Методики социального проектирования

Методики – способы достижения цели.

Методики бывают:

  1. матрица идей (когда на основе различных идей составляются несколько вариантов решений той или иной проблемы)
  2. метод аналогии (сравнение различных объектов по определённым показателям)
  3. методика мозгового штурма (генерации идей, с их равноправной конкуренцией и возможностью сопоставления), осуществляется путём коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки и полемика мнений.
  4. построение дерева целей (построение определённой структуры, снабжённой ключевыми целями по совершенствованию (улучшению) некой проблемной ситуации и соответствующими этим целям задачами)
  5. дерево целей это постановка целей и перевод их на язык задач (разложения по отдельным действиям и мероприятиям, при этом все составляющие дерева целей имеют качественную и количественную оценку – это даёт возможность сравнивать их и определять наилучший вариант)

Дерево целей. Пример.

Задачи: 1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства 2. создание условий, для расширения рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия 3. стимулирования занятости населения (организация дополнительных рабочих мест в количестве…) 4. организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского округа. 5. Учреждение печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов Задачи: 1.Утверждение бюджета города и контроль за его исполнением 2.Изменение и отмена местных налогов и сборов 3.Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования (к 2013 году обязательство построить … км дорог) 4.Повышение уровня предоставления услуг образования и культуры 5.Популяризация объектов культурного наследия (памятников истории культуры, находящихся в собственности города) 6.Организация и оказание на территории города первичной медико-санитарной помощи 7.Обеспечение социальной безопасности отдельных групп населения 8.Осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов (количество домов) Задачи: 1.Организация охраны общественного порядка на территории города 2.Создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка 3.Улучшение содержания деятельности аварийно-спасательных служб 4.Организация ряда мероприятий по охране окружающей среды (с перечислением мероприятий) 5.Улучшение организации сбора, вывоза, утилизации, и переработки бытовых и промышленных отходов. 6.Улучшение благоустройства территории города, нацеленное на воспроизводство городских лесов, расположенных в границе города.

Этапы проектирования

Этапы проектирования – система приёмов, методов, правил, процедур по созданию социального проекта.

Этапы проектирования:

1. Описание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это наличие противоречия и осознание проблемной ситуации, осознание необходимости решения возникшего противоречия, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие, успешное движения вперёд.

2. Паспортизация объекта – это получение точных данных об объекте, о системе, о явлениях, т.е. описание его состояния, т.е. анализ качественных и количественных параметров. Внесение показателей, которые будут изменяться.

3. Цель – является основным поводом, для начала деятельности. Построение целей (целеполагание) включает в себя:

А) Отображение потребности

Б) Отображение путей и способов её удовлетворения (планирование действий)

В) Отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых)

4. Определение задач (этапы достижения целей) см. дерево целей.

5. Предвидение тенденций и перспектив возможного дальнейшего развития (если …, то…)

28 марта 2012 г.

Социальная организация.

  1. Сущность организации, её типы, виды и формы управления.
  2. Социальная организация, признаки, структуры, элементы.

Типы организации: неформальные организации (межличностные связи), формальные организации.

Признаки формальной структуры организации: рациональность, безличность, функциональность, наличие персонала.

Виды организации:

По формам собственности: государственные, кооперативные, акционерные, собственность трудового коллектива, частные, смешанные, совместное с иностранным капиталом, иностранное.

Организации бывают производственные(трудовые) и социальные.

Социальная организация-система социальных групп и отношений между ними, для достижения определённых целей, посредством распределения функциональных обязанностей, координацию усилий и соблюдение определённых правил взаимодействия. В основе построения организации лежит сочетание двух принципов:

  1. Координационный принцип (горизонтальный)
  2. Иерархический принцип (вертикальный)

Формы управления.

  1. пирамидальная структура
  2. «линейка» или линейная структура
  3. матричная структура (наличие многих отделов, взаимосвязь между отделами и т.д.)
  4. конгомерантная (транснациональные компании)

Признаки социальной организации:

  1. наличие единой цели
  2. распределение функций
  3. наличие коммуникаций (взаимодействие)

Структура организации: производственная структура и непроизводственная структура (межличностные связи). В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень (внешняя среда организации и внутренняя среда организации).

Основные факторы внешней среды:

  1. политическая ситуация
  2. влияние рынка (особенно конкуренты и рынок труда)
  3. роль экономики
  4. влияние социальных и культурных факторов
  5. технологии

Внутренний уровень (внутренняя среда организации), та обстановка, в которой приходится работать людям, объединёнными совместными целями, интересами и деятельностью.

Элементы внутренней среды организации:

  1. формальная структура (нормативная структура)
  2. цель – это «цемент» организации, связующее организации

виды целей:

а) цель – задание, т.е. программа действий

б) цель – ориентация, т.е. совокупность целей всех участников организации

в) цель – система, т.е. стремление организации сохранить себя

г) цель – коммуникация

3. Участники организации (персонал), обладающий знаниями, квалификацией, мотивация.

4. Технология, т.е. организация – то место, где производятся определённые типы работ.

Под технологией мы понимаем:

А) технология как система физических объектов

Б) технология как связь физических объектов и человеческой активности

В) технология как совокупность знаний и умений.

Организационная культура.

  1. понятие организационной культуры и её происхождение
  2. уровни и элементы организационной культуры
  3. типология организационной культуры

Организационная культура это совокупность норм и ценностей конкретной организации. Включает в себя ценности организации и её символику. Термин организационная культура (корпоративная культура) был введён в 1969 году. Организационная культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражения в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Уровни и компоненты организационной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: