Илл. 112. Учебное пособие по русскому языку как иностранному «Ты за или против?». Задание на материале ответов справочной службы портала «Грамота.ру»
6.4. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ
Одним из существенных преимуществ в использовании прикладных программ является то, что часть из них является стандартным программным обеспечением, установленным на всех компьютерах, и поэтому для работы с ними может и не потребоваться специализированный компьютерный класс. Дополнительным условием работы с такими программами должно стать наличие компьютерных словарей и возможность использования интерфейса на изучаемом языке.
Текстовый редактор. Этот вид прикладных программ легче всего включить в процесс обучения языку и использовать его как для занятий под руководством преподавателя на уроке, так для внеаудиторной работы. Современные возможности редакторов — от проверки орфографии, грамматики, пунктуации, стиля, подбора синонимов и автоматической подготовки рефератов до совместимости с другими программами, в том числе с компьютерными словарями -позволяют использовать программы этого типа для выполнения самых разных видов письменных рабоч.
|
|
Например, используя пункт меню «статистика», учащиеся всегда могут контролировать количество знаков и слов в подготовленном ими тексте. Это важно для экзаменационных письменных работ, поскольку в требованиях к международным экзаменам по иностранному языку оговаривается необходимое количество слов в письменных высказываниях.
Функцию «найти» можно использовать для семантизации лексики в контексте. Ученикам дается задание найти в электронном тексте (статье, учебном тексте, сценарии, художественном произведении) незнакомую лексическую единицу и попытаться догадаться о ее значении на основании контекста, в котором она встречалась, а затем проверить себя с встроенного тезауруса (подпункт меню «язык») или компьютерного словаря.
С помощью функций «найти» и «заменить», а также «тезаурус» выполняются разнообразные задания на трансформацию текста -от замены личных местоимений и видо-временных форм глаголов до лексических и грамматических конструкций, характерных для того или иного стиля письма.
Работая с блоками текста, можно легко восстанавливать нарушенную последовательность изложения и корректировать структуру текста. Текст может быть также сжат, представлен в виде конспекта и, наоборот, развернут благодаря включению необходимых связующих конструкций. Кроме того, возможность автоматического создания краткого реферата текста позволяет использовать такой реферат в качестве материала для подобных упражнений.
|
|
Использование шаблонов документов различных типов и жанров: факсов, писем, резюме и др., предоставляемых редактором, дает возможность создавать на их основе собственные документы.
Работая с редактором текста, можно широко применять одно- и двуязычные электронные словари, а в качестве источников текстовых материалов — компьютерные энциклопедии, различные электронные издания. Например, уже упоминавшаяся программа «Business Letter Writer» содержит образцы деловых документов на английском языке, Оксфордский англо-русский словарь (Oxford Russian Dictionary, 1997) — образцы деловых и частных писем на русском и английском языках и т.д.
В том случае, если учащиеся не создают своего текста и не работают с готовым текстом или шаблоном, преподаватель должен подготовить файл с необходимым текстом или его фрагментом. Файл может содержать следующее:
• текст документа с какими-либо нарушениями норм (ъ логике изложения, использовании знаков препинания, употреблении прописных букв, стиле и т.п.). Задача учащихся откорректировать текст в соответствии с принятыми нормами;
• текст, в котором нужно в соответствии с существующими в изучаемом языке нормами оформить сноски к выделенным словам и создать библиографический список;
• текст, содержащий последовательность выполнения каких-либо операций. Вводя с клавиатуры необходимые связующие слова, учащиеся создают на основе данной последовательности текст-инструкцию;
• текст устного выступления, который необходимо оформить таким образом, чтобы были выделены: смысловые блоки; ключевые слова; слова, несущие дополнительную смысловую нагрузку; фрагменты текста, требующие замедления темпа речи и т.д. Каждый смысловой блок может начинаться с новой строки; ключевые слова выделяются жирным шрифтом; слова с дополнительной смысловой нагрузкой печатаются жирным шрифтом прописными буквами; фрагменты текста, требующие замедления темпа речи, можно отделить пробелами или напечатать вразбивку и т.п. Удобно, когда кроме файла с текстом задания учащиеся также получают файлы, содержащие ключи для каждого этапа работы. В окончательном виде текст устного выступления может выглядеть так, как это представлено в одном из примеров в пособии «Presenting in
English» (Powel, 1995: 36):
Освоив эти приемы, учащиеся могут использовать их самостоятельно для подготовки текстов собственных выступлений.
Описанные примеры показывают, что задания с использованием текстового редактора могут быть очень разнообразными и включаться в работу на различных этапах обучения. Много интересных примеров использования текстового редактора можно найти в пособии по развитию навыков письменной речи "Beginning to Write»
(Brooks, Grundy, 1998).
Электронные таблицы и базы данных. Прикладные программы этих двух типов ориентированы на применение компьютера как вспомогательного средства, позволяющего автоматически осуществлять вычисления, сортировать имеющуюся информацию. В процессе обучения языку они будут использоваться так же, как и в реальной жизни.
Задания с использованием электронных таблиц требуют работы преимущественно с цифровой информацией. Кроме того, на основе имеющихся данных можно создавать всевозможные графики и диаграммы, которые используются в качестве наглядных материалов при изучении отдельных тем. Примером использования электронных таблиц служит задание «Планируем путешествие», описанное в ресурсном пособии по использованию компьютерных технологий в обучении языку (Hardisty, Windeatt, 1994).
Учащимся выдаются рекламные проспекты, путеводители, расписания поездов и самолетов, цены на различные услуги и т.п. Для выполнения этого задания также могут привлекаться ресурсы Интернета. Задание — спланировать свой отдых на каникулах. Учащиеся заполняют соответствующие строки электронной таблицы, указав стоимость услуг, которыми они собираются воспользоваться. Подсчитав возможные затраты, они должны представить разработанный вариант группе и обосновать свой выбор. Можно продолжить работу с таблицами и по окончании «путешествия»: представить финансовый отчет; проанализировать, как эффективнее расходовать имеющиеся средства; использовать таблицы для определения результатов спортивных состязаний и т.п.
|
|
Базы данных могут использоваться при изучении лексического материала и отработке лексико-грамматических структур. Например, в базу данных вводятся сведения об учащихся: имя, фамилия, возраст, адрес, номер телефона или любая другая информация, значимая для данного этапа изучения языка. Работа выполняется в микрогруппах из трех человек: первый задает вопросы, второй отвечает, третий вводит информацию в компьютер. В процессе работы могут задаваться уточняющие вопросы, касающиеся орфографии, использования прописных букв и т.п.
Продолжением работы может служить извлечение информации из базы данных по определенному запросу: сколько человек живет в определенном районе, у кого день рождения в определенном месяце, о какой профессии мечтает большинство учеников, какими видами спорта занимаются в группе и т.п. Полученную информацию можно использовать для изучения различных языковых явлений (числительных, предлогов времени, сравнительной степени прилагательных и др.) и ориентироваться на нее при выборе тем дальнейших занятий.
Программы подготовки презентаций в настоящее время стаио-вя1ся столь же распространенными, как и текстовый редактор. Компьютерные презентации находят применение в самых разнообразных сферах: от подготовки иллюстративного материала к докладам и публичным выступлениям до создания рекламных роликов.
Для обучения языку программы этого типа имеют неоспоримые достоинства. Подготовка презентаций требует от учащихся не только умения соотносить текст и различные виды иллюстративною материала, но и концентрированно излагать необходимую информацию, а также соотносить текст слайдов с текстом устного выступления. Возможность включения в компьютерную презентацию записи собственной речи или звуковых файлов также позволяет реализовать целый ряд задач обучения языку: от коррекции произношения и интонации до работы над выразительностью речи и развитием навыков аудирования.
|
|
Цели создания компьютерных презентаций при изучении языка могут быть следующими:
• подготовка иллюстративного материала к публичному выступлению;
• представление результатов проектной работы (выполненной в рамках учебного курса или в качестве дополнительной внеклассной работы). Примерами могут служить презентация группы, выполненная как итоговая проектная работ после завершения курса, или презентация проектного исследования (Рускова, 2003);
• служить целью проекта (например, создание презентации для конкурса).
Подготовка иллюстративного материала к публичному выступлению может служить одним из требований к зачету, экзамену или защите дипломной работы и требует индивидуального выполнения; создание презентаций в рамках аудиторных задании или проектов позволяет в полной мере реализовать принципы сотрудничества и междисциплинарной интеграции.
Во многом аналогичные функции могут выполнять задания по созданию веб-страниц и веб-сайтов, а также использование программ компьютерной верстки и подготовки электронных публикаций.
6.5. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И КОНКОРДАНСЫ
Инструментсиьны средства - профаммы-оболочки и прикладные программы, используемые в качестве инструментальных - также могут эффективно использоваться в целях обучения языку.
Программы-оболочки, предназначенные для создания определенного типа упражнений: кроссвордов, викшрин (как правило, термином викторина (англ «quiz») определяют задания, содержащие вопрос с ответом oткрытого типа или с множественным выбором ответа) и т.п., могут служить средством закрепления и углубления знаний учащихся. Самостоятельное наполнение подобных программ изучаемым/изученным языковым материалом дает возможность учащимся проявить владение материалом и определенные творческие способности. В лих целях могут использовался любые инструментальные программы и их отдельные блоки, предназначенные как для автономной работы, так и для сетевого использования. Аналогично могут использоваться шаблоны презентаций, викгорин, веб-сайтов квес-тов и т.п.
Примером использования в обучении инструментальных возможностей прикладных программ может служить подготовка небольших веб-курсов при обучении языку специальности на основе образца-шаблона, предложенного преподавателем. Студенты, изучавшие курс русского языка в Милдбери колледже (США) на основе краткою веб-курса по русской экологии, который разработал профессор Т. Байер, готовили собственные проекты на темы, близкие их специальности и интересам: «Ядерное разоружение», «В. Путин», «Чечня», «Компьютерное пиратство в России» и др. (Байер, 2003).
Конкордансы являются тем типом инструментальных программ, которые целесообразнее всего применять в качестве средства обучения. Многообразие предоставляемых конкордансами возможностей лингвистического анализа текста делают их использование особо значимыми для специальных, прежде всего ориентированных на студентов-филологов, курсов языка.
В практике преподавания общих курсов языка конкордансы полезны для выполнения заданий, ориентированных на так называемое проблемное изучение различных языковых явлений. Автоматический поиск заданных лексических единиц и грамматических конструкций в электронных текстах позволяет учащимся на основе анализа полученных данных самостоятельно делать выводы о тех или иных языковых явлениях и формулировать правила. Например, учащиеся должны найти предложения, содержащие относительные местоимения «any» и «some», а затем сделать вывод о правилах их употребления; аналогичным образом можно осуществлять поиск примеров сочетаемости лексических единиц, употребления знаков пунктуации и т.д. Использование возможности вывода на экран и печати результатов поиска со скрытым заданным словом позволяет получать готовые упражнения на основе необходимого языкового материала.
Языковой материал и цели выполнения заданий с применением конкордансов будут определяться аспектом изучения языка (лексика, грамматика, стилистика и т.п.) и используемым для анализа корпусом текстов.