Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Назовите имена изображенных ниже святых и укажите время их жизни.

Имя святого            
Время жизни            
День памяти 3 мая 10 июля     10 февраля  

2. Используя жития святых, составьте краткий рассказ об одном из них.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Имена каких святых, подвизавшихся в Киево-Печерской Лавре, вы знаете?

Кривую D в экономической литера­туре называют кривой спроса. Проеци­руя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при измене­нии цены. QD = a- b . Р

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сфор­мулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышает­ся (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребите­ля и его спрос при изменении цен на товары.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя.

В ситуациях с покупкой нор­мальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокаче­ственные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низ­кокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противопо­ложных направлениях.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - по­вышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потреб­ления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена.

Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар ста­новится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная ка­тегория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый поку­патель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображе­ний (так называемый эффект Веблена1).

Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут сме­щаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спро­са, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобре­тать большее количество данного товара.

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки произ­водства.

 
 

В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1 и цена Р1, выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия). Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равен­ство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения приве­ли к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имею­щегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рын­ке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене дру­гих товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в рав­новесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка

В точке равновесия экономи­ческое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, дол­жны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

- Эластичность спроса и предложения

Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количе­ство проданного товара, или произведению PxQ. На рис. 5.6а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопро­вождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном сниже нии цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент элас­тичности спроса в зависимости от цены (/Г) представляет собой отно­шение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 5.6а), мы гово­рим о единичной эластичности спроса (ED = 1). Когда снижение цены вы­зывает меньший рост спроса (рис. 5.66), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической тео­рии принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не при­нимая во внимание знак «минус».

Коэффициент перекрест­ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товару:

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

где Г - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, D Q - величина спроса, а - доход покупателей.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля.

Эластич­ность предложения - это показатель относительного изменения предлага­емого на рынке количества товара в соответствии с относительным изме­нением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Е > представляет собой отношение изменения предложения к вызвавше-му его изменению цены:


Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложе­ние этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равно­весия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 5.9а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой элас­тичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увеличивает цену рав­новесия до Р2

В условиях краткосрочного равновесия (рис. 5.96) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение не­сколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, посколь­ку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Q3 а цена равновесия P3 становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Вы­сокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4 а цена равновесия еще более снизилась.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гиб­кости цены, которая может быть определена как величина, обратная элас­тичности. Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену.

Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: