План
Методика преподавания истории как научная дисциплина
Лекция первая
1. Предмет методики преподавания истории.
2. Задачи методики истории как научной дисциплины. Связь методики истории с сопредельными науками.
3. Методы научного исследования в области методической науки.
4. Значение методики преподавания истории для учителя.
5. Заключение
Литература (обязательная)
(Здесь и далее работы указаны в хронологическом порядке)
Стражев А.И. Методика преподавания истории. Пособие для учителя. М., 1964. С. 11-21.
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. С. 3-16.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории. М., 2000. С. 3-19.
Литература (дополнительная)
Андреевская Н.В., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. Учебное пособие для учительских институтов. М., 1947. С. 5-9.
Стражев А.И. Итоги дискуссии о методике истории как науки //Преподавание истории в школе. 1957. № 2. С. 37-46.
Методика преподавания любой научной дисциплины складывается значительно позже того, как начинается ее преподавание. Известно, что преподавание истории в русской школе в качестве самостоятельного учебного предмета началось в конце XVIII века, а между тем первая оригинальная русская работа по методике истории, в которой делалась попытка систематизировать накопленные методические положения в качестве научных выводов, появилась в 1877 году. То была работа известного петербургского педагога Я.Г.Гуревича «Опыт методики истории»[1].
|
|
Другой пример. В 1962-63 году в выпускных классах советской средней школы был введен новый учебный предмет «Обществоведение». Учителя, преподававшие эту важную мировоззренческую дисциплину, встречали (встречают) значительные трудности и по сей день – курс введен, его надо преподавать, а его методика еще не сложилась, опыт еще недостаточен, чтобы сделать широкие методические обобщения, выводы, которые дали бы в своей совокупности новую методическую дисциплину.
Вопрос о методике возникает тогда, когда уже накоплен некоторый опыт преподавания, когда назрела необходимость подвергнуть его научному анализу, чтобы систематизировать и усовершенствовать действующие в живой учительской практике основные методы, организационные формы и приемы преподавания той или иной дисциплины. Но этого еще далеко недостаточно, чтобы методика стала научной дисциплиной. Необходимо накопленный опыт преподавания, отложившийся в статьях, заметках, брошюрах, книгах осветить лучом научной теории, чтобы он (опыт) покоился, развивался на строго научных основах.
В отличие от методик точных наук (арифметики, физики и т.д.) методика истории обрела облик подлинной науки только с того времени, когда сама история стала развиваться на основе научного понимания прошлого человечества. Современные зарубежные методические работы, изданные в капиталистических странах, представляют для нас интерес, поскольку они отражают живой опыт школы.
|
|
Любая наука или научная дисциплина имеет свой предмет изучения, исследования. Имеет его и методика истории. Предметом методики истории является содержание образования и процесс обучения учащихся истории в общеобразовательной школе, протекающий в определенных исторических условиях. Слово «процесс» в нашем употреблении является чрезвычайно емким. Оно включает в себя, соотнося его с методикой преподавания истории, и организационные формы изучения истории в школе (урок, внеклассные занятия, факультативные занятия и т.д.), и типологию урока истории в соответствии с возрастными возможностями учащихся, и выработку научных принципов определения оптимального содержания школьных курсов истории, и формулирование образовательно-воспитательных задач преподавания школьной истории на современной этапе развития нашей страны, и разработку систем методов и методических приемов преподавания истории и другие проблемы.
Графически предмет методики истории представим в виде следующей таблицы.
Обращаю внимание на нижнюю (с правой стороны) часть таблицы. Остальные составляющие таблицы не представляют особых трудностей, чтобы их понять и проинтерпретировать. К тому же о них пойдет речь в последующих лекциях курса. Она названа «Система закономерностей процесса обучения истории в средней школе». Таких закономерностей выделяют три: Общие (они лежат в основе процесса обучения предмета гуманитарного знания), частные (они – принципиальные основы подготовки и проведения урока как звена процесса обучения учащихся истории) и особенные (призваны продемонстрировать своеобразие процесса обучения именно истории).
Представим названные закономерности в форме таблиц
I. Общие закономерности процесса