Тема 2. Социальная работа как вид научного знания

Основные вопросы:

1. Связь социальной работы с различными областями гуманитарных знаний.

2. Категориально-понятийный аппарат социальной работы.

3. Закономерности, принципы и функции социальной работы.

4. Взаимосвязь социальной работы и психологии: теоретический и прикладной аспект.

5. Социальная работа и педагогика: пути обеспечения активного взаимодействия.

6. Медико-социальные аспекты теории и практики социальной работы.

Рекомендуемая литература:

1. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.

2. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 388 с.

3. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

4. Теория социальной работы: учеб. пособие /под ред. Е.И. Холостовой. –М.: Юристъ, 1998.

1. Связь социальной работы с различными областями гуманитарных знаний.

Научная теория – это выраженная в понятиях совокупность идей, постулатов и аксиом, законов и принципов, отражающих реальные явления и процессы, присущие предмету исследования данной науки (в нашем случае – социальной работы).

Социальная работа как наука представляет собой сочетание теории и практики (эмпирической и экспериментальной деятельности), изучающих способы развития социальных отношений.

Теория социальной работы – это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Другими словами, это система научных взгля­дов на социальную работу как социальное явление, выра­женную в принципах, методах, идеях научных взглядах, закономерностях.

Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, педагогов, ставших классиками для всех наук об обществе и человеке. Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования.

Эта взаимосвязь и взаимообусловленность предопреде­ляются, прежде всего, объектами этих наук: общество, его структурные образования, человек как биопсихосоциаль­ное существо. В то же время любая научная дисциплина изучает человека с учетом собственных объекта, предмета и функций. Отсюда вытекает разная субординация и соподчиненность социальной работы и других дисциплин.

Социология занимает ведущее место, как в подготовке социальных работников, так и в самой практике социаль­ной работы. Социология изучает общество под таким уг­лом зрения, который особенно важен для социальной работы. Изучая общество в целом, его социальную структу­ру, основные институты, социальные аспекты обществен­ных отношений и процессов, социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социальной сфере и социальной среде, помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы (слои), ко­торые являются слабо социально защищенными.

Особую роль играет эмпирический уровень социологи­ческого знания, выступающий связующим звеном между теоретической социологией и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности.

Социальному работнику необходим определенный уро­вень психологической грамотности. Психика как особая форма жизнедеятельности имеет исключительное значе­ние в жизни человека, его деятельности, сознании, чего нельзя недооценивать в социальной практике, особенно в общении со слабо защищенными людьми, психическое состояние которых во многом зависит от окружающей их социальной среды, состояния здоровья и т.п.

Социальный работник как никто другой должен обладать способ­ностью понять человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации и нуждающегося в помощи. Сре­ди приемов и методов его воздействия особую роль играют психологические технологии (психотерапия, психологи­ческая консультация, психодиагностика и др.).

Философия как особая форма мировоззрения и наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышле­ния вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека. Она исследует ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое от­ношение человека к миру. Тем самым предопределяет под­ходы в отношениях к человеку и отношение человека к другим людям, к своему существованию, формам своей жизнедеятельности и защиты.

В структуре профессионального образования и деятель­ности социального работника важное место занимает педа­гогическая подготовка. Социальная педагогика изучает социа­лизацию как процесс формирования личности в определен­ных социальных условиях. Человек зачастую является не только объектом и субъектом социализации, но и жертвой неблаго­приятных ее условий. В центре внимания социального работ­ника находятся различные группы людей, которых можно назвать жертвами неблагоприятных условий социализации, в том числе это дети и их родители, молодежь. Целью деятельности социального работника является профилактика, миними­зация тех обстоятельств, вследствие которых человек оказы­вается в затруднительном положении. Чтобы оказать квали­фицированную помощь, социальный работник должен вла­деть педагогическими знаниями и умениями.

Особое внимание следует уделить взаимосвязи социаль­ной работы и антропологии как науки, изучающей челове­ка как биопсихосоциальное существо и разные формы со­циокультурной организации общества, а также традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Знание природных, биологических, социокультур­ных особенностей зачастую позволяет эффективно решать проблемы клиентов. Звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство, т.е. социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. К социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию со­циальных потребностей граждан.

Высококвалифицированный социальный работник дол­жен обладать достаточно высоким уровнем знаний в об­ласти экономической науки, ибо социальная сфера общест­ва опирается на экономический фундамент. Социальная политика является своеобразным показателем эффектив­ности экономического развития страны. Ухудшение поло­жения в социальной сфере является свидетельством того, что в экономике назревают негативные процессы. Поэто­му социальному работнику необходимо знать законы экономического функционирования общества и уметь грамотно применять их в своей практической деятельности.

В подготовке и профессиональной деятельности социаль­ных работников большое значение имеет знание правовых основ социальной защиты, системы обязательных социаль­ных норм, охраняемых силой государства.

Особое место в системе правоведения занимает социаль­ное право, которое регулирует нормы социальной защиты людей. Оно призвано дать знания о нормах семейного, тру­дового, жилищного законодательства, которые регулируют охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и др., обеспечивают их социаль­ную защиту, а также о порядке организации опеки, попе­чительства, усыновления, лишения родительских прав, на­правления в специальные учебные и лечебные заведения, о правовом решении других проблем защиты людей.

Укрепление и знание правовой основы государствен­но-политической и общественной жизни — одно из ос­новных направлений обеспечения принципа социальной справедливости, социальной защиты людей.

Политология, имея в качестве своего предмета политические отношения и процессы, непосредственно затрагивает проблемы со­циальной работы. Социальная работа становится неотъем­лемой частью социальной политики, своеобразной про­филактикой и практикой солидарности, свободы и равен­ства как универсальных проявлений справедливости.

Одним из важнейших аспектов результативности социальной работы является их медицинская осведомлен­ность. Основной целью социальной защиты является со­хранение здоровья и жизни клиентов. Во многом это и медицинская цель. Среди форм социальной работы преду­смотрены медицинские услуги (обучение правилам ухода за больными, обеспечение здорового досуга, формирование здорового образа жизни и т.д.). Они представляют со­бой своего рода «мостик», компромисс между медицин­скими и социальными службами. Сегодня разворачивается подготовка профессиональных социальных работников с медицинским профилем, которые будут оказывать социально-медицинскую помощь населению.

В деятельности социального работника крайне важным является следование определенным ценностям. Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориен­тируется на этические принципы, прежде всего на благополу­чие людей, социальную справедливость и достоинство чело­века. Каждый человек – уникальная личность, которую сле­дует уважать. Поэтому профессиональная социальная деятель­ность требует соблюдения особых этических стандартов.

Взаимосвязь научных дисциплин с социальной рабо­той привносит в последнюю знания из различных облас­тей. Все они тесно переплетаются с социальной работой, для которой характерны, с одной стороны, универсаль­ный, междисциплинарный характер, а с другой – отно­сительная самостоятельность, обусловленная особыми объектом, предметом, функциями и закономерностями. Это дает основание утверждать, что социальная работа пред­ставляет собой открытую систему, имеющую тесные свя­зи с другими системами жизнедеятельности человека (эко­номической, политической, духовной и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: