Какой вопрос вы хотели бы задать?

Илл. 112. Учебное пособие по русскому языку как иностранному «Ты за или против?». Задание на материале ответов справочной службы портала «Грамота.ру»

6.4. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ

Одним из существенных преимуществ в использовании приклад­ных программ является то, что часть из них является стандартным программным обеспечением, установленным на всех компьютерах, и поэтому для работы с ними может и не потребоваться специализиро­ванный компьютерный класс. Дополнительным условием работы с такими программами должно стать наличие компьютерных словарей и возможность использования интерфейса на изучаемом языке.

Текстовый редактор. Этот вид прикладных программ легче все­го включить в процесс обучения языку и использовать его как для занятий под руководством преподавателя на уроке, так для внеауди­торной работы. Современные возможности редакторов — от провер­ки орфографии, грамматики, пунктуации, стиля, подбора синони­мов и автоматической подготовки рефератов до совместимости с другими программами, в том числе с компьютерными словарями -позволяют использовать программы этого типа для выполнения са­мых разных видов письменных рабоч.

Например, используя пункт меню «статистика», учащиеся всегда могут контролировать количество знаков и слов в подготов­ленном ими тексте. Это важно для экзаменационных письменных работ, поскольку в требованиях к международным экзаменам по иностранному языку оговаривается необходимое количество слов в письменных высказываниях.

Функцию «найти» можно использовать для семантизации лек­сики в контексте. Ученикам дается задание найти в электронном тексте (статье, учебном тексте, сценарии, художественном произве­дении) незнакомую лексическую единицу и попытаться догадаться о ее значении на основании контекста, в котором она встречалась, а затем проверить себя с встроенного тезауруса (подпункт меню «язык») или компьютерного словаря.

С помощью функций «найти» и «заменить», а также «тезаурус» выполняются разнообразные задания на трансформацию текста -от замены личных местоимений и видо-временных форм глаголов до лексических и грамматических конструкций, характерных для того или иного стиля письма.

Работая с блоками текста, можно легко восстанавливать нару­шенную последовательность изложения и корректировать структуру текста. Текст может быть также сжат, представлен в виде конспекта и, наоборот, развернут благодаря включению необходимых связую­щих конструкций. Кроме того, возможность автоматического созда­ния краткого реферата текста позволяет использовать такой реферат в качестве материала для подобных упражнений.

Использование шаблонов документов различных типов и жан­ров: факсов, писем, резюме и др., предоставляемых редактором, дает возможность создавать на их основе собственные документы.

Работая с редактором текста, можно широко применять одно- и дву­язычные электронные словари, а в качестве источников текстовых мате­риалов — компьютерные энциклопедии, различные электронные изда­ния. Например, уже упоминавшаяся программа «Business Letter Writer» содержит образцы деловых документов на английском языке, Оксфордс­кий англо-русский словарь (Oxford Russian Dictionary, 1997) — образцы де­ловых и частных писем на русском и английском языках и т.д.

В том случае, если учащиеся не создают своего текста и не рабо­тают с готовым текстом или шаблоном, преподаватель должен подготовить файл с необходимым текстом или его фрагментом. Файл может содержать следующее:

• текст документа с какими-либо нарушениями норм (ъ логике изложения, использовании знаков препинания, употреблении прописных букв, стиле и т.п.). Задача учащихся откорректировать текст в соответствии с принятыми нормами;

• текст, в котором нужно в соответствии с существующими в изучаемом языке нормами оформить сноски к выделенным словам и создать библиографический список;

• текст, содержащий последовательность выполнения каких-либо операций. Вводя с клавиатуры необходимые связующие слова, учащиеся создают на основе данной последовательности текст-инструкцию;

• текст устного выступления, который необходимо оформить таким образом, чтобы были выделены: смысловые блоки; ключевые слова; слова, несущие дополнительную смысловую нагрузку; фрагменты текста, требующие замедления темпа речи и т.д. Каждый смысловой блок может начинаться с новой строки; ключевые слова выделяются жирным шрифтом; слова с дополнительной смысловой нагрузкой печатаются жирным шрифтом прописными буквами; фрагменты текста, требующие замедления темпа речи, можно отделить пробелами или напечатать вразбивку и т.п. Удобно, когда кроме файла с текстом задания учащиеся также получают файлы, содержащие ключи для каждого этапа работы. В окончательном виде текст устного выступления может выглядеть так, как это представлено в одном из примеров в пособии «Presenting in
English» (Powel, 1995: 36):

Освоив эти приемы, учащиеся могут использовать их самостоя­тельно для подготовки текстов собственных выступлений.

Описанные примеры показывают, что задания с использовани­ем текстового редактора могут быть очень разнообразными и вклю­чаться в работу на различных этапах обучения. Много интересных примеров использования текстового редактора можно найти в пособии по развитию навыков письменной речи "Beginning to Write»
(Brooks, Grundy, 1998).

Электронные таблицы и базы данных. Прикладные программы этих двух типов ориентированы на применение компьютера как вспомогательного средства, позволяющего автоматически осуществ­лять вычисления, сортировать имеющуюся информацию. В процес­се обучения языку они будут использоваться так же, как и в реаль­ной жизни.

Задания с использованием электронных таблиц требуют работы преимущественно с цифровой информацией. Кроме того, на основе имеющихся данных можно создавать всевозможные графики и диа­граммы, которые используются в качестве наглядных материалов при изучении отдельных тем. Примером использования электрон­ных таблиц служит задание «Планируем путешествие», описанное в ресурсном пособии по использованию компьютерных технологий в обучении языку (Hardisty, Windeatt, 1994).

Учащимся выдаются рекламные проспекты, путеводители, рас­писания поездов и самолетов, цены на различные услуги и т.п. Для выполнения этого задания также могут привлекаться ресурсы Интернета. Задание — спланировать свой отдых на каникулах. Учащиеся заполня­ют соответствующие строки электронной таблицы, указав сто­имость услуг, которыми они собираются воспользоваться. Подсчи­тав возможные затраты, они должны представить разработанный ва­риант группе и обосновать свой выбор. Можно продолжить работу с таблицами и по окончании «путешествия»: представить финансо­вый отчет; проанализировать, как эффективнее расходовать имею­щиеся средства; использовать таблицы для определения результатов спортивных состязаний и т.п.

Базы данных могут использоваться при изучении лексического материала и отработке лексико-грамматических структур. Напри­мер, в базу данных вводятся сведения об учащихся: имя, фамилия, возраст, адрес, номер телефона или любая другая информация, зна­чимая для данного этапа изучения языка. Работа выполняется в микрогруппах из трех человек: первый задает вопросы, второй отве­чает, третий вводит информацию в компьютер. В процессе работы могут задаваться уточняющие вопросы, касающиеся орфографии, использования прописных букв и т.п.

Продолжением работы может служить извлечение информации из базы данных по определенному запросу: сколько человек живет в определенном районе, у кого день рождения в определенном месяце, о какой профессии мечтает большинство учеников, какими видами спорта занимаются в группе и т.п. Полученную информацию можно использовать для изучения различных языковых явлений (числитель­ных, предлогов времени, сравнительной степени прилагательных и др.) и ориентироваться на нее при выборе тем дальнейших занятий.

Программы подготовки презентаций в настоящее время стаио-вя1ся столь же распространенными, как и текстовый редактор. Ком­пьютерные презентации находят применение в самых разнообраз­ных сферах: от подготовки иллюстративного материала к докладам и публичным выступлениям до создания рекламных роликов.

