Курс истории науки и техники

Процесс интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией. Создание Союзного государства (1999 г.)

Президент Республики Беларусь и его полномочия

Конституция Республики Беларусь 1994 г.

(с изменениями и дополнениями).

Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

24 ноября 1996 г. на проведенном по инициативе Президента Белару­си А. Г. Лукашенко референдуме принята новая редакция Конституции республики (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями).

Новая редакция Конституции БССР 1994 г. состоит из 9 разделов и 146'статей.

Раздел «Основы конституционного строя» (ст. 1-20) дает опреде­ление Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства; указывает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью обще­ства и государства, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является на­род. Конституция устанавливает принцип верховенства права в Респуб­лике Беларусь, подчеркивает, что государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполни­тельную и судебную.

В соответствии с Конституцией государство не только провозглашает обеспечение прав и свобод граждан своей высшей целью, но и гарантирует их права и свободы.

Новым в Конституции является положение ст. 74, в которой отмечает­ся, что республиканские референдумы назначаются Президентом, а не Верховным Советом.

Наиболее кардинальным изменениям подвергся раздел четвертый «Президент, парламент, правительство, суд» (ст. 79-116). Согласно Кон­ституции 1994 г. с изменениями и дополнениями, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Консти­туцией Президент наделяется большими полномочиями:

- назначает республиканские референдумы;

- назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

- распускает палаты в соответствии с Конституцией;

- назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;

- образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президен­та, другие органы государственного управления:

- с согласия Палаты представителей назначает на должность пре­мьер-министра;

- определяет структуру Правительства РБ, назначает на должность и освобождает от нее заместителей премьер-министра, минист­ров и других должностных лиц;

- назначает шесть судей конституционного суда, судей иных су­дов республики;

- обращается с посланиями к народу и с ежегодными посланиями к парламенту;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности;

- является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ;
г наделен прочими полномочиями.


В соответствии со ст. 85, президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики, а также дек­реты, имеющие силу законов.

Вместо Верховного Совета образуется, по Конституции с изменения­ми и дополнениями 1996 г., Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палата представителей и Совета Республики.

Конституция указывает, что исполнительную власть в РБ осуществля­ет правительство - Совет Министров, которое в своей деятельности подот­четно президенту и ответственно перед парламентом республики (ст. 106) Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и минист­ров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты пред­ставителей.

В соответствии со ст. 116, контроль за конституционностью норма­тивных актов в государстве осуществляется Конституционным судом РБ, который формируется в количестве 12 судей, шесть из которых назначает­ся Президентом, а 6 - избираются Советом Республики.

Основные изменения, внесенные в Конституцию республики на рес­публиканском референдуме 24 ноября 1996 г.:

- закреплен более широкий круг прав и свобод граждан;

- установлен более четко принцип разделения властей: законода­тельной, исполнительной, судебной;

- расширилась компетенция Президента как главы государства;

- учрежден новый законодательный орган - Национальное собра­ние (вместо Верховного Совета);

- изменилось название Правительства - Совет Министров (вместо Кабинета Министров);

- Конституционный суд включен в систему судебной власти (ра­нее входил в систему органов контроля и надзора);

- учрежден новый контрольный орган - Комитет государственно­го контроля (вместо Контрольной палаты).

В условиях обретения государственной самостоятельности бывшими республиками СССР руководители Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали 8 декабря 1991 г. «Соглашение о создании Содруже­ства Независимых Государств». Со временем к СНГ как основной форме международного сотрудничества присоединились Казахстан, Республики Средней Азии, Армения, Молдова, Азербайджан, Грузия. Центром СНГ стал Минск. Основополагающими правовыми актами, регулирующими правовой статус СНГ, стали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (8 декабря 1991 г.) и принятый Устав СНГ (25 де­кабря 1993 г.). Созданы органы, регулирующие межгосударственные от­ношения членов СНГ: Совет глав государств, Межпарламентская Ассамб­лея, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет ми­нистров внутренних дел и др.

В 90-е годы Республику Беларусь, как самостоятельное независимое государство, признало более 120 государств мира, дипломатические отно­шения установлены со всеми странами земного шара.

В то же время обретение государственной самостоятельности не при­несло бывшим республиками Советского Союза благополучия и экономи­ческого процветания, а, наоборот, вызвало острые кризисные явления. Все это понимало руководство Республики Беларусь, которое стремилось уста­новить тесные экономические связи с соседними государствами, прежде всего, с Российской Федерацией. Особенно активная целеустремленная ра­бота по развитию интеграционных процессов с Россией началась с избра­нием первого Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Основ­ные этапы интеграции:

- 2 апреля 1996 г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России;

- 2 апреля 1997 г. подписан Договор о союзе Беларуси и России;

- 23 мая 1997 г. принят Устав Союза Беларуси й России;

- 25 декабря 1998 г. подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граж­дан; соглашения между Российской Федерацией и Республи­кой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйст­вования.

Заключительным этапом этого процесса явилось подписание 8 декаб­ря 1999 г. в Москве Договора о создании Союзного государства. Договорами определены основные цели Союзного государства:

- создание единого экономического пространства;

- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гра­жданина;

-* проведение согласованной внешней политики и политики в об­ласти обороны;

- формирование единой правовой системы демократического госу­дарства;

- проведение согласованной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудниче­ства в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независи­мых Государств.

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.

По статье 20, в Союзном государстве действует унифицированное, а затем единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятель­ность, гражданское и налоговое законодательство.

Одним из основных положений является поэтапное введение в Союз­ном государстве единой денежной единицы (ст. 13, 22), осуществление единой политики в области ценообразования (ст. 23), действие единого та­моженного пространства (ст. 29).

Для реализации целей Союзного государства договор предусматрива­ет руководящие органы Союзного государства: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров.

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного
государства. В его состав входят главы государств, главы правительств,
руководители палат парламентов государств-участников. *

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.

Договор определяет структуру, состав и функции Парламента как представительного и законодательного органа Союзного государства, со­стоящего из Палаты союза и Палаты представителей.

Исполнительным органом Союзного государства, по ст. 44, является Совет Министров, в состав которого входят Председатель СМ, главы пра­вительств государств-участников, Государственный секретарь (на правах заместителя председателя СМ); министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников; руководители основных отраслевых и функциональных органов управления союзного государства. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на рота­ционной основе,

Суд Союзного государства, по ст. 50 Договора, призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, норматив­но-правовых актов Союзного государства. В состав Суда входят 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Выс­шего Государственного Совета.

Главы государств, парламенты и правительства, народы России и Бе­ларуси принимают шаги по претворению в жизнь программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации в создании Союзного госу­дарства.

70
ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

Вишневский А. Ф. Псторыя дзяржавы 1 права Беларуси (IX - пачатак XX ст.) - Мн., 1996.

Вишневский А. Ф., Довнар Т. И. История государства и права Беларуси (1917— 1996 гг.).-Мн., 1996.

Випнеусю А. Ф., Саракавк I. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларусь Некаторыя пыташп 1 адказы.- Мн., 1997.

Вишнеуск1 А. Ф. Юхо I. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларус1 у дакументах 1 ма-тэрыялах.-Мн., 1998.

Довнар Т. И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь (послеоктябрьский период).-Мн., 1997.

Довнар Т. И., Шелкопляс В. А. Государство и право Беларуси в XIV- XVI вв.-Мн., 1993.

1гнатоусю У. М. Каротю нарыс псторьп Беларусь-Мн., 1992.

История государства и права белорусской ССР. Т 1-2.- Мн., 1970-1976.

История государства и права Республики Беларусь. Первоисточники и методиче­ские материалы для выполнения самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие- Мн., 1999.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 г.).- Мн., 1997.

Круталев1ч В. А., Юхо Г. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларус1 (1917-1945 гг.).-Мн., 1998.

Кузнецов И. Н., Шелкопляс В. А. История государства и права Беларуси,- Мн., 1999.

Сокол С. Ф. История государства и права БССР.- Мн., 1989.

Юхо Я. А. Каротш нарыс псторьп дзяржавы 1 права Беларусь- Мн., 1992.

Юхо Я. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларусь Ч. 1.- Мн., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Доунар Т. I. Грамадзянскае права феадальнай Беларуа XV-XVI ст. Мн., 1997.

Довнар Т. И., Шелкопляс В. А. Уголовное право феодальной Беларуси (Х^ХУ1 вв.).-Мн., 1995.

История Беларуси: Учебное пособие / Е. Л. Абецедарская, П. И. Бригадин, Л. А. Жи-лунович и др.-Мн., 1997.

Конституция (Основной закон) Белорусской советской социалистической респуб­лики.-Мн., 1978.

Конституция Республики Беларусь 1994 г.- Мн., 1994.

Мартинович И. И., Пастухов М. И. Судебно-правовая реформа в Республике Бе­ларусь-Мн., 1995.

Очерки по истории государства и права БССР,- Мн., 1958.

Очерки по истории государства и права БССР- Мн., 1969.

Статут Великого Княжества Литовского 1529 г.- Мн., 1960.

Статут Великого Княжества Литовского 1588 г.- Мн., 1989.

Шелкопляс В. А. Судебные органы в Беларуси. Конец XVIII - 1-я половина XIX в.-Мн., 1997.

Юхо И. А. Правовое положение населения Белоруссии в XVI в.- Мн. 1978.

Юхо I. А. Крынщы беларуска-л1тоускага права- Мн., 1991.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: