Определение оптимальных параметров рабочего места водителя и факторов микроклимата в кабине

Лекция №14.

Copyright ©2006 Davydov А.V.

Под оптимальными подразумеваются такие параметры РМВ, при которых объём нерациональных (лишних) движений водителя сведён к минимуму, а действия его при этом надёжны и точны.

При определении оптимальных параметров РМВ необходимо исходить из того, что сенсорные и моторные характеристики неразрывно связаны между собой и составляют психофизиологическую основу труда водителя. Поэтому важную роль при решении этой задачи играет вопрос согласования сенсорного (в данном случае зрительного) и моторного полей в единое сенсомоторное поле. Построение сенсомоторного поля позволит сделать рабочее место соразмерным водителю по двум аспектам: антропологическому и психофизиологическому. Это является важнейшей задачей эргономики при системном подходе к проектированию систем ВАД.

Методика построения сенсомоторных полей достаточно проста. Для этого на чертежах проектируемой машины (на месте будущего пульта), пользуясь методом соматографии, наносят все зоны досягаемости моторного поля (таким образом учитывается антропологическое соответствие), а затем здесь же наносятся основные зоны зрительного восприятия и радиусы максимальной и нормальной фиксации глаза (таким образом учитываются основные факторы психофизиологического соответствия). Полученное в результате такой графической накладки сенсомоторное поле позволяет выявить дополнительные зоны удобств (II, III, IV), которые легко досягаемы (II, III), так как они распложены внутри зон досягаемости моторного поля и одновременно укладываются в зоны эффективной видимости (рис. 5.1 и 5.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: