Время, мин | Этапы урока. Основные вопросы содержания. | Оборудование | Методы |
Организационный момент, знакомство с классом. | Журнал | Словесный | |
Проверка домашнего задания: I. Индивидуальный опрос: 1). Что называется дыханием? 2). Назови органы дыхательной системы? 3). Каково значение дыхания? 4). Что происходит с воздухом в носовой полости? 5). Какое строение имеет гортань и какую функцию она выполняет? II. Индивидуальная работа по карточкам. | Ответ с места Ответ с места Ответ с места Ответ с места Ответ с места Чистые листы бумаги | устно устно устно устно устно индивид., писм. | |
Изучение нового материала: 1). Строение легких. 2). Газообмен в легких 3). Газообмен в тканях 4). Вред курения | Презентация Учебник Учебник Учебник | Объяснение по слайду. Объяснение по рис. учебника Объяснение по рис. учебника Объяснение с элементами беседы | |
Закрепление нового материала: 1). По слайду презентации обозначить органы, изученные сегодня на уроке. 2). Ответить на вопросы после параграфа. | Презентация Учебник | Устно у доски Устно, с места | |
Задание на дом: Информация о домашнем задании. | Дневник | Инструктаж | |
Подведение итогов | Журнал, дневник |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. - Здравствуйте, садитесь! Кто сегодня отсутствует? II. Проверка домашнего задания. - Итак, на прошлом занятии вы начали изучение дыхательной системы и познакомились с процессом дыхания. Давайте же вспомним, как этот процесс осуществляется, и какие органы дыхания, вы знаете. Итак, 3 человека работают по карточкам и все остальные отвечаем на вопросы, которые я вам сейчас задам. 1). Что называется дыханием? 2). Назови органы дыхательной системы? - Спасибо, (имя). Хорошо. Садись на место. 3). Какого значение дыхания? 4). Что происходит с воздухом в носовой полости? 5). Какое строение имеет гортань и какую функцию она выполняет? -Спасибо, садись. Сдаем карточки и ваши работы. Итак, мы вспомнили основные моменты пройденного материала и можем приступить к изучению новой темы. III. Изучение нового материала. - Запишите в тетради тему урока «Строение легких. Газообмен в легких и тканях». Теперь отложите ручки и давайте разбираться. Ребята! Назовите главный орган дыхательной системы. Это конечно- легкие. А, почему они называется легкие? Да они очень легкие, вес 1200 граммов, находятся в грудной полости и покрыты оболочкой легочной плеврой. Плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости (пристеночная плевра), а затем переходит на легкое. Между пристеночной и легочной плеврой имеется щель - плевральная полость. Она заполнена плевральной жидкостью, снижающей трение о стенки грудной полости при дыхании. Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко походят газы. Газообмен в легких тесно связан с темой «Кровообращение». Кто нам расскажет легочный круг кровообращения? Мы дышим атмосферным воздухом. Состав воздуха, какой? В воздухе содержится 21% кислорода, 78% азота, 0,04 % углекислого газа. А теперь ребята мы с вами проведем практическую работу. - Спасибо, рассмотрим теперь обмен газов в тканях: В тканях кровь отдает кислород и насыщается углекислым газом. Ребята кто мне поможет вспомнить большой круг кровообращения? - Молодец присаживайся. На странице 162 есть рисунок газообмена в легких и тканях, давайте его посмотрим. -Ребята, что вы знаете о вреде курения? В составе табачного дыма входят пиридин, никотин, этилен, бензоперин, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, муравьиная, синильная кислота, ядовитые газы: сероводород, угарный газ и другие химические соединения. Откройте учебник на стр. 167, давайте рассмотрим поверхность легочных бронхов некурящего и курящего человека. Легкие курильщика чаще подвержены различным заболеваниям, в том числе и онкологическим. IV. Закрепление нового материала. -Сегодня мы изучили газообмен в легких и в тканях, осуществляемый в процессе дыхания. Чтобы закрепить полученные знания, давайте ответим на вопросы 1 и 2 перед параграфом на стр. 170. - Молодцы, ребята. Хорошо. V. Информация о домашнем задании. -Откройте, пожалуйста, дневники и запишите задание на дом: выучить новый материал со стр. 163 по 164 (читаем со стр. 166 по стр. 170), и ответьте на вопросы после параграфа на стр. 170 вопросы «Подумайте» 1 и 2 письменно. VI. Подведение итогов. Вы сегодня молодцы. Все хорошо работали, были активны на уроке. Можно поставить оценки за ответы у доски. Также можно поставить оценку (имя) за активную работу на уроке. Есть ли у вас ко мне вопросы? Спасибо за урок. До свидания! | Дети садятся. Дежурный называет отсутствующих. - Дыхание - это процесс газообмена между внешней средой и организмом, с помощью органов дыхания. - К органам дыхательной системы относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахеи, бронхи и легкие. -Значение дыхания: Дыхание - это процесс газообмена между внешней средой и организмом, с помощью органов дыхания. При дыхании организм получает кислород, необходимый для получения энергии из питательных веществ. - Внутри носовая полость выстлана слизистой оболочкой, пронизанной множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через полость носа. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку. - Гортань состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Гортань. Являясь частью дыхательных путей, выполняет еще одну функцию: это голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки. Дети записывают тему урока. Ученик выходит к доске и объясняет схему кровообращения (малый круг кровообращения) Ученик помогает показать опыт с известковой водой. Ученик выходит к доске и рассказывает большой круг кровообращения Работа с учебником. Дети отвечают. Дети отвечают на вопросы. Дети записывают в дневники. -До свидания! |
Тест по теме «Дыхание»
Выберите один правильный ответ.
1. Сущность процесса дыхания состоит в:
а) Обмене газами между организмом и окружающей средой
б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия
в) Транспорте газов кровью
2. В носовой полости воздух:
а) очищается от пыли и микроорганизмов
б) увлажняется и согревается
в) происходит все вышеперечисленные процессы
3. Гортань образована:
а) поперечно - полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой
б) гладкими мышцами и хрящами
в) костной тканью, поперечно - полосатыми мышцами и слизистой оболочкой
4.Голосовые связки у человека расположены:
а) в трахее
б) в гортани
в) в носоглотке
5. Длина трахеи человека составляет:
а) 20-21 см б) 24-26 см в) 10-15 см
6. На сколько главных бронха делится трахея:
а) на два б) три в) четыре
7.Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа:
а) Увеличивает поверхность слизистой оболочки полости носа
б) Являются чувствительными приборами
в) Удаляют слизь и частики пыли из полости носа
8. В каких органах кровь насыщается кислородом:
а) в легких б) в сердце в) в почках
9. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе составляет:
а) 10% б) 30% в) 21 %
10. Альвеолы - это:
а) разветвление трахеи б) легочные пузырьки в) выпячивания легочных пузырьков
Карточка с заданием № 1
По теме «Дыхание, строение органов дыхания»
1). Что называется дыханием?
2). Назовите органы дыхательной системы?
3). Каково значение дыхания?
Карточка с заданием № 2
По теме «Дыхание, строение органов дыхания»
1). Что называется дыханием?
2). Что происходит с воздухом в носовой полости?
3). Какое строение имеет гортань и какую функцию она выполняет?
Карточка с заданием № 3
По теме «Дыхание, строение органов дыхания»
1). Что называется дыханием?
2). Назовите органы дыхательной системы?
3). Какое строение имеет гортань и какую функцию она выполняет?