Воспоминаний ли мятежных

II. Проверка домашнего задания

I. Организационный момент

Ход урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Учитель: Давайте сейчас вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Класс отвечает на вопрос

Учитель: Кто прочитал этот роман, поднимите свои руки.

Класс отвечает на вопрос

Учитель: Перескажите, пожалуйста, его в общих чертах.

Класс отвечает на вопрос

Учитель: Кто может нам рассказать краткую творческую историю «Евгения Онегина»?

Класс отвечает на вопрос

(Время создания романа: май 1823 - октябрь 1831 года. Первое упоминание о нем находим в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Работа над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы - кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические тенденции. Пушкин писал роман более 7 лет и публиковал его отдельными главами. Первоначальный замысел романа за это время менялся. В набросках общего плана романа значилось девять глав. Кроме того, тогда же в Болдино Пушкин писал и десятую главу «Евгения Онегина» - своеобразную историческую хронику предекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф). В канонический текст 10 глава не входит).

III. Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Учитель: Давайте запишем тему урока и основные вопросы, которые мы с вами должны будем разобрать.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Творческая история. Композиция романа. Система образов. Онегинская строфа.

Вопросы:

1. Роман «Евгений Онегин» и его время. Лиро-эпический жанр произведения.

2. Композиция и сюжет «Евгения Онегина», система его образов.

3. «Онегинская строфа».

Учитель: В.Г. Белинский назвал «Онегина» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного светского молодого человека Евгения и судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в.

Читая роман, мы понимаем, что он является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой - персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. Рассказывая о герое, автор все время выглядывает из-за его плеча, напоминая читателю о том, кто рассказывает.

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза - гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. И сразу вопрос классу: чем Онегин выделяется среди остальных героев романа?

Класс отвечает на вопрос

(Образ Евгения Онегина открывает целую галерею «лишних людей». Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.)

Учитель: Как вы понимаете выражение «лишние люди»?

Класс отвечает на вопрос

Учитель: Назовите мне остальных героев романа?

Класс отвечает на вопрос

(Владимир Ленский, Татьяна Ларина, Ольга Ларина, Автор)

Учитель: В художественном отношении все герои в романе едва ли не равноправны. Во всяком случае, их роль никогда не бывает ни второстепенной, ни подчиненной. Они существуют в художественной системе произведения как бы параллельно, с достаточной долей независимости. Стремление Пушкина как можно шире показать исторические типы и через них живую, многообразную и многоголосую историческую эпоху обуславливает наличие в романе большого количества так называемых эпизодических персонажей.

Сюжет «Евгения Онегина» необыкновенно прост, если не сказать банален. В романе представлены всего две сюжетные линии. Кто решится их назвать?

Класс отвечает на вопрос

(Онегин – Татьяна, Владимир-Ольга, Онегин – Ленский, то есть любовная и линия дружбы.)

Учитель: Запишите их в свои тетради. В романе отсутствует традиционная развязка – герой не приведен автором ни к смерти, ни к свадьбе, он покинут в злую для него минуту. Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для него важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него. Затем происходит дуэль между Онегиным. При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого. Запишите этот термин в тетради. Прием кольцевой композиции раскрывает перед читателем кризис души Онегина. Он смотрит на жизнь глазами Татьяны – «смиренной девочки». Ее переживания, которые тогда казались ему смешными, теперь являлись предметом его жизни. Эти переклички показывают изменения, происходящие в характере Онегина. В чем это выражается, кто мне объяснит?

Класс отвечает на вопрос

(В первой главе Евгений впервые появляется в свете, затем покидает его и образовавшееся свободное время не занимает ни сочинительством, ни чтением. В последней главе читатель вновь замечает Онегина в высшем свете. Но свое затворничество он способен с большим толком разнообразить чтением и творчеством. Евгений научился читать «духовными глазами», «меж печатными строками», «чуть не сделался поэтом».)

Учитель: Также возвращение в прошлое позволяет нам сопоставить два образа Татьяны: как деревенской девушки и как светской дамы. Читатель наблюдает внутреннюю эволюцию жизненных позиций героини, ее взросление, способность контролировать свои эмоции, быть сдержаннее. Но в то же время это обличает несостоятельность ее образа. Татьяна, как и прежде, оказывается не в силах понять Онегина. Докажите мне верность этого факта.

Класс отвечает на вопрос

Учитель: Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим. Также лирические отступления делают возможным использование в романе инверсии. Автору важно был изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения.

Как я уже говорила, сюжет романа строится на истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Следовательно, завязкой сюжета будет их первая встреча в доме Лариных, куда Онегин попадает случайно: он захотел посмотреть на Ольгу, «предмет любви» Ленского. Первая встреча Онегина и Татьяны происходит в третьей главе. Значит, первые две главы романа являются экспозицией сюжета, где автор подробно рассказывает о двух главных героях: об их родителях, родственниках, воспитателях, их любимых занятиях, характерах, привычках. А что, на ваш взгляд, является кульминацией сюжета?

Класс отвечает на вопрос

(Кульминацией сюжета является объяснение Онегина и Татьяны в саду, когда герой равнодушно отказывается от любви необыкновенной девушки, а Татьяна теряет все надежды на счастье. Позже, приобретя богатый опыт в «вихре» светской жизни, героиня поняла, что Евгений обошёлся с ней благородно, и оценила этот поступок.)

Учитель: Это первая кульминация сюжета, но есть и вторая. Кто мне ее назовет?

Класс отвечает на вопрос

(Второй кульминацией становится объяснение главных героев в Петербурге через несколько лет после первого. Теперь Татьяна, блестящая светская дама, продолжая любить Онегина, отказывается ответить на его пламенную страсть и скандальное предложение, и теперь Онегин, в свою очередь, теряет надежду на счастье.)

Учитель: Помимо главной сюжетной линии — истории любви Онегина и Татьяны — Пушкин разворачивает побочную сюжетную линию — историю дружбы Онегина и Ленского. Здесь присутствует завязка: два молодых образованных дворянина, оказавшись в деревенской глуши, быстро знакомятся друг с другом. Если мы будем выстраивать сюжетную линию дружбы, что в ней будет являться кульминацией и развязкой?

Класс отвечает на вопрос

(Кульминация романа — это поведение Онегина на именинах Татьяны (его кокетство с Ольгой), развязка романа - дуэль приятелей и смерть Ленского. Последнее событие является одновременно кульминацией, так как заставило Онегина, кажется первый раз в жизни, «содрогнуться»)

Учитель: В романе присутствует ещё одна побочная сюжетная линия, какая?

Класс отвечает на вопрос

(Это история любви Ленского и Ольги. В ней автор опускает завязку, лишь упоминает вскользь, что нежное чувство родилось в сердцах молодых людей уже давно. Кульминацией в этой истории любви является бал на именинах Татьяны, когда характер Ольги раскрывается вполне: тщеславная, самолюбивая и пустая кокетка, она не понимает, что своим поведением оскорбляет жениха. Смерть Ленского развязывает не только сюжетную линию дружбы, но и историю его короткой любви.)

Учитель: Из всего сказанного выше понятно, что и главная, и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто, однако сама композиция романа чрезвычайно сложна. Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них — довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. В них Пушкин подробно описывает становление характеров главных героев — Онегина и Татьяны. Вторая особенность — основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остаётся на месте, потрясённый её словами. А дальше…

...шпор внезапный звон раздался,

И муж Татьянин показался...

Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застаёт Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернётся сюжет дальше? Пушкин ничего не объясняет.

Вы говорите справедливо,

Что странно, даже неучтиво

Роман не конча прерывать,

Отдав его уже в печать,

Что должно своего героя

Как бы то ни было женить,

По крайней мере уморить...

Из приведенных строк следует, что решение прервать роман было у Пушкина вполне осознанным. Что же даёт такой непривычный финал для осмысления содержания произведения?

Класс отвечает на вопрос

(Муж, родственник и друг Онегина, увидев героя в комнате жены, может вызвать его на дуэль, а дуэль, перевернувшая всю его жизнь, у Онегина уже была. Иными словами, Онегин буквально оказывается в замкнутом круге событий; не только история его любви строится по принципу «зеркального отражения», но и его отношения с друзьями. У романа нет конца, то есть он построен по кольцевой композиции: действие начинается и обрывается в Петербурге, весной, герой так и не обретает любовь, в очередной раз пренебрегает дружбой (ухаживает за женой друга). Такое композиционное построение удачно соответствует главной идее романа: показать безысходную, никчёмную жизнь заглавного героя, который сам страдает от своей ненужности, но не может выбраться из замкнутого круга пустой жизни, найти себе серьёзное занятие.)

Учитель: Третьей особенностью композиции является наличие в романе нескольких сюжетных линий. Четвёртой особенностью композиции является наличие вставных эпизодов, которые прямо не связаны с развитием сюжета: сон Татьяны, стихи Ленского, песня девушек и, конечно, многочисленные лирические отступления. Запишите эти четыре особенности композиции в свои тетради.

Подводя итог, отметим, что роман «Евгений Онегин» в истории русской литературы был новаторским и сточки зрения описания жизни (реалистическое изображение действительности), и сточки зрения создания характера заглавного героя (образ пушкинского современника, «лишнего человека»). Глубокое идейное содержание выразилось в оригинальной форме: Пушкин применил кольцевую композицию, «зеркальное отражение» -повторение главных сюжетных эпизодов, опустил финальную развязку. Иными словами, получился «свободный роман».

Построение «Евгения Онегина» нельзя назвать логически безупречным. Автор очень точно назвал своё произведение «собранье пёстрых глав» (вступление): в нём отразилась реальная жизнь, устроенная не по строгим законам логики, а, скорее, по теории вероятности. Однако роман, следуя за реальной жизнью, не потерял ни динамичности, ни художественной цельности, ни законченности.

Для своего романа в стихах Пушкин придумал особую, очень сложную для исполнения и очень простую для читательского восприятия строфу, ее позже стали называть «онегинской». Этой строфой написан почти весь роман. Она состоит из 14 строк, написанных четырехстопным ямбом, которые рифмуются друг с другом в строгой последовательности. Чтобы нагляднее представить себе устройство строфы, надо пронумеровать ее строки.

1. Кто б ни был ты, о мой читатель,

2. Друг, недруг, я хочу с тобой

3. Расстаться нынче как приятель.

4. Прости. Чего бы ты за мной

5. Здесь не искал в строфах небрежны х,

7. Отдохновенья ль от трудов,

8. Живых картин иль острых слов,

9. Иль грамматических ошибок,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: