Основные вопросы:
1. Связь социальной работы с различными областями гуманитарных знаний.
2. Категориально-понятийный аппарат социальной работы.
3. Закономерности, принципы и функции социальной работы.
4. Взаимосвязь социальной работы и психологии: теоретический и прикладной аспект.
5. Социальная работа и педагогика: пути обеспечения активного взаимодействия.
6. Медико-социальные аспекты теории и практики социальной работы.
Рекомендуемая литература:
1. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.
2. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 388 с.
3. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.
4. Теория социальной работы: учеб. пособие /под ред. Е.И. Холостовой. –М.: Юристъ, 1998.
1. Связь социальной работы с различными областями гуманитарных знаний.
Научная теория – это выраженная в понятиях совокупность идей, постулатов и аксиом, законов и принципов, отражающих реальные явления и процессы, присущие предмету исследования данной науки (в нашем случае – социальной работы).
Социальная работа как наука представляет собой сочетание теории и практики (эмпирической и экспериментальной деятельности), изучающих способы развития социальных отношений.
Теория социальной работы – это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Другими словами, это система научных взглядов на социальную работу как социальное явление, выраженную в принципах, методах, идеях научных взглядах, закономерностях.
Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, педагогов, ставших классиками для всех наук об обществе и человеке. Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования.
Эта взаимосвязь и взаимообусловленность предопределяются, прежде всего, объектами этих наук: общество, его структурные образования, человек как биопсихосоциальное существо. В то же время любая научная дисциплина изучает человека с учетом собственных объекта, предмета и функций. Отсюда вытекает разная субординация и соподчиненность социальной работы и других дисциплин.
Социология занимает ведущее место, как в подготовке социальных работников, так и в самой практике социальной работы. Социология изучает общество под таким углом зрения, который особенно важен для социальной работы. Изучая общество в целом, его социальную структуру, основные институты, социальные аспекты общественных отношений и процессов, социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социальной сфере и социальной среде, помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы (слои), которые являются слабо социально защищенными.
Особую роль играет эмпирический уровень социологического знания, выступающий связующим звеном между теоретической социологией и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности.
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности. Психика как особая форма жизнедеятельности имеет исключительное значение в жизни человека, его деятельности, сознании, чего нельзя недооценивать в социальной практике, особенно в общении со слабо защищенными людьми, психическое состояние которых во многом зависит от окружающей их социальной среды, состояния здоровья и т.п.
Социальный работник как никто другой должен обладать способностью понять человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации и нуждающегося в помощи. Среди приемов и методов его воздействия особую роль играют психологические технологии (психотерапия, психологическая консультация, психодиагностика и др.).
Философия как особая форма мировоззрения и наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека. Она исследует ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым предопределяет подходы в отношениях к человеку и отношение человека к другим людям, к своему существованию, формам своей жизнедеятельности и защиты.
В структуре профессионального образования и деятельности социального работника важное место занимает педагогическая подготовка. Социальная педагогика изучает социализацию как процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Человек зачастую является не только объектом и субъектом социализации, но и жертвой неблагоприятных ее условий. В центре внимания социального работника находятся различные группы людей, которых можно назвать жертвами неблагоприятных условий социализации, в том числе это дети и их родители, молодежь. Целью деятельности социального работника является профилактика, минимизация тех обстоятельств, вследствие которых человек оказывается в затруднительном положении. Чтобы оказать квалифицированную помощь, социальный работник должен владеть педагогическими знаниями и умениями.
Особое внимание следует уделить взаимосвязи социальной работы и антропологии как науки, изучающей человека как биопсихосоциальное существо и разные формы социокультурной организации общества, а также традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Знание природных, биологических, социокультурных особенностей зачастую позволяет эффективно решать проблемы клиентов. Звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство, т.е. социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. К социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан.
Высококвалифицированный социальный работник должен обладать достаточно высоким уровнем знаний в области экономической науки, ибо социальная сфера общества опирается на экономический фундамент. Социальная политика является своеобразным показателем эффективности экономического развития страны. Ухудшение положения в социальной сфере является свидетельством того, что в экономике назревают негативные процессы. Поэтому социальному работнику необходимо знать законы экономического функционирования общества и уметь грамотно применять их в своей практической деятельности.
В подготовке и профессиональной деятельности социальных работников большое значение имеет знание правовых основ социальной защиты, системы обязательных социальных норм, охраняемых силой государства.
Особое место в системе правоведения занимает социальное право, которое регулирует нормы социальной защиты людей. Оно призвано дать знания о нормах семейного, трудового, жилищного законодательства, которые регулируют охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и др., обеспечивают их социальную защиту, а также о порядке организации опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебные и лечебные заведения, о правовом решении других проблем защиты людей.
Укрепление и знание правовой основы государственно-политической и общественной жизни — одно из основных направлений обеспечения принципа социальной справедливости, социальной защиты людей.
Политология, имея в качестве своего предмета политические отношения и процессы, непосредственно затрагивает проблемы социальной работы. Социальная работа становится неотъемлемой частью социальной политики, своеобразной профилактикой и практикой солидарности, свободы и равенства как универсальных проявлений справедливости.
Одним из важнейших аспектов результативности социальной работы является их медицинская осведомленность. Основной целью социальной защиты является сохранение здоровья и жизни клиентов. Во многом это и медицинская цель. Среди форм социальной работы предусмотрены медицинские услуги (обучение правилам ухода за больными, обеспечение здорового досуга, формирование здорового образа жизни и т.д.). Они представляют собой своего рода «мостик», компромисс между медицинскими и социальными службами. Сегодня разворачивается подготовка профессиональных социальных работников с медицинским профилем, которые будут оказывать социально-медицинскую помощь населению.
В деятельности социального работника крайне важным является следование определенным ценностям. Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на этические принципы, прежде всего на благополучие людей, социальную справедливость и достоинство человека. Каждый человек – уникальная личность, которую следует уважать. Поэтому профессиональная социальная деятельность требует соблюдения особых этических стандартов.
Взаимосвязь научных дисциплин с социальной работой привносит в последнюю знания из различных областей. Все они тесно переплетаются с социальной работой, для которой характерны, с одной стороны, универсальный, междисциплинарный характер, а с другой – относительная самостоятельность, обусловленная особыми объектом, предметом, функциями и закономерностями. Это дает основание утверждать, что социальная работа представляет собой открытую систему, имеющую тесные связи с другими системами жизнедеятельности человека (экономической, политической, духовной и др.).