Правление Василия Шуйского и восстание Ивана Болотникова

Лжедмитрий I(1605-1606.)

Война Бориса Годунова и самозванца царевича Дмитрия.

Условия для начала Смуты.

VI Этап закрепления – 4 минуты

VII Этап подведения итогов и информации о домашнем задании – 2 минуты

Этапы урока Деятельность учителя       Деятельность учащихся  
1) Орг. момент Учитель приветствует класс. Здравствуйте ребята! Определяет отсутствующих, определяет готовность учащихся к уроку (внешний вид, рабочая обстановка). Приготовьтесь к уроку, достаньте всё необходимое!       Ученики приветствуют учителя.  
2) Этап проверки домашнего задания. Учитель проверяет, выполнено ли домашнее задание всем классом. Если есть ученики, которые не выполнили его, учитель определяет причины невыполнения дом. Задания. И применяет меры, чтобы к следующему уроку оно было выполнено          
3) Этап всесторонней проверки знаний. Вашим домашним заданием был параграф 7 Россия в конце 16 век- наследие Ивана Грозного. Учитель раздает карточки с заданиями не скольким ученикам. Давайте, проведем опрос. Учитель спрашивает по желанию, или по собственному усмотрению. Дается задание 4 ученикам, 2 ученикам – решить кроссворд, 2 ученикам решить задания.
  1. Как звали польского короля, которого избрала на своем сейме польско-литовская шляхта, который был трансильванским воеводой? (Стефан Баторий)
  2. В каком году было подписано перемирие с Польшей? (1582 год – Ям-Запольское перемирие)
  3. В каком году было подписано перемирие со Швецией? (1583 год-Плюсское перемирие)
  4. Каковы были итоги Ливонской войны? ( Россия не только теряла все свои завоевания на Прибалтике, но и отдавала исконно русскую часть балтийского побережья. )
  5. Хан Сибирского ханства, во время правления которого началось освоение Сибири? (Кучум)
  6. Почему купцы Строгановы наняли казаков к себе нас службу? (для защиты промысловых сёл, деревень)
  7. Что называли пушистым золотом? (сибирские меха)
  8. Сколько сыновей было у Ивана IV? (3 сына – Иван, Фёдор, Дмитрий)
  9. Назовите годы правления Фёдора Иоанновича?(1584-1598гг)
  10. Какие версии были по поводу смерти царевича Дмитрия? (официальная и то, что смерть царевича дел рук Годунова)
  11. Почему вся реальная власть оказалась в руках Бориса Годунова?
  12. Какие меры были предприняты правительством Бориса Годунова по отношению крестьян? Важность этих мер?
  13. Какие меры были предприняты правительством Бориса Годунова во внешней политике?
  14. Какие меры были предприняты правительством Бориса Годунова по отношению церкви?
  15. Каким образом Борис Годунов венчался на царство?
      Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает Ученик отвечает  
4) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.            
5) Объяснение нового материала. А)Условия для начала смуты Приступим к объяснению материала. Для начала давайте ребята рассмотрим те условия, при которых началась смута, причины её возникновения.Работать мы с вами будем по схеме. Раздайте схему по одному на парту. Вы, ребята, по ходу моего рассказа, записывайте в пустые прямоугольники, те причины, которые мы с вами будем разбирать. А те листочки со схемой останутся у вас, приклеите их в тетрадочки. Причины смутного времени кроются, в первую очередь, последствиях разорения страны во время правления Ивана IV, хозяйственной разрухи страны. Во-вторых, из-за года 1601-1603 годов. Гибели людей и всплеск миграции внутри страны. Дело в том, что, когда начались голодные годы, Борис Годунов велел открыть амбары с хлебом для голодных, естественно, что в столицу потянулись толпы народа. В-третьих, пресечение законной династии. В-четвёртых, противоречия между социальными группами населения. Крестьяне, ставшие крепостными, озлобились на бояр, дворян, государство. Казаки были недовольны запрещением, свободно продавать для них хлеб и порох. Малоземельные дворяне южных уездов завидовали крупным землевладельцам центра. Купцы и ремесленники – ростом повинностей и податей. В-пятых, возникали массовые народные волнения. Так в 1603 году произошло восстание под предводительством Хлопка. В-шестых, произошло ослабление центральной власти, происходила борьба между знатными боярскими фамилиями.       Ученики, по ходу рассказа заполняют схему.  
    В дни восстания Хлопка, из-за литовской границы начали приходить слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Ребята кто из вас напомнит, когда царевич Дмитрий погиб? Борис Годунов приказал устроить розыск, и выяснилось, что тот, кто выдаёт себя за царевича Дмитрия, был бывший монах Московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, происходивший из обедневшей дворянской семьи, чтобы прокормиться он записался в холопы к борам Романовым. После опалы Романовых, он постригся в монахи. Он поражал старших монахов своей памятью, способностями к чтению и письму. Как пришла ему идея стать самозванцем? Возможно, наблюдая из монастыря за ходом царской жизни, ему тогда и пришла идея назваться царевичем Дмитрием. Григорий бежал за границу, самовольно сложив с себя монашеский сан и готовясь к борьбе за власть. Таким образом, в 1600-1603 годы сложились условия для начала гражданской войны.   В 1591 году произошёл несчастный случай.    
2)Война царя Бориса Годунова и самозванца «царевича Дмитрия». «Самозванный царь»- Лжедмитрий I. Война «боярского царя» Василия Шуйского и «воровского воеводы» Ивана Болотникова. 6 этап урока - Этап закрепления. 7 этап урока – этап подведения итогов и информации о дом.задании.   Пограничный польский воевода Мнишек и король Сигизмунд «поверили» словам самозванца и выдали ему деньги на набор войска для возвращения трона. Какие цели преследовали польские власти? Они нанялись, что завладев Российским государством «их» царь выполнит все пожелания своих благодетелей. Поздней осенью 1604 года, когда морозы сковали, раскисшие от г8рязи дороги, Лжедмитрий I во главе отряда из польских наёмников, запорожских, донских казаков перешли русскую границу, самозванец выбрал длинный путь через Чернигов и Северные земли, а не короткий путь – через Смоленск, так как в Чернигове и Северских землях оставалась недовольные политикой Годунова – это были участники восстания Хлопка в 1603 году. Учитель показывает на карте движение Лжедмитрия. Весть о том, что появился «истинный добрый царь» всполохнул весь юг. Народ только при появлении конных дозоров самозванца переходили на сторону «царевича Дмитрия». Пред ним открылись ворота самые главные крепости края – Чернигов и Путивль. Учитель показывает на карте 2 этих крепости. Борис Годунов со своими сторонниками выступил против самозванца. Страна оказалась расколотой надвое: силы повстанцев и силы правительства. Началась гражданская война. В нескольких сражениях зимой войско Лжедмитрия потерпело поражение, однако силы его быстро росли. Всем людям Самозванец обещал то, чего они хотели: крестьянам - восстановление Юрьева дня, дворянам – новые земли и расширение прав на владение крестьянами, служилым людям – увеличение жалования, а податному населению – уменьшение налогов. Как мы видим, эти обещания противоречат друг другу. Но народ верил во все обещания истинного доброго царя. Ребята, запомните, что не в военных победах, не в армии и силе Лжедмитрия, а в том, что народ видел в нём законного наследника российского престола. Многие московские бояре вступили с самозванцем в тайные переговоры, надеясь с его помощью, избавится от ненавистного и властного Бориса Годунова. В самый разгар боёв 13 апреля 1605 года Борис Годунов неожиданно заболел и умер. Царь лишь успел благословить на царство своего Фёдора. Фёдору было 20 лет, юноша образованный и умный. Присягали новому царю равнодушно: «Недолго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий Иванович придёт в Москву». В последний день мая отряд донских казаков при помощи москвичей прорвались в столицу. Московские горожане схватились за оружие и ворвались в Кремль. Молодой царь Фёдор был свергнут с престола и вскоре по решению, изменившей ему Боярской думы, убит стрельцами. Ребята откройте страницу 88, вы там увидите иллюстрацию убийства Фёдора Борисовича Годунова. В июне 1605 года истинный царь Дмитрий в окружении польских солдат, донских казаков, мятежных дворян, горожан въехал в Москву под оглушительный звон колоколов. Толпа восторженных москвичей кричали ему «дай, Господи, государь тебе здоровья!» Посмотрите на портрет Лжедмитрия IV. Первый этап закончился победой повстанцев во главе с самозванцем Лжедмитрием I. Ребята, запишите дату первого этапа смутного времени. В июле 1605 года под именем Дмитрия Ивановича в Успенском соборе шапкой Мономаха на царство был венчан бывший монах Григорий Отрепьев – Лжедмитрий I (1605 -1606гг). Для простых людей не было сомнения в том, что царь самозваный, но бояре, стоявшие рядом с троном, прекрасно понимали, что царь самозваный. Ребята давайте, почитаем на странице 89 как себя вёл Лжедмитрий I? Абзац со страницы 89 по страницу 90. Исходя из прочитанного ребята, как вы думаете, похож ли был Лжедмитрий на прежних царей? Да, действительно, ребята, Лжедмитрий совсем не был похож на прежних царей. К тому же он вёл себя совсем не благочестиво. Москвичи неприязненно наблюдали за поведением молодого царя, не считающегося с русскими обычаями и традициями. Самозванец отказывался при этом от выполнения многих обязанностей не только перед русским народом, но и перед своими польскими союзниками, он не отдал западные русские земли польскому королю. Польский король и иезуиты надеялись сделать Россию католической страной, ещё в Польше они перекрестили Лжедмитрия из православия в католичество. И за него была сосватана дочь польского воеводы - Марина Мнишек, девушка не совсем красивая, но честолюбивая, и желавшая не прочь стать царицей. В мае 1606 года царская невеста в окружении родственников, охраны, слуг вошли в столицу. Этот приезд был больше похож на захват вражескими войсками города. Поляки считали себя главными помощниками царя и требовали наград, вели себя как хозяева. Рост недовольства в Москве увеличивался, москвичи готовы были в любой момент поднять мятеж, одновременно в Боярской думе зрел заговор против ненавистного самозванца. Лжедмитрий пытался бежать, но время бегства он сломал себе ногу, был захвачен и убит, тело его сожгли, а пеплом зарядили пушки и выстрелили в сторону Польши. Обратите внимание на картину на с.90 учебников «Последние минуты Дмитрия Самозванца». 19 мая 1606 года сторонники Шуйского собрали на Красной площади жителей Москвы и обратились к народу, спрашивая, кого они хотели бы видеть царем, специально подготовленные заранее люди закричали: «Боярина Василия Шуйского». Дума сразу же согласилась, и провозгласила нового царя! Новый царь Василий Шуйский (1606-1607гг) был ростом мал, лицом некрасив, глазами подслеповат, в книжном учении искусен и разумен, но весьма скуп и упрям. К тем только ласков был, которые на уши ему ложь на людей нашептывали; он же их слушал с удовольствием. Посмотрите на его портрет. Шуйский принес присягу своим подданным. Вступая на трон, Шуйский впервые присягнул своим подданным. Царь поклялся не допускать безграничного самовластия; Не слушать каких-либо ложных доносов; Полагаться только на справедливое расследование. Высшей судебной инстанцией становилась Боярская дума. Ни одного своего решения Царь не мог принимать без согласия Думы. Многим такой боярский царь был неугоден, к тому же жившие в уездах люди верили в «доброго истинного царя Дмитрия». В мятежных уездах стали собираться повстанческие отряды. Во главе всё тех же беглых холопов, казаков, черноземных крестьян и южных дворян встал бывший холоп Иван Болотников, Поэтому II этап Смуты (1606 – 1607 гг) получил название восстания Болотникова. Запишите второй этап Смуты. Заняв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце октября к Москве и начал ее осаду, расположившись лагерем в селе Коломенском. Учитель показывает по карте. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. Летом 1697 года армию Болотникова окружили в Туле. В октябре, когда правительственным силам удалось затопить город, повстанцы сдались. Болотников и его сподвижники были казнены. Повстанческие отряды временно остались без предводителя, но мятежное порубежье Дикого поля по-прежнему не признавало власти Царя Василия Шуйского. 1604 – 1607 годах в России началось Смутное время – разгорелась гражданская война двух лагерей, правительственного и повстанческого. Ребята, таким образом, мы с вами прошли сегодня нашу новую тему, давайте проверим, как вы усвоили новую тему? 1)Перечислите причины Смуты в России? 2) Как народ воспринял весть о появлении «чудом спасшегося» царевича Дмитрия? 3) Назовите первый этап Смуты? 4) Как вы можете охарактеризовать Лжедмитрия? 5) В каком году произошло убийство Лжедмитрия, и новым царём был избран Василий Шуйский? 6) Назовите второй этап Смуты? (1606 - 1607) и какое название оно получило? (восстание Болотникова) Ну, вот ребята, мы с вами проверили, как вы усвоили тему. Следующие ученики получают за урок оценки…..подойдёте с дневниками. Откройте ваши дневники запишите дом.задание, параграф 8, прочитайте, выполните задание 5, начинайте заполнять таблицу, прочитайте источники на странице 93, ответьте на вопросы после документов. Спасибо за урок! До свидания!   Ученики следят по карте Ученики следят по карте Ученики смотрят Ученики смотрят портрет Ученики записывают первый этап смутного времени – 1604-1605 годы. Ответ учеников: нет, не был похож Ученики смотрят Ученики смотрят Ученики записывают Ученики следят по карте разорения страны во время правления Ивана IV, хозяйственной разрухи страны. Голод 1601-1603 годов. Гибели людей и всплеск миграции внутри страны. Пресечение законной династии. Противоречия между социальными группами населения. Возникали массовые народные волнения. Произошло ослабление центральной власти, происходила борьба между знатными боярскими фамилиями.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: