План-конспект урока
Тема: Плауны. Хвощи.
Цель: Изучить особенности внешнего строения хвощей и плаунов, а также особенности их размножения и значение в природе.
Задачи: 1. Образовательные:
· познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения хвощей и плаунов и особенностями его размножения
· обеспечить усвоение следующих понятий: спороносные колоски, антеридии, архегонии, спорофит, гаметофит, заросток
2. Развивающие:
· развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
· содействовать развитию навыков самостоятельной работы
· содействовать формированию умения работать с рисунками и текстом учебника
3. Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к флоре родного края
Тип урока: комбинированный урок
Методы и методические приёмы:
1. Словесные (беседа, рассказ)
2. Наглядные (демонстрация динамического рисунка)
Оборудование: гербарий, таблица.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Проверка домашнего задания (10 мин)
|
|
3. Изучение нового материала (20 мин)
4. Закрепление изученного материала (10 мин)
5. Домашнее задание (1 мин)
6. Подведение итогов(2 мин)
Содержание урока | Методы и методические приемы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент
Приветствие учащихся и проверка отсутствующих на уроке.
2.Проверка домашнего задания
Давайте перед изучением новой темы вспомним основные особенности строения и размножения мхов.
Вставьте пропущенные слова:
“Тело мхов разделено на … и … Функцию корней выполняют… Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских гаметофитах в особых органах – … -образуются…, в мужских – антеридиях – …. Оплодотворение возможно только при наличии … В результате оплодотворения образуется… Из зиготы начинает развиваться… Внутри коробочки созревают…Споры,попадая во влажную среду, прорастают в … Из протонемы формируется…. В жизненном цикле мхом преобладает… ”
Ответ: стебель, лист, ризоиды, спорофита и гаметофита, архегониях, яйцеклетки, сперматозоиды, воды, зиготы, коробочка на ножке, споры, протонему, новое растение, спорофит.
3.Изучение нового материала
Плауны — многолетние травянистые растения. Это одна из наиболее древних дошедших до нас групп высших растений. Правда, в современной флоре плауновидные представлены небольшим числом родов и видов, которые не играют существенной роли в формировании растительного покрова – своего расцвета эти растения достигали около 300 млн. лет назад – в конце палеозойской эры.
Для стеблей плаунов характерно верхушечное ветвление. На них располагаются узкие зеленые листочки. У плаунов, в отличие от мхов, имеются корни. В стебле и листьях, помимо покровной, механической и основной тканей, есть хорошо развитая проводящая ткань. Она представлена типичной флоэмой и состоящей из трахеид ксилемой.
Особенности размножения плаунов рассмотрим на примере плауна булавовидного. Это обычное растение наших лесов.
Размножение плауна булавовидного.
Схема на доске:
Хвощи — очень древняя и своеобразная группа растений. Современные хвощи — многолетние травянистые растения. В почве у них имеется корневище, от которого отходят придаточные корни и надземные побеги. Стебли хвощей имеют членистое строение. Боковые ветви, если они есть, отходят от узлов мутовками. Листья превратились в пленчатые образования и также располагаются мутовками. Основания листьев срослись между собой, а листовые пластинки превратились в небольшие зубчики. Листья потеряли способность к фотосинтезу, поэтому эту функцию выполняет стебель.
Эпидермис стеблей пропитан кремнеземом, что придает ему жесткость. В стебле имеются механическая, основная и проводящая (ксилема и флоэма) ткани. Ксилема так же, как у плаунов, образована трахеидами.
Размножение хвощей во многом сходно с размножением плаунов. Поэтому давайте теперь составим схему на доске.
Спорофит – спороносные колоски – спороносный листочек - спорангий – споры – заросток – яйцеклетка + сперматозоид – зигота – молодое растение
А теперь давайте составим небольшую табличку и сравним между собой мхи, хвощи и плауны и увидим что нового появляется у плаунов и хвощей по сравнению с мхами.
Таблица
А теперь давайте узнаем значение плаунов и хвощей в природе. Для этого откройте учебники на стр.127
Современные плауны и хвощи — это остатки когда-то большой, но сейчас практически вымершей группы растений. До наших дней дошло немногим более 1000 видов плаунов и около 30 видов хвощей. На территории Беларуси в настоящее время встречается лишь по 8 видов плаунов и хвощей. Наиболее обычными видами плаунов в Беларуси являются плаун годичный и плаун булавовидный. Многие виды хвощей являются злостными сорняками (например, хвощ полевой и хвощ луговой). Массовое развитие хвощей на пашне является свидетельством того, что почву на этом участке необходимо известковать. Это связано с тем, что большинство хвощей предпочитает кислые почвы. Три вида плаунов (баранец обыкновенный, плауночек заливаемый и полушник озерный) и хвощ большой — охраняемые растения. Практическое значение плаунов и хвощей невелико. Некоторые виды плаунов и хвощей являются лекарственными растениями. Остатки вымерших плаунов и хвощей сыграли важную роль в образовании запасов каменного угля на нашей планете. В настоящее время эти растения не имеют важного значения в формировании современного растительного покрова планеты. 4.Закрепление изученного материала А теперь давайте выполним несколько заданий, чтобы закрепить материал. Вопросы: 1. Какие вегетативные органы имеются у плаунов и хвощей? 2. Назовите основные ткани плаунов и хвощей? 3. Чем отличаются плауны и хвощи от мхов? 4. Назовите органы полового размножения сфагнума?
5. Что собой представляет спорофит у хвощей и плаунов? А гаметофит? 6. Какое поколение преобладает в жизненном цикле плаунов и хвощей? 7. Какую роль играют хвощи и плауны в природе? Кроссворды:
Вопросы: 1. Какое поколение преобладает в жизненном цикле плаунов? 2. Как называется процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида? 3. Чем представлен гаметофит у плаунов? 4. Остатки плаунов и хвощей сыграли важную роль в формировании этого полезного ископаемого. 5. Назовите мужские органы полового размножения?
Вопросы: 1. Назовите женские органы полового размножения? 2. Назовите одну из тканей, присутствующую у хвоща? 3. Что образуется в результате слияния яйцеклетки со сперматозоидом? 4. Чем представлен корень у хвоща? 5.Домашнее здание Параграф 41, вопросы после параграфа на стр.128 6.Подведение итогов Итак, в ходе нашего урока мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения хвощей и плаунов, с особенностями их размножения и узнали о их значении в природе. | Беседа Беседа фронтальная Рассказ Динамический рисунок на доске Рассказ Схема на доске Беседа Работа с учебником Беседа фронтальная Беседа |