представляют собой холмы с торчащими обломками бетонных плит и балок, а главное – розыск и извлечение из-под них людей, являются исключительно сложным делом. При ликвидации последствий землетрясения в Армении большую помощь оказали специалисты из Франции, Англии, Швейцарии, США и других стран, прибывшие на место катастрофы со специально обученными собаками, способными находить живых людей на большой глубине, и уникальной аппаратурой (чувствительнейшими инфракрасными камерами, которые помогают искать людей в подземельях, виброфонами, устройствами для направленного прослушивания завалов: если расстояние невелико, можно услышать даже учащенный стук сердца).

В их экипировку входили средства связи, переносные компактные резаки, которым поддается и бетон, спасательная арматура, мощные фонари, прочные стропы с титановыми карабинами.

При обнаружении живых людей спасатели пробивали узкий колодец, через него спускали медикаменты, воду, продукты и затем начиналась предельно осторожная разработка завала. Так, прибывшая в г. Ленинакан ночью 9 декабря, т.е. через двое суток после землетрясения, группа французских спасателей (84 человека с тридцатью специально обученными собаками) за сутки спасла из-под развалин более 60 человек.

Часто жизнь и смерть разделялись бетонной плитой. Снять одним махом с помощью крана опасно- могут сдвинуться и придавить человека лежащие под ней обломки. Французские и австрийские спасатели поднимали краном бетонную плиту на несколько сантиметров, и в образовавшуюся щель врач передавал человеку раствор глюкозы для поддержания сил, а затем снова начинали сверление бетона по краям, чтобы сдвинуть плитку как можно аккуратнее. Так была спасена на пятые сутки, после нескольких ночных часов работы спасателей, из-под бетонного плена Алиса Нахапетян находившаяся на седьмом месяце беременности.

Мужественно действовали при проведении спасательных работ пожарные. В первые же часы после катастрофы были ликвидированы пожары в г. Ленинакане, Спитаке, Кировакане, что позволило избежать еще большего осложнения обстановки и новых жертв.

Уже через несколько минут после землетрясения в разрушенный Ленинакан вошло шесть уцелевших пожарных машин. Пять из них ликвидировали начавшиеся пожары, шестая стала передвижным узлом связи. Непрерывно патрулируя по городу, ее экипаж оперативно сообщая обо всем, что происходит. Если бы даже те едва начавшиеся пожары не удалось подавить в зародыше, город мог бы превратиться в море огня, а дым и угарный газ поставили бы под сомнение сам ход спасательных работ.

Так, после первых толчков вспыхнула сливно-наливная эстакада нефтебазы. Пламя угрожающе быстро поднималось все выше и захватывало окружающее пространство, а рядом располагался резервуарный парк, где в огромных емкостях хранились тысячи тонн бензина и дизельного топлива. Если бы огонь перекинулся на них, взрыв огромной разрушительной силы потряс бы город.

Не только с огнем сражались пожарные. Так, С. Арзуманян лично спас 20 человек. В одном из рухнувших домов он топором пробил стену и вытащил из-под обломков семью пограничника - жену и четверых детей. И таких примеров много.

Вместе с советскими пожарными бок о бок работали и их коллеги из США, Австрии, Великобритании, Канады, Польши, Чехословакии.

Трагедия в Армении лишний раз показала, что для извлечения людей из-под обломков разрушенных зданий в очагах массового поражения необходима мощная техника и, главное, люди, умеющие работать профессионально.

По окончании спасательных и других неотложных работ ведут восстановительные работы: восстанавливают жилые дома, производственные здания, обеспечивают население продуктами питания, водой, всем необходимым для обеспечения безопасной жизнедеятельности.

Спасательные работы при наводнении заключаются в поиске людей на затопленной территории, посадке их на плавсредства (лодки, плоты) и вывозе в безопасные места, в обеспечении жильем, оказании медицинской помощи пострадавшим, спасении и вывозе материальных ценностей, укреплении или возведении ограждающих дамб, устранении заторов (зажоров) на реках, устройстве водоотводных каналов по оврагам, руслам мелких рек, строительстве плотин и перемычек на пути движения воды и других инженерных и гидротехнических сооружений

На сельскохозяйственных объектах для ведения СиДНР при наводнении привлекают все трудоспособное население, особенно механизированные подразделения (бульдозеры, грейдеры, тракторы). По решению чрезвычайной комиссии для спасения людей в зонах затопления могут привлекаться вертолеты, грузовые и пассажирские пароходы и другие плавсредства. Для причаливания кораблей сооружают временные причалы.

После спада воды восстанавливают поврежденные линии связи и электропередачи, ремонтируют размытые дороги, поврежденные мосты. Очищают от мусора и ила подвалы, склады, колодцы, животноводческие помещения. Ремонтируют сельскохозяйственную технику. Проводят другие восстановительные работы.

Предупредительные, спасательные и др.работы при ураганах. В районах, где наиболее часто бывают ураганы, строят здания и сооружения из более прочных материалов, отличающиеся наименьшей парусностью, ставят более прочные опоры линий электропередач и связи, возводят для укрытия людей заглубленные сооружения.

Время появления урагана гидрометеослужба определяет довольно точно и немедленно оповещает об этом штаба ГО. Последние оповещают с.х. объекты. До подхода ураганного ветра здесь важно закрепить технику, убрать зерно в склад, сделать дополнительное крепление стогов (скирд) сена, соломы, крыш домов, закрыть в производственных помещениях окна, двери, отключить электросети, после чего население должно укрыться в заглубленных сооружениях (погребах, траншеях и т.п.) Ураганный ветер обычно непродолжителен. Поэтому людям не приходится долго пребывать в укрытиях.

После урагана формирования с привлечение всего трудоспособного населения проводят восстановительные работы. Восстанавливают поврежденные здания, линии электропередач и связи, ремонтируют поврежденную технику. Оказывают помощь пострадавшим людям и животным.

Предупредительные мероприятия и спасательные работы в районах возможных оползней, селевых потоков, снежных обвалов и при снежных заносах. В районах возможных оползней необходимо укреплять почвенный слой путем насаждения деревьев. Гектар, засаженный буком, удерживает 25%, а засаженный карпатской елью, до 37% осадков, предупреждая тем самым сползание горного грунта. Рекомендуется обсаживать лесом облысевшие вершины горы, регулировать вырубку лесов, укреплять берега, не допускать бесконтрольного вытаптывания скотом растительности, создавать на склонах террасы с водозащитными рубежами.

В районах, которым угрожает селевые потоки, проводят лесо­насаждения с целью укрепления почвы, предохранения ее от размыва. Строят плотины, предназначенные для задержания селевого наноса и регулирования стоков воды. Устраивают искусственные русла для отвода селевого потока от населенных пунктов в русла рек или в заранее подготовленные водоприемники.

Для защиты дорог от снежных заносов устраивают заграждения в виде зеленых насаждений, заборов из щитов и т.п.

В случае появления оползня, селевого потока население немедленно оповещают и эвакуируют в безопасные места, используя все виды транспорта. Часть людей выводят пешком.

После стихийного бедствия ведут работы по ликвидации последствий оползня или селя - восстанавливают мосты, линии связи, дороги, поврежденные постройки и т.п.

При снежных заносах расчищают на дорогах к населенным пунктам, животноводческим фермам и производственным помещениям (тракторами с деревянным клином, бульдозерами). Принимают меры к спасению людей и животных, застигнутых бураном в степи, на дорогах, а также по доставке к животноводческим фермам кормов, в магазины продуктов и т.п. Восстанавливают нарушенные линии связи и электролинии.

Проведение СиДНР в Ч.С. техногенного происхождения

Проведение СиДНР в очагах поражения и зонах.

I. СиДНР при аварии на ядерно- о пасном объекте в очаге ядерного поражения. Руководство проведением СиДНР осуществляет ПкЧС с.х. объекта находясь на пункте управления или местах проведения СиДНР.

Самые сложные условия для проведения СиДНР будут в очаге ядерного поражения. При аварии на Ядерно-опасном объекте и районе применения современных ядерных средств.

СиДНР в районе пожаров. В первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, животные, материальные ценности: в населенных пунктах, вблизи входов в защитные сооружения, в местах работы формирований ГО и на пунктах эвакуации пораженных людей, в животноводческих и складских помещениях.

Для тушения пожаров и спасения людей в населенных пунктах необходимо использовать противопожарные формирования, формирования общего назначения, санитарные посты и санитарные дружины. Если проезды и проходы к защитным сооружениям завалены, то их расчищают. При высоте завала до 0,5 м его расчищают бульдозером до поверхности проезжей части, а при высоте более 0,5 м прокладывают путь поверх завала. Ширина пути для одностороннего движения должна быть менее 3-3,5 м. Для разъезда встречных машин через каждые 150-200 м устраивают специальные площадки. Для двустороннего движения проезды делают шириной 7-8 м.

Спасение людей из поврежденных защитных сооружений (ПРУ) рекомендуется проводить в такой последовательности: установить местонахождение защитного сооружения и связь с укрывающимися людьми, подать воздух в заваленное укрытие, устроить проезд для инженерной техники, устранить аварии на сетях водопровода и энергоснабжения, вскрыть заваленное сооружение, извлечь пораженных людей, оказать им первую медицинскую помощь и отправить в медицинские учреждения.

Место нахождения защитных сооружений, а также порядок вывода из них людей уточняют разведывательные формирования. Связь с укрывающимися людьми устанавливают через сохранившиеся средства связи или используют воздухозаборные короба, водопроводные и газовые трубы, двери и стены (путем перестукивания).

Для подачи воздуха в защитное сооружение расчищают воздухозаборные короба или пробивают отверстие в стене (перекрытии) и подают воздух с помощью компрессора. Для вскрытия защитного сооружения расчищают вход. Если расчистить вход и выход из защитного сооружения невозможно, то следует проделать проем в перекрытии. Для этого необходимо разобрать завал над перекрытием, сделать проем в перекрытии и через него освободить людей.

Для извлечения из-под завала пораженных людей завал разбирают сверху, устраивают проходы (галереи) с наиболее удобной стороны или пробивают проем в уцелевшей стене здания. При этом следует не допускать обвала отдельных элементов конструкций и обломков, что может нанести дополнительные травмы пораженным людям.

Пораженных, обнаруженных у поверхности завала, освобождают от крупных, а затем от мелких обломков вручную, а к находящимся в глубине завала проникают через проходы используя пустоты и щели, образованные крупными обломками зданий. Работа проводится расчетами в составе двух-четырех человек. Первый расчет разбирает завал или проделывает проход и крепит его, второй - заготавливает и подносит крепежный материал, третий - убирает и относит в сторону обломки. Последующие расчеты извлекают пораженных и оказывают им первую помощь.

Первую помощь пораженным (остановка кровотечения, наложение повязок, обеспечение неподвижности конечностей при переломах, искусственное дыхание) оказывают санитарные посты и санитарные дружины. Выносят пораженных к пунктам погрузки на транспорт для эвакуации в медицинские учреждения, носилочные звенья из состава спасательных формирований. Легко пораженных людей направляют на пункты медицинской помощи.

Из разрушенных овощехранилищ, погребов, подвалов, используемых как ПРУ, людей спасают аналогичными способами.

2. Спасательные работы в зонах радиоактивного загрязнения.

ПкЧС с.х. объекта, используя данные разведки, информацию штабе ГО района и соседей, оценивает сложившуюся радиационную обстановку и принимает (уточняет) решение на ликвидацию последствий радиоактивного загрязнения. При оценке (уточнению) радиационной обстановки ПкЧС необходимо: определить зоны радиоактивного загрязнения, в которых оказался объект; дозы облучения, которые могут получить люди и животные, время пребывания в зонах радиоактивного загрязнения, время начала спасательных работ и режимы защиты населения и содержания животных.

При уточнении своего решения ПкЧС в первую очередь уделяет внимание мероприятиям, снижающим поражения людей, животных, растений, продуктов животноводства, растениеводства и заражения водоисточников, особенно облучение и поверхностное заражения людей и животных, а также попадание радиоактивных веществ в их организм через воздух, пищу, корма и воду; устанавливает время нахождения личного состава формирований и населения в защитных сооружениях и режим их поведения. Из районов опасного и сильного радиоактивного загрязнения личный состав формирований, население и животные решением начальника ГО могут быть выведены в незараженные или менее зараженные районы. При этом следует учитывать спад уровней радиации по истечении определенного времени, в результате чего уменьшается опасность поражения людей и животных, а также снижение с течением времени радиоактивного загрязнения продуктов питания, кормов и водоисточников.

В формированиях ведется постоянный контроль радиоактивного облучения личного состава. На основании данных о полученных людьми дозах облучения определяют порядок дальнейшего использования формирований. Учитывают степень радиоактивного загрязнения жилых зданий, территорий, складских, животноводческих и других помещений. Исходя из соответствующих данных, решают вопрос о необходимости дезактивации объектов, продуктов питания, водоисточников, санитарной обработки людей и ветеринарной обработки животных.

После тщательного изучения разведывательных данных, а также оценки радиационной обстановки, сложившейся на территории объекта, и уточнения решения на ликвидацию последствий радиоактивного загрязнения уточняют также задачи формированиям: при этом учитывают их предназначение и особенности. Формированиям общего назначения первой смены указывают: участки (объекты) СиДНР, маршруты движения, время начала работ; что необходимо сделать (виды работ и их продолжительность); районы сбора и порядок действий после выполнения задачи. Формированиям, включенным в состав второй и последующих смен, и, резерву указывают место расположения и время готовности в выдвижению на участок (объект) работ.

Задачи формированиям служб ГО уточняют обычно начальники служб. Так, начальник службы защиты с.х. животных и растений при уточнении задач командам ГО защиты с.х. животных и растений указывает объекты, объем и сроки работ по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения. Команде ГО защиты животных он может приказать провести дезактивацию проходов к животноводческим помещениям и животноводческих помещений, ветеринарную обработку животных, профилактические прививки; команде защиты с.х. растений - дезактивировать проходы, проезды к складским и другим помещениям, дезактивировать продовольствие, провести химическую обработку (подкормку) растений. При этом указывают время, необходимое для выполнения соответствующих задач.

Руководит спасательными работами ПкЧС объекта. При разобщении участков и объектов спасательных работ из числа ответственных работников могут быть назначены начальники участков (объектов) спасательных работ. На них возлагается непосредственное управление формированиями.

Команде ГО защиты с.х. растений может быть поставлена задача по дезактивации проходов к складским помещениям и складских помещений. Проходы с твердым покрытием дезактивируют путем смывания радиоактивной пыли сильной струёй воды, а проходы с мягким покрытием - путем срезания (сгребания) верхнего зараженного слоя.

Для дезактивации зараженного продовольствия развертывают специальную площадку, на которой и проводят указанную работу.

3. СиДНР при аварии на химически-опасном объекте.

При получении данных о месте, время возникновения очага химического поражения ПкЧС объекта, штаб и службы ГО должны немедленно оповестить всех подчиненных, которым угрожает опасность распространения зараженного воздуха. При этом обычно указывают место и время обнаружения химических средств; направление распространения зараженного воздуха; территорию, объявляемую очагом химического поражения; меры и способы защиты людей и животных. После этого ПкЧС объекта ставит задачу разведке и отдает распоряжение о проведении мероприятий по защите людей, а также с.х. животных, материальных средств, кормов, продовольствия, воды и водоисточников. Сродно готовят силы и средства для проведения спасательных работ. О принятых им мерах по защите людей, животных, продуктов, кормов и воды ПкЧС объекта докладывает старшему начальнику.

В очаге химического поражения разведке необходимо: своевременно уточнить очаги химического поражения; установить тип ОВ, характер и направление распространения первичного и вторичного зараженного облака; разведать менее зараженные или наиболее удобные участки местности (проходы) для вывода (вывоза) людей, животных, незараженные районы и обозначить эти участки (проходы) специальными указателями; определить время выхода людей из ПРУ и вывода животных из животноводческих помещений, а также время снятия средств индивидуальной защиты.

Границы зоны химического заражения и очагов химического поражения обозначают специальными знаками "Заражено!" с указанием времени заражения и типа ОВ.

Результаты разведки командир разведывательной группы (звена) докладывает в штаб ГО объекта.

ПкЧС по мере поступления данных от разведки принимает решение, ставит задачи силам, привлекаемым к работам, лично организует проведение мероприятий по ликвидации последствий химического заражения и руководит формированиями ГО при их проведении.

Для ликвидации последствий химического заражения в, первую и очередь необходимо привлекать санитарные дружины, сводные команды (группы), команды ГО защиты с.х.животных и растений, команды обеззараживания, охраны общественного порядка и другие формирования.

При постановке задач следует указывать: санитарным дружинам и спасательным формированиям - участки и места работ, задачу, выделяемый для подразделений транспорт, порядок выноса и погрузки на транспорт пораженных и эвакуации их из очага химического поражения.

Сводным командам (группам), командам (группам) противорадиационной и противохимической защиты - средства усиления, участки спасательных работ, задачу, районы для дегазации местности и сооружений.

Командам ГО защиты с.х. животных - животноводческие помещения, в которых необходимо провести работы по дегазации, задачу, место и время развертывания площадки ветобработки, количество животных, подлежащих ветеринарной обработке.

Командам (группам) обеззараживания – средств усиления, участки местности и объекты, подлежащие дегазации, задачу, порядок и способы дегазации, пункты приготовления дегазирующих растворов и зарядки машин.

Кроме того, при постановке задач всем формированиям указывают время начала и окончания работ, места забора воды для санитарно-технических нужд, место пункта специальной обработки и пункта сбора формирований, а также порядок действий после выполнения ими своих задач.

Командиры формирований задачи своим подразделениям ставят короткими устными распоряжениями, причем по содержанию и объему такие распоряжения могут быть самыми разнообразными.

Например, одному из отделений команды защиты животных может быть приказано дегазировать проход к животноводческому помещению, другому отделению - провести ветеринарную обработку животных, а третьему - дегазировать ветеринарное имущество.

Формирования в очаг химического поражения необходимо вводить как можно быстрее в средствах индивидуальной защиты. Последовательность их ввода и проведения ими работ необходимо определять сучетом конкретной обстановки.

Обычно вслед за разведкой в очаг химического поражения вводят санитарные дружины, спасательные формирования, формирования противорадиационной и противохимической защиты, команды ГО защиты с.х. животных и растений, команды общественного порядка и др. силы, привлекаемые к ведению работ в очаге химического поражения.

Личный состав в средствах индивидуальной защиты немедленно приступает к розыску пораженных и оказанию им необходимой помощи. Пораженным людям надевают противогазы, вводят антидоты, открытые участки тела обрабатывают дегазирующими растворами. После оказанияпервой помощи людей немедленно эвакуируют из очага поражения, а затем направляют на пункт медицинской помощи. Его рекомендуется размещать неподалеку от границ очага химического поражения, с наветренной стороны.

По распоряжению начальника службы защиты с.х. животных и растений команда защиты животных оказывает помощь пораженным животным: вводят им антидоты, зараженные участки тела обрабатывают специальными растворами. Если имеется возможность, то по распоряжению начальника службы ГО пораженных животных немедленно выводят по дегазированным проходам из очага химического поражения.

В ходе спасательных работ в очаге химического поражения ПкЧС объекта, начальник штаба и начальники служб ГО осуществляют контроль за своевременным оказанием помощи пораженным и их эвакуации, проведением санитарной обработки людей, дегазацией территорий, сооружений и техники, ликвидацией аварий и выводы населения из очага химического поражения. При этом необходимо учитывать возможность застоя зараженного воздуха в подземных сооружениях, помещениях, туннелях, трубопроводах: балках, оврагах, лесах.

По завершении спасательных работ в очаге химического поражения, зоне заражения или по окончании смены личный состав формирований направляется на пункт специальной обработки. Население, выведенное из очага химического поражения, также подвергается санитарной обработке.

Пункты специальной обработки следует развертывать на незараженной территории, вблизи маршрута выхода формирований и эвакуации населения из очага химического поражения. Рекомендуется также для специальной обработки использовать санитарно-обмывочные пункты и станции обеззараживания одежды, обуви и транспорта, расположенные вблизи очага химического поражения.

Незащищенных животных, оказавшихся в очаге химического поражения, подвергают ветеринарной обработке, а корм, продукты питания, воду и водоисточники, предназначенные для использования, дегазируют.

4. СиДНР при возникновении очага бактериологического поражения. Ликвидация очага бактериологического поражения проводится по решению старшего начальника. Непосредственное руководство мероприятиями по ликвидации бактериологического поражения в районе объекта осуществляет начальник ГО объекта.

Главное усилие при ликвидации очага бактериологического поражения должно быть направлено на определение возбудителя болезни, строгое соблюдение изоляционно-ограничительных мероприятий, раннее активное выявление, изоляцию и госпитализацию больных.

С целью успешной ликвидации очага бактериологического поражения организуют и осуществляют бактериологическую разведку. На с.х. объекте для ведения первичной бактериологической (эпидемической) разведки могут привлекаться команды ГО защиты с.х. животных и растений, а также разведывательные группы, разведывательные звенья, пост радиационного и химического наблюдения и наблюдатели.

Разведчики по внешним признакам обнаруживают бактериальные средства, места и способы их нахождения, берут пробы почвы, растительности и других объектов внешней среды и направляют их в лаборатории на исследование.

Районы, подвергшиеся заражению, обследуют путем опроса очевидцев, обхода и осмотра местности, домов, ПРУ, различных предметов, водоемов; взятия проб воздуха, почвы, растительности, смывов с поверхностей различных предметов; отбора для исследования обнаруженных в данном районе насекомых, клещей и грызунов. При обнаружении на почве, растениях, различных предметах следов заражения, скоплений насекомых, подозрительных капель жидкости, особой пыли; специальных контейнеров и других признаков бактериальных средств разведки немедленно докладывают об этом начальнику, выславшему разведку.

Разведчики определяют размер образовавшегося очага и обозначают его границы, устанавливают количество зараженных людей, растений, продовольствия, воды, фуража, а также примерной объем и характер работ по ликвидации очага.

После выполнения поставленных задач личный состав, проводивший бактериологическую разведку, подвергается санитарной обработке.

Ветеринарная и фитопатологическая разведка ведется главным образом звеньями ветеринарной и фитопатологической разведки.

Звенья ветеринарной разведки могут выявлять и определять характер и степень заражения РВ, ОВ и БС животных, мест их размещения, пастбищ, маршрутов перегона животных, водоисточников, кормов, устанавливать границы очагов заражения и проводить отбор проб.

Звенья фитопатологической разведки выявляют обычно характер и степень заражения посевов с.х. культур спорами возбудителей болезней растений и вредителями; устанавливают границы заражения растений и проводят отбор проб с объектов растениеводства. Вид возбудителей болезни растений определяют лабораторными исследованиями.

Непосредственно на с.х. объекте задачи ветеринарной и фитопатологической разведки могут выполнять команды ГО защиты с.х. животных и растений.

Команды ГО с.х. животных с помощью приборов могут определять и выявлять степень зараженности БС животных, мест их размещения, пастбищ, животноводческих помещений, кормов, водоисточников; устанавливать границы заражения; проводить отбор проб, особенно в местах (с объектов), подозрительных по бактериологическому заражению, и отправлять их на исследования в лаборатории.

Команды ГО защиты с.х. растений с помощью приборов могут выявлять зараженность посевов с.х. культур, устанавливать примерную границу заражения, определять степень зараженности продуктов растениеводства, проводить отбор проб и отправлять их в установленном порядке на лабораторное исследование. Особое внимание следует уделять своевременному взятию проб и быстрейшей их пересылке в лабораторию.

На основании данных разведки, указаний старшего начальника штаба и службы ГО объекта, уточняют размеры очага бактериологического поражения, объем и последовательность проведения мероприятий по его ликвидации, границы возможной зоны карантина и обсервации, а также порядок использования сил и средств ГО в очаге поражения.

Если будет установлены бактериальные средства или возникнут инфекционные болезни людей и с.х. животных, то по распоряжению старшего начальника ГО в очаге заражения устанавливается карантин, а в прилегающих к нему районах вводится режим обсервации.

ОБП считается ликвидированным, если со дня выявления последнего больного пройдет время, равное максимальному сроку инкубационного периода для данного заболевания, и будет проведена заключительная дезинфекция.

Карантин или режим обсервации могут быть отменены только старшим начальником ГО.

Оказание помощи городскому объекту в проведении СиДНР в чрезвычайных ситуациях

Формирования, создаваемые на базе предприятий и организаций городов и поселков, входящих в состав сельских районов и других объектов, могут быть привлечены к проведению СиДНР на городских объектах. Из формирований сельских объектов решением старшего начальника ГО могут быть привлечены сводные отряды, команды, группы, санитарные дружины, противопожарные команды и др. формирования.

Формирования с.х. объекта, выделенные для оказания помощи в проведении спасательных работ городскому объекту, обычно будут использоваться в составе сил ГО района и включаться в состав первого; или второго эшелона или составлять резерв. В зависимости от этого и будут определены их роль и выполняемые ими задачи. Формированиям, выделенным для оказания помощи городскому объекту в проведении спасательных работ, указанием начальника ГО района вблизи основного маршрута выдвижения сил ГО района к городскому объекту назначается район сбора. Такие формирования, выделенные для оказания помощи городскому объекту, будут выдвигаться обычно в составе походной колонны района. Место их в составе сводной колонны района определяется командиром сводной колонны.

Сводная команда для выдвижения к очагу ядерного поражения строится в колонну. Характер построения колонны будет зависеть от сложившейся к этому времени обстановки, полученной задачи, его состава и условий движения. Bo всех случаях построения колонны должно обеспечить максимально возможную скорость движения и своевременный выход отряда (команды) в назначенный район в готовности к проведению спасательных работ. Командир отряда (команды) двигается обычно в голове колонны.

В разведку выделяют звено связи и разведки, которое движется в голове колонны и может отрываться от головы ее главных сил до 30 мин. движения. Отрыв разведывательного звена необходим для того, чтобы разведка могла обеспечить командира и штаб необходимыми разведывательными данными для управления командой при ее выдвижении и вводе в очаг ядерного поражения.

Организация выдвижения, выдвижение и ввод сводной команды на объект спасательных работ. Задачу на выдвижение отряда (команды) к объекту командир обычно получает в районе сбора от начальника сводной колонны (заместителя председателя комиссии по Ч.С. района). При постановке задачи могут быть указаны: сведения об обстановке на маршруте движения и объекте спасательных работ; задача отряда (команды), время готовности его к выдвижению из района сбора; маршрут движения, исходный пункт, время его прохождения головной колонны, место отряда (команды) в колонне (если движение осуществляется сводной колонной); время прибытия к объекту спасательных работ; порядок поддержания связи и представление донесений.

Командир сводной команды, получив задачу, уясняет ее, оценивает обстановку, принимает решение и ставит задачи подразделениям (отдает устный приказ). При этом важно понять общий замысел старшего начальника на выдвижение, порядок ведения спасательных работ и задачу сводной команды. Штаб отряда должен подготовить командиру данные об обстановке на маршруте выдвижения и участке (объекте) ведения спасательных работ, а таете данные об отряде (его укомплектованность, техническом оснащении, материальном обеспечении, степени готовности к выдвижению и ведению спасательных работ). Кроме того, штаб подготавливает сведения о метеорологической обстановке в районе ядерного взрыва и другие необходимые материалы, изучает и анализирует обстановку, делает из нее соответствующие выводы и подготавливает командиру отряда предложения по решению.

Перед тем как принять решение, командир отряда, может заслушать обобщающий доклад начальника штаба по выводам из оценки обстановки и его предложение по решению. В решении командира сводного отряда (команды) обычно отражаются: задачи и средства усиления, объем работы, время начала и окончания работ; построение отряда для выдвижения и при вводе на объект спасательных работ, время прохождения исходного пункта и прибытия на объект работ; задачи подразделений отряда и средства их усиления; порядок взаимодействия между подразделениями отряда и соседними формированиями при выдвижении и ведении спасательных работ; меры безопасности, допустимые дозы облучения и контроль облучения; порядок организации управления и связи (место командира штаба в колонне и при ведении спасательных работ, порядок поддержания связи, сроки представления донесений). Решение командира штаб отряда оформляет в виде приказа.

Далее формирование выдвигается к городскому объекту для ведения СиДНР.

СМЕНА ФОРМИРОВАНИЙ НА УЧАСТКАХ ВЕДЕНИЙ СиДНР

Спасательные работы в очаге поражения ведут до тех пор, пока не будут спасены все люди, находящиеся в заваленных и разрушенных зданиях. Однако продолжительность работы одной смены, одного формирования ограничена определенным временем, после чего работающую смену (формирование) заменяют. Замена будет необходима и при получении личным составом в очаге поражения установленных доз облучения, а также для отдыха людей и приема пищи. Порядок смены определяет начальник ГО объекта (района), который устанавливает время смены и порядок ее проведения.

Чтобы обеспечить непрерывность ведения спасательных работ, работающий личный состав спасательных подразделений сменяют непосредственно на рабочих местах. Технику сменяемых формирований при необходимости передают прибывшему на смену личному составу.

Во время смены старшим на участке (объекте) работ является командир сменяемого формирования.

Командир вновь прибывшего формирования встречается на рубеже ввода с командиром работающего формирования. Последний вводит вновь прибывших командиров в обстановку, устанавливает с ними порядок смены и проводит рекогносцировку. При этом уточняют: места спасательных работ; степень и характер поражений и разрушений на участке (объекте) работ; радиационную обстановку на объекте работ, особенность зараженности территории; объем выполненной и предстоящей работы (особое внимание обращают на состояние людей в заваленных защитных сооружениях и зданиях, угрозу распространения пожаров, взрывоопасность, загазованность, опасность затопления); порядок проведения работ, меры безопасности и порядок использования подразделений, оснащенных инженерной техникой; вопросы взаимодействия внутри формирования и с соседними формированиями, порядок материально-технического обеспечения; место нахождения старшего начальника и порядок поддержания с ним связи.

После рекогносцировки и уточнения обстановки командир сменяющего формирования ставит на местности задачи командирам своих подразделений. Обычно он указывает: состав смены, объект работ и маршруты ввода к ним формирований; кого сменить, когда начать и закончить работу и на что обратить особое внимание; время на проведение смены; меры безопасности (режим работ, степень зараженности территории, контроль радиационного облучения) и порядок защиты на случай повторного ядерного удара или повторного радиоактивного заражения. Техника и инструменты сменяемых подразделений обычно остаются на местах работ, их передают прибывшей смене.

Сменившиеся формирования, если это необходимо, выводят на пункт специальной обработки, а затем в район отдыха, приема пищи или в район пополнения для подготовки и последующим действиям.

Современные направления экологического и социального развития и различные перестроечные процессы в отраслях народного хозяйства и на объектах, в том числе и сельскохозяйственных в конечном итоге обеспечат дальнейшее наращивание экологического потенциала страны, значительное повышение благосостояние наших людей.

Вместе с эти непрерывно нарождаются со значительным ростом негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экологической и экономической опасностью. Растет количество различных аварий с тяжелыми последствиями, гибелью людей и материальных ценностей. Большой ущерб наносят опасные природные явления и стихийные бедствия. В такой обстановке особая роль отводится спасательным и другим неотложным работам в чрезвычайных ситуациях. Своевременно организованные и эффективно проводимые СиДНР на объектах народного хозяйства, в том числе и сельскохозяйственных различной собственности, могут значительно уменьшить жертвы (потери) людей, животных, растений, продуктов питания и других материальных ценностей, сохранить жизнедеятельность объектов. Успех проведения СиДНР зависит в большинстве случаев от обученности специальных формирований и населения, обеспечения материальными средствами и необходимой техникой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: