Сообщение темы. Актуализация знаний учащихся.
Организационный момент.
Ход урока.
Приветсвие
На прошлом уроке вы повторили виды и жанры изобразительного искусства, познакомились с понятием тематическая картина. Для того чтобы проверить, что вы запомнили и начать новую тему мне необходимо распределить слова по столбикам.
1. Задание "Разделить на 2 группы": Виды искусства Жанры
Архитектура Анимализм
Скульптура Портрет
Графика Пейзаж
Живопись Натюрморт
ДПИ Тематическая картина
Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возращения, сила всепрощающей любви - одна из таких тем. Её-то и воплотил в своей картине "Возвращение блудного сына" голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.
Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё полотно. В его основе лежит библейский сюжет - "Притча о блудном сыне". Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.
|
|
Притча о блудном сыне.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу:"Отец, дай мне мою часть имущества". И отец разделил им имущество.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там потратил всё, что дал ему отец, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться в деньгах и крыше над головой. И пошёл к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить наесться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал:"Сколько наемников у отца моего кормятся хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу:"Отец! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был ещё далеко, увидел сына отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:"Отец! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим".
А отец сказал рабам своим:"Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; будем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил:"Что это такое?". Он сказал ему:"Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым".
|
|
Он осердился и не хотел войти, Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:"Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение, пришел, ты заколол для него откормленного теленка".
Он же сказал ему:"Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей мертв и ожил; пропадал и нашелся".
- Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
(Встреча отца и сына)
Именно это фрагмент и стал сюжетом картины.
(Демонстрирую репродукцию)
В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину "Возвращение блудного сына". Сюжет её взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.
Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь была не из лёгких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.
Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь ещё сильнее выделяют словно светящиеся теплым светом отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.