Для обучения языку программы этого типа имеют неоспоримые достоинства. Подготовка презентаций требует от учащихся не толь­ко умения соотносить текст и различные виды иллюстративною ма­териала, но и концентрированно излагать необходимую информа­цию, а также соотносить текст слайдов с текстом устного выступле­ния. Возможность включения в компьютерную презентацию записи собственной речи или звуковых файлов также позволяет реализо­вать целый ряд задач обучения языку: от коррекции произношения и интонации до работы над выразительностью речи и развитием на­выков аудирования.

Цели создания компьютерных презентаций при изучении языка могут быть следующими:

• подготовка иллюстративного материала к публичному вы­ступлению;

• представление результатов проектной работы (выполненной в рамках учебного курса или в качестве дополнительной вне­классной работы). Примерами могут служить презентация группы, выполненная как итоговая проектная работ после завершения курса, или презентация проектного исследова­ния (Рускова, 2003);

• служить целью проекта (например, создание презентации для конкурса).

Подготовка иллюстративного материала к публичному выступ­лению может служить одним из требований к зачету, экзамену или защите дипломной работы и требует индивидуального выполнения; создание презентаций в рамках аудиторных задании или проектов позволяет в полной мере реализовать принципы сотрудничества и междисциплинарной интеграции.

Во многом аналогичные функции могут выполнять задания по созданию веб-страниц и веб-сайтов, а также использование программ компьютерной верстки и подготовки электронных публикаций.

6.5. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И КОНКОРДАНСЫ

Инструментсиьны средства - профаммы-оболочки и прикладные программы, используемые в качестве инструментальных - так­же могут эффективно использоваться в целях обучения языку.

Программы-оболочки, предназначенные для создания опреде­ленного типа упражнений: кроссвордов, викшрин (как правило, термином викторина (англ «quiz») определяют задания, содержащие вопрос с ответом oткрытого типа или с множественным выбором ответа) и т.п., могут служить средством закрепления и углубления знаний учащихся. Самостоятельное наполнение подобных программ изучаемым/изучен­ным языковым материалом дает возможность учащимся проявить владение материалом и определенные творческие способности. В лих целях могут использовался любые инструментальные про­граммы и их отдельные блоки, предназначенные как для автоном­ной работы, так и для сетевого использования. Аналогично могут использоваться шаблоны презентаций, викгорин, веб-сайтов квес-тов и т.п.

Примером использования в обучении инструментальных воз­можностей прикладных программ может служить подготовка не­больших веб-курсов при обучении языку специальности на основе образца-шаблона, предложенного преподавателем. Студенты, изу­чавшие курс русского языка в Милдбери колледже (США) на основе краткою веб-курса по русской экологии, который разработал профессор Т. Байер, готовили собственные проекты на темы, близкие их специальности и интересам: «Ядерное разоружение», «В. Путин», «Чечня», «Компьютерное пиратство в России» и др. (Байер, 2003).

Конкордансы являются тем типом инструментальных программ, которые целесообразнее всего применять в качестве средства обуче­ния. Многообразие предоставляемых конкордансами возможностей лингвистического анализа текста делают их использование особо значимыми для специальных, прежде всего ориентированных на студентов-филологов, курсов языка.

В практике преподавания общих курсов языка конкордансы по­лезны для выполнения заданий, ориентированных на так называе­мое проблемное изучение различных языковых явлений. Автомати­ческий поиск заданных лексических единиц и грамматических конструкций в электронных текстах позволяет учащимся на основе анализа полученных данных самостоятельно делать выводы о тех или иных языковых явлениях и формулировать правила. Например, учащиеся должны найти предложения, содержащие относительные местоимения «any» и «some», а затем сделать вывод о правилах их употребления; аналогичным образом можно осуществлять поиск примеров сочетаемости лексических единиц, употребления знаков пунктуации и т.д. Использование возможности вывода на экран и печати результатов поиска со скрытым заданным словом позволяет получать готовые упражнения на основе необходимого языкового материала.

Языковой материал и цели выполнения заданий с применением конкордансов будут определяться аспектом изучения языка (лекси­ка, грамматика, стилистика и т.п.) и используемым для анализа кор­пусом текстов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: