Эрик Фромм и практика любви

Вопрос 38.

__________________________________________________

(справка для общего развития БИОГРАФИЯ: Эрик Фромм - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. 1990-1980 гг. Родился в семье ортодоксального иудея. В Гейдельбергском университете изучал философию, социологию и психологию. В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете.)

____________________________________________________

Эрик Фромм в 1956 году написал книгу "Искусство любить. Практика любви".

Эрих Фромм с самого предисловия предупреждает нас, что ни любовь, ни его книга не предполагают инструкций чисто технического характера. «Любовь – не сентиментальное чувство, которое может испытать каждый», – пишет Э. Фромм. Способность переживать любовь тесно связана с уровнем развития личности, ее зрелостью и созидательной ориентацией.

Однако, он определяет любовь - как искусство и перечисляет определенные качества, которые должны быть у человека, чтобы овладеть любым искуством, и чтобы овладеть искусством любви, в часности.

Качества, нужные для овладения любым искусством:

· дисциплина

· сосредоточенность

· терпение

· заинтересованность в обретении мастерства в этом искусстве

· пример учителя

Качества, необходимые, для овладения искусством любви:

· преодоление собственного нарциссизма / объектизм

· вера (рациональная)

· отвага

· активность

Эрик Фромм говорит, что дисциплину, сосредоточенность и терпение нужно воспитывать не только в сфере любви. Они должны сопровождать всю жизнь человека.

Однако, они не должна приносить человеку страдания и дискомфорт. Возможно, в начале так и будет. Но дисциплина, сосредоточенность и терпение в любом занятии - не только в работе - в занятии любимым делом (хобби), в отдыхе, чтении книг, прослушивании музыки, просмотре фильма - если во все сферах жизни человека присутствуют эти три составляющие, то любое занятие бедт приносить комфорт и удовлетворение.

Сосредоточенность так же важно проявлять в разговоре с людьми. Эрик Фромм призывает разговаривать так, чтобы при разговоре переживать все то, о чем говорят люди. Отличая тем самым разговор от празной " болтовни ". То есть, тема разговора должна бытьь интересна, а судения и фразы собственные, а не шаблонные. Человек должен сам выносить суждения, а не повторять форматы и стереотипы данного общества.

Далее, он пишет, что " Нельзя научиться сосредоточенности, не умея чувствовать себя. " И дает пояснение - это значит понимать все свои чувства и понимать их причину.

Важным фактором так же является пример близкого человека: " в высшей степени важно для человеческого развития: обучение посредством простого присутствия зрелого, любящего человека. "

В восточной традиции учитель был не только, и даже не в первую очередь, источником информации, но в его функцию входило обучение определенным человеческим установкам.

Далее, Эрик Фромм рассматривает те качества, которые относятся непосредственно к "искусству любить".

Под нарцисцизмом, он понимает ситуацию, когда " человек воспринимает как реальность только то, что существует внутри него самого, явления же внешнего мира имеют для него реальность не сами по себе, а только с точки зрения их полезности или опасности для него. "

Я бы назвала это эгоцентризмом (прим. мое - можете не упоминать)

" Полюс, противоположный нарциссизму, это объективность; она представляет собой способность видеть людей и вещи как они есть, объективно, а также способность отделять эту объективную картину от картины, сформированной собственными желаниями или страхами человека. "

Т.е. любить можно только человека, каким он есть на самом деле, а не таким, каким мы хотим его видеть.

Часто люди не задумываются о том, что чувствуют другие, и как они видят ситуации. Люди не задумываются о субъективном восприятии мира других людей. Для них существуют только их субъективное восприятие мира. Часто это приводит к конфликтам в человеческих взаимоотношениях. Эрик Фром приводит примеры таких конфликтов:

· Как много родителей реагирует только на то, послушен ли их ребенок, доставляет ли он им радость, является ли он их гордостью, и так далее, вместо того, чтобы воспринять или даже заинтересоваться тем, что чувствует сам ребенок?

· Как много мужей считают своих жен тиранками только потому, что привычка к материнской снисходительности заставляет их воспринимать любое требование как ограничение собственной свободы.

· Как много жен считают своих мужей глупыми или неумелыми только потому, что они не соответствуют фантастическому образу блестящего принца, созданному ими в детстве?

" Способность думать объективно это разум. Эмоциональная установка, основанная на разуме, это смирение. Быть объективным, пользоваться собственным разумом возможно только при достижении установки на смирение, при избавлении от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны детству. "

Следующее качество - вера. Эрик Фромм различает иррациональную и рациональную веру.

Иррациональная вера по Фромму - это " вера (в человека или идею), основывающуюся на подчинении иррациональному авторитету ".

Рациональная вера - " это убежденность, которая имеет своим источником наш собственный опыт мысли и чувства ".

Для искусства любви необходима рациональная вера, основанная на непоколебимости наших ценностей (" фундоментальных установок " по ЭФ.)и ценностей любимых людей.

Неотделимо от веры - отвага.

" Чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск, готовность принять даже муки и разочарование. Кто дорожит безопасностью и спокойствием, как первостепенными условиями жизни, тот не может верить; кто ушел в глухую оборону, где средствами безопасности служат дистанция и собственность, тот сам делает себя узником. Чтобы быть любимым и любить, необходима отвага, отвага считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также отвага ради этих ценностей ставить на карту все ".

Следующее качество - активность.

" Активность означает не делание чего-то, а внутреннюю деятельность, созидательное использование своих сил. Любовь это активность; если я люблю, я нахожусь в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку "

Здесь Эрик Фромм так же говорит о скуке, которую нужно преодалевать для того, чтобы любить. " Не скучать самому и не давать скучать другим ".

Все эти качества, по мнению Эрика Фромма, необходимы, чтобы постичь искусство любить. И здесь нужно отметить, что под автор понимает по любовью. А именно - зрелые формы любви.

Незрелые формы любви характеризуются тотальной зависимостью, отсутствием собственной целостности и индивидуальности, их аналогом является биологическое единство матери и плода.

Зрелая любовь помогает человеку объединяться с другими людьми, сохраняя при этом самого себя и свою целостность. Способность любить предполагает самоотдачу и преодоление желания накоплять и эксплуатировать других. Кроме того, любовь предполагает заботу, уважение, ответственность и знание другого человека, «это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим».

Достичь зрелой формы любви, не влюбленности, не эгоистической любви, не плотской - по-настоящему сложно. Поэтому Эрик Фром и сравнил любовь с искусством, которому надо учиться и постоянно совершенствовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: