Астана, 2011 г

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По эпидемиологии Epi 5222

Для специальности 051102 - «Общественное здравоохранение» (бакалавриат)

Лекции: 30 часов

Курс: 5

Семестр: IX-X

Составитель: доцент, к.м.н. Имамбаева Г.Г

Лекция №1

1. Тема: «Эпидемиология как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. Цель, задачи, предмет и методы исследования».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемиологии, понятие об эпидемическом процессе.

3. Тезисы лекции:

Инфекционные болезни были известны еще с древности, называли их «моровыми болезнями». Жестокие эпидемии оспы, холеры, проказы, чумы, приобретая исключительно большие размеры, уносили миллионы человеческих жизней. Описание клиники инфекционных болезней можно найти в трудах Гиппократа и Авиценны (Абу Али ибн Сина). Первоначально инфекционные заболевания связывали с «миазмами»- ядовитыми испарениями воздуха. Значительно позже появилось учение врача Д.Фракасторо (1478-1553) о контагиях, считавшем, что причина болезни находится в теле больного и передается здоровому при соприкосновении и посредством различных предметов. Им также была впервые затронута проблема о специфичности возбудителя.

Дальнейшие исследования о развитии контагиозных болезней были продолжены в работах русского ученого Д.С.Самойловича (1744-1805), который считал, что возбудителем инфекционных заболеваний являются мельчайшие живые существа. Им впервые в России применяются дезинфицирующие средства. В конце века Э.Дженнер (1749-1823) проводит в Англии первую вакцинацию против оспы.

Истинное научное представление об инфекционных болезнях связано с появлением крупнейших бактериологиологических открытий в начале ХIХ века. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова, Р.Коха, Д.И.Ивановского легли в основу микробиологии и иммунологии. Созданные Л.Пастером вакцины против сибирской язвы, бешенства открыли новую эру в борьбе с инфекциями. Успехи микробиологии способствовали окончательному выделению инфекционных болезней в самостоятельную дисциплину.

Большой вклад в изучение инфекционной патологии внесли такие ученые как С.П.Боткин, М.Я.Мудров, Н.П.Васильев, Н.Ф.Филатов, Н.К.Розенберг, Н.Я. Чистович (один из основоположников клиники инфекционных болезней как научной дисциплины и предмета преподавания). Крупные достижения в развитии эпидемиологии принадлежат Д.К.Заболотному, Л.В.Громашевскому, М.И.Соловьеву, Е.Н.Павловскому.

В ХХ столетии медицина добилась значительных успехов в борьбе с инфекционными заболеваниями. Достижения науки и техники способствовали разработке и совершенствованию методов диагностики, лечения и профилактики многих инфекционных заболеваний. Огромное значение в изучении этиологии, патогенеза, клинической картины и лечения инфекционных болезней имеют работы клиницистов советского периода - Г.П.Руднева, К.В.Бунина, А.Ф.Билибина, В.И.Покровского, Е.П.Шуваловой, А.Ф.Блюгера, С.Н.Соринсона, К.М.Лобана.

Из казахстанских ученых, внесших достойный вклад для науки и практики в области инфектологии, следует назвать И.К.Каракулова, Н.Д.Беклемишева, Т.И.Дмитровскую, И.Л.Касаткину, Е.С.Белозерова, К.Б.Курманову, Л.А.Муковозову, С.А.Амиреева, К.А.Жуманбаева., Е.А.Огай и др.

В настоящее время эпидемическая ситуация по инфекционным болезням во всем мире, продолжает оставаться тревожной. По данным ВОЗ среди причин смертности инфекционные заболевания занимают 3-е место в мире после сердечно-сосудистой и онкологической патологии.

В Республике Казахстан неблагополучна обстановка по многим инфекционным заболеваниям. Сохраняется высокий уровень заболеваемости бруцеллезом, геморрагическими лихорадками, острыми кишечными инфекциями. Принимая во внимание, что 40% территории нашей республики считаются природно-очаговыми по чуме, регистрируются случаи заболевания людей. ВИЧ-инфекция, туберкулез и вирусные гепатиты В и С также являются актуальной проблемой для нашего региона, так как данные инфекции, являясь гемоконтактными, тесно связаны с наркоманией, которая приобрела во всем мире характер эпидемии.

Вот почему важная роль в борьбе с инфекционными заболеваниями отводится медицинской сестре, так как она является главным исполнителем лечебных и противоэпидемических мероприятий у постели больного.

Термин «эпидемиология» происходит от греческих слов epi (на) + de­mos (народ) + logos (наука), обозначая, таким образом, науку о том, что распространено среди народа, т. е. что с ним происходит.

Основоположником науки эпидемиологии считается Гиппократ. До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др. В. А. Башенин в своем учебнике по обшей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиоло­гии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгля­ды Гиппократа». Со времен Гиппократа, т. е. около 2400 лет назад, под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, кото­рые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы.

Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись ре­зультатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Еще в древности возникли две теории развития эпидемии. Первая тео­рия, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ — миазмов, находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии, при которой невозможно проследить заразность больного — непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).

Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий являет­ся распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точ­ку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Те-ренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum» По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка пре­допределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на оче­видной заразности больных при имевших в те времена широкое распро­странение нозоформах, таких как чума, оспа и некоторые другие. В эпоху Возрождения контагион истекая гипотеза получила развитие в трудах ита­льянского врача Фракасторо (1478—1553). Он опубликовал книгу «Siphi-lides Libris III» (откуда и название болезни — сифилис), в которой сфор­мулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в по­нимании сути эпидемий. Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович (1724—1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий

Эпидемиология – это общемедицинская наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа особенностей ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, и использующая эти данные для разработки способов профилактики и ликвидации заболеваемости. Из этого определения понятны предмет и задачи эпидемиологии.

Метод эпидемиологии – это комплексный подход к изучению эпидемического процесса, который включает в себя:

1) Эпидемиологическое обследование:

2) Сравнительно-эпидемиологическое описание.

3) Эксперимент

Л.В.Громашевский определил эпидемиологию как науку о закономерностях эпидемического процесса. Предмет изучения эпидемиологии – эпидемический процесс – сложное социально-биохимическое явление.

Эпидемический процесс – это цепь непрерывных, следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных форм, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эпидемических очагов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства.

4. Иллюстративный материал: презентации, плакаты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: