Педагогическое общение

Развитие общения

Этапы развития общения в онтогенезе:

От рождения до 2—3 месяцев общение характеризуется наличием контактного биологического по содержанию общения, целью которого является удовлетворение органических потребностей ребенка. Основным средством общения служит примитивная мимика и двигательная активность;

До 1,5 лет начало познавательного общения, связанного с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях, возникновение координированного, вербально-невербального общения. Основными средствами общения являются мимика, жесты, пантомимика;

До 3 лет наблюдается появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Основными средствами общения ещё служат мимика, жесты, пантомимика, происходит становление речи;

До 6—7 лет общение характеризуется становлением произвольности в выборе и использовании разнообразных природных (язык, мимика, жесты) и созданных человеком средств общения (телефон, книги и т.д.). Развитие сюжетно ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. Основное средство общения — речь.

До 16 лет наблюдается обогащение содержания общения, разнообразие целей и совершенствование средств общения. Наблюдается разграничение делового и личностного общения.

У взрослого человека основным природным средством общения является речь, которая дополняется разнообразными созданными человеком средствами общения (телефон, факс, переписка, Интернет и т.д.).

Знание законо­мерностей общения и развитие навыков и способностей об­щения особенно важны для педагога, профессиональная зада­ча которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совмест­ную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимо­понимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Дидактические и собственно воспитательные задачи дея­тельности педагога невозможно достаточно плодотворно реа­лизовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива.

Общение в дея­тельности педагога, таким образом, выступает:

во-первых, как средство решения собственно учебных задач,

во-вторых, как система социально-психологического обес­печения воспитательного процесса,

в-третьих, как способ организации определенной систе­мы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуслов­ливающих успешность воспитания и обучения, и наконец,

в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно вос­питание индивидуальности школьника.

Под педагогическим общением понимается система, прие­мы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллек­тива, содержанием которого являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. Педагог - инициатор этого процесса, ор­ганизует его и управляет им.

Педагогическое общение, с одной стороны, создает эмоцио­нальный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой - является его непосредственной содержательной характеристикой.

Педагог в ходе учебно-воспитательной работы, вступая в контакт с учащи­мися, ожидает от них уважения, которое предполагает сама роль учителя. Эти обоснованные ролевые ожидания поддер­живаются «Правилами для учащихся», традициями школы, единодушными требованиями учительского коллектива. Од­нако двусторонний характер контактов людей в общении, в свою очередь, требует и от учителя уважения к учащимся и доверия к ним. Хорошо зная известную педагогическую фор­мулу - «максимум требований к личности и максимум уваже­ния и доверия к ней», некоторые учителя используют только первую часть, не считая для себя обязательным придержи­ваться второй, хотя это не две разные задачи, а одна и та же.

В случае, если педагог проявляет, при всей принципиаль­ности и требовательности, доверие и уважение к своим вос­питанникам, действенным оказываются даже его скупые замечания, в то время как очень аргументированные и ло­гичные нотации оставляют сплошь и рядом подростка рав­нодушным, если он не ощущает за словом учителя уважи­тельного отношения к себе.

Взаимоотношения педагогов и учеников складываются не в вакууме. В большей или меньшей степени они являются производными от общей атмосферы школы, зависят от уров­ня понимания психологии школьников, характерного для педагогического коллектива, от его педагогической и психо­логической культуры. Эта объективная зависимость контак­тов обнаруживается при психологическом анализе любого происшествия школьной жизни - от мелкой провинности младшеклассника до ЧП, взволновавшего всю школу. Педа­гоги, умеющие сочетать требовательность с уважением к уче­нику, создают наиболее благоприятную психологическую атмосферу для осуществления целей воспитания. Обнаружи­вая в общении с учащимися уважение к ним, они формируют у подростков самоуважение, которое становится условием дальнейших контактов с ними. Опора в общении со школьни­ками, в особенности с подростками, на их самоуважение явля­ется надежным средством оказания на них продуктивного педагогического воздействия.

В отличие от взрослого у подростка, как правило, отсутст­вует устойчивая самооценка. Поэтому он вынужден ориенти­роваться на предполагаемые оценки своих поступков со сто­роны различных авторитетных для него лиц: родителей, педа­гогов, сверстников, старших ребят и т.д. При изменениях этих внешних оценок он стремится сохранить самоуважение как достаточно прочную опору для поддержания удовлетворяю­щего его общения с другими людьми, добиваясь того, чтобы они воспринимали его таким, каким он хотел бы выступить в их глазах. Опытные педагоги знают, как важно, налаживая успешное педагогическое общение с подростками, опираться на их самоуважение и с его помощью обеспечивать прочный психологический контакт.

Чувство самоуважения - инструмент точный, но хрупкий. И если взрослые по неосторожности, неведению или же наме­ренно разрушают у подростка чувство самоуважения, то они лишают его возможности противостоять дурным влияниям, делают невосприимчивым к хорошему примеру. Как бы ни был плох ребенок, но если у него сохранилось самоуважение, то это позволяет надеяться, что его удастся научить уважать и других людей, уважать общество, в котором он живет. А, сле­довательно, в отношении него сохраняется оптимистическая перспектива. Разрушение же психологического контакта мо­жет привести к межличностному конфликту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: