Двухэтапный конкурс
Закрытый конкурс
Открытый конкурс
o это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик информирует о проводимом конкурсе путем открытой публикации извещения о проведении конкурса. Открытый конкурс предусматривает возможность представить свои конкурсные предложения всем заинтересованным претендентам.
Особенности закрытого конкурса:
o проводится в случае, если информация о закупаемых товарах может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты;
o его проведение ограничено количеством лиц, которые могут претендовать на получение заказа;
o на организаторов конкурса возлагаются обязательства согласования его проведения с вышестоящим органом;
o приглашение к участию в закрытом конкурсе не подлежит размещению в средствах массовой информации;
o количество участников на момент оценки должно быть не менее двух. Участники закрытого конкурса не допускаются к процедуре вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;
|
|
o сведения о результатах закрытого конкурса не публикуются в открытой печати и не представляются участникам.
В остальном, закрытый конкурс проводится в порядке, установленном Положением в отношении открытого конкурса.
проводится в случаях, если:
- невозможно определить характеристики товаров, составить их подробные спецификации;
- требуется проведение научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
- заказчик принял решение о проведении предварительной квалификации участников.
Двухэтапный конкурс включает следующие этапы:
o Первый - запрос у потенциальных поставщиков предварительных конкурсных предложений, касающихся технических, качественных или иных характеристик закупаемых товаров, договорных условий их поставки; определение участников, соответствующих квалификационным требованиям.
o Второй - внесение заказчиком изменений и/или дополнений в конкурсные документы по результатам первого этапа и запрос окончательных конкурсных предложений у участников, прошедших первый этап. Особенностью проведения данного конкурса в сравнении с международными требованиями является совмещение в двухэтапном конкурсе двух конкурсов: двухэтапного и открытого с предквалификацией.
Двухэтапный конкурс может быть открытым и закрытым.
Запрос ценовых предложений
o способ выбора поставщика, при котором победителем признается поставщик, предложивший наименьшую цену ценового предложения;
o количество участников (в отличие от конкурсных процедур) должно быть не менее трех.
Оформление конкурентного листа
|
|
o выбор победителя осуществляется посредством сбора информации о цене за единицу продукции не менее чем у 3 поставщиков;
o данная процедура не требует разработки задания, обязательного опубликования приглашения к участию и создания комиссии.
Закупка из одного источника
o процедура закупки, при которой заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику;
o заказчикам, находящимся в подчинении вышестоящего органа, позволяет проводить централизованные закупки однородных товаров. Централизованные закупки могут осуществляться уполномоченной организацией или одним из заказчиков;
o обязательное установление соглашения между заказчиками, заказчиками и уполномоченным органом в отношении прав, обязанностей, ответственности, порядка проведения совместных торгов;
o каждый заказчик самостоятельно заключает договор в форме государственного контракта с победителем совместных торгов, которые проводились совместно с другими заказчиками или для него и других заказчиков одним или несколькими уполномоченными органами совместно.
Характеристика процедур закупок в соответствии с указом Президента Республики Беларусь № 618 приведена в табл.
Таблица – Характеристика процедур закупок (в соответствии с указом Президента Республики Беларусь № 618)
Наименование процедур | Ориентировочная стоимость закупки | Кол-во участников | Наличие задания и графика | Публикация | Квалификация участников | Комиссия | Справка |
Конкурсы: - открытые; открытые двуэтапные | от 8000 базовых величин | не менее двух | задание, график | открытая публикация в бюллетене (обязательна) | участники, победитель | конкурсная комиссия, протоколы | обязательна |
Конкурсы: - закрытые; закрытые двуэтапные | от 8000 базовых величин | не менее двух | задание, график | индивидуальные приглашения | участники, победитель | конкурсная комиссия, протоколы | обязательна |
- запрос ценовых предложений | от 1000 до 8000 базовых величин | не менее 3 | задание | открытая публикация или индивидуальные приглашения | победитель, участники по усмотрению | ценовая комиссия, протокол | обязательна |
- оформление конкурентного листа | - от 30 до 1000 базовых величин | не менее 3 | - | не требуется | победитель по усмотрению заказчика | по усмотрению заказчика | - |
- закупка из одного источника | - от 30 базовых величин и выше | - | задание | не требуется | победитель по усмотрению заказчика | по усмотрению заказчика | - |
3. Подготовка к проведению государственных закупок в организации
Заказчик ежегодно до 1 марта формирует и утверждает годовой план закупок с учетом средств, выделенных ему для этих целей.
В годовом плане закупок указываются:
o полное наименование и место нахождения заказчика;
o перечень и объемы товаров (работ, услуг);
o источник финансирования закупки;
o ориентировочные сроки осуществления закупок.
o После утверждения годового плана заказчик в течение 7 дней направляет его для размещения в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и на сайте в сети «Интернет» информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
o При закупках товаров за счет местных бюджетов облисполкомы и Минский горисполком вправе самостоятельно определять дополнительные печатное издание и сайт.
В процессе подготовки к процедуре закупки заказчик на основании годового плана разрабатывает и утверждает задание на закупку.
Задания подлежат:
o согласованию с Президентом РБ - при осуществлении закупок стоимостью 500 000 базовых величин и более;
o согласованию с Советом Министров РБ - при осуществлении закупки от 200 000 до 500 000 базовых величин;
|
|
o согласованию с комиссией по повышению конкурентоспособности экономики - в случае закупки с применением конкурсов по перечню, утвержденному Советом Министров РБ, облисполкомами или Минским горисполкомом;
o научно-технической экспертизе в НАН Беларуси - при приобретении высоких технологий и дорогостоящего оборудования.
В задании на закупку, утверждаемом руководителем заказчика, должны указываться:
o наименование и количество (объем) подлежащих закупке товаров и при необходимости требования к каждому из них;
o ориентировочная стоимость закупки;
o источник финансирования закупки;
o вид процедуры закупки и обоснование его выбора;
o критерии для выбора наилучшего предложения (конкурсного, ценового) и поставщика (подрядчика, исполнителя);
o информация о допуске юридических и физических лиц к участию в процедуре закупки по государственной принадлежности и происхождению предлагаемых ими товаров;
o комиссия, структурное подразделение и (или) ответственное лицо из состава персонала заказчика, на которых возлагается проведение процедуры закупки.
Заказчик создает постоянно или временно действующую конкурсную (ценовую) комиссию - рабочий орган конкурсного процесса.
o В состав конкурсной комиссии должно входить не менее 5 человек, в состав ценовой - не менее трех.
o В нее входят юрист, специалист по предмету закупки и при необходимости - специалисты соответствующего профиля других организаций.
o Конкурсная комиссия (кроме республиканских) осуществляет функции, связанные с проведением конкурсного процесса по закупке товаров, работ и услуг, начиная с процедуры вскрытия конвертов с конкурсными предложениями и заканчивая выбором победителя (победителей).
Заказчик разрабатывает конкурсную документацию и предоставляет ее претендентам.
o Заказчик, организатор конкурса вправе взимать плату с участников конкурса за предоставление конкурсной документации.
o Приглашения на участие в процедурах закупок или предквалификацию, другие документы по закупкам формулируются на русском или белорусском языках и дополнительно на любом языке или языках, принятых в международной торговле.
|
|
В процессе разработки конкурсной документации заказчик должен решить ряд вопросов:
o О допуске к участию в процедурах закупок юридических и физических лиц.
o О проведенииоценки квалификационных данных участников на основании квалификационных требований, учитывающих экономическое, финансовое положение участника и его технические возможности справиться с контрактом.
o О выборе критериев и способов оценки конкурсных предложений.
o О требовании представления конкурсного обеспечения.
o О разработке графика проведения конкурса.