Раздел 6 Оценка экономической эффективности новой техники и технологии
Инновация – нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса.
Инновационный процесс – научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и экспериментальные работы, а также работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.
Важнейшей составляющей инноваций торгового предприятия является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. При подготовке новых технологических процессов учитывают такие условия: вид и тип предприятия торговли, вид торговой структуры, субъект торговли, материально-техническую базу, технологию торговли и торговое оборудование предприятия, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка, жизненный цикл нововведения.
|
|
Основная задача нововведений в торговле – обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эффективно использовать здания, торговые площади, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, заменять торговое оборудование и технические средства наиболее совершенными видами, совершенствовать организацию торговых процессов и управление ими, создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.
Нововведения могут сопровождаться всесторонней перестройкой торгового процесса, изменением форм организации торговли, методов планирования, учёта, управления, заменой торговых площадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заменой устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления (АСУ) и т. д.
Анализ инновационной деятельности имеет много общего с анализом инвестиций, так как и в том и в другом случае требуются инвестиционные вложения. Поэтому многие из примеров анализа инноваций нами рассмотрены в методике анализа инвестиционной деятельности { Чернов В. А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003}. При оценке эффективности как инвестиций, так и инноваций все затраты и результаты приводятся к расчётному году с помощью коэффициентов дисконтирования и наращения, которые раскрыты в указанном учебном пособии.
|
|
Учитывая схожесть в применении многих методов анализа инвестиций и инноваций, следует всё же отметить, что инновационная деятельность требует больше средств и времени, чем инвестиционный процесс, так как в ней, кроме создания, внедрения и эксплуатации инвестиционного проекта, проводятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические, экспериментальные работы, работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.
Реализация нововведений имеет конечной целью достижение лучших результатов в сравнении с альтернативой. Цена на принципиально новую продукцию должна найти признание у покупателя, в то время как цена на продукцию по обычному инвестиционному проекту уже получила своё подтверждение на рынке. Всё это связывает инновационные процессы с более высоким риском, чем инвестиционная деятельность. Поэтому в анализе инноваций наиболее востребованы методы учёта и анализа неопределённости и риска, рассмотренные в учебном пособии1.
Инновационный анализ начинают с изучения процессов нововведений, их количества, стоимости, удельного веса в общей стоимости имущества. Уровень обновления сравнивают с планом, выявляют отклонения.
В анализе эффективности инноваций изучают прирост производительности труда, достигнутый в результате нововведений, сравнивают доход, прибыль, полученные от инноваций, с доходом, прибылью от альтернативных нововведению вариантов. С помощью таких сравнений отбирают наилучший проект с точки зрения его влияния на экономические показатели работы предприятия.
Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации инновационного проекта, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией нововведений.
Анализ результатов инноваций следует начинать с оценки изменений в товарообороте, полученных в результате нововведений.
,
где
– выручка, полученная за счёт осуществления нововведений;
– выручка, полученная в базовом варианте до нововведения или в результате использования альтернативы нововведению.
Изменение товарооборота, обусловленное нововведением, в свою очередь оказывает определённое воздействие на производительность труда и фондоотдачу.
Технологические, технические, организационные нововведения могут изменить производительность и потребность в рабочей силе. Эффект достигается в случае, если растёт производительность и экономия численности работников. С учётом сказанного изменение производительности в результате нововведений определяется выражением:
,
где
– изменение товарооборота в результате нововведений;
– среднесписочная численность работников базового варианта до нововведения, или при использовании альтернативы данному нововведению;
– изменение среднесписочной численности работников в результате нововведений.
В анализе также следует определить влияние нововведений на фондоотдачу. Изменение фондоотдачи в результате инноваций можно измерить при помощи выражения:
,
где
– средняя стоимость основных фондов базового варианта до нововведения, или при использовании альтернативы данному нововведению, рассчитывается как среднее арифметическое остатков основного капитала на начало и конец отчётного периода по данным бухгалтерского баланса (форма № 1);
– изменение средней стоимости основных фондов в результате нововведений.
|
|
Рост фондоотдачи в результате инноваций свидетельствует об их эффективности.
Нововведения в торговле могут существенно изменить расходы по доставке товаров, процентов по кредитам и займам, привлечённым на увеличение товарных запасов. Данные расходы согласно ПБУ 5/01 относят на себестоимость товарных запасов в сумме с их покупной ценой и влияют на валовой доход (валовую прибыль в терминологии бухгалтерского отчёта о прибылях и убытках (форма № 2)).
Валовой доход, полученный в результате инноваций, определяется выражением:
,
где
– себестоимость проданных товаров при использовании инноваций.
Прирост дохода за период, полученный в результате инновации, в сравнении с альтернативой рассчитывается по формуле:
,
где
– доход, полученный в базовом варианте до нововведения или в результате использования альтернативы данному нововведению.
Удельный вес валового дохода от инноваций в общей массе валового дохода за период определяется по формуле:
,
где
– общая сумма валового дохода организации (валовая прибыль из бухгалтерского отчёта о прибылях и убытках (форма № 2)).
Изменение доли валового дохода, полученного от нововведения, в общей массе валового дохода отчётного периода в сравнении с альтернативой данной инновации исчисляют по формуле:
.
При подготовке инноваций определяют затраты, необходимые для их осуществления. Для этого затраты группируют по направлениям на:
· научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
· проектно-технологические работы;
· экспериментальные работы;
· работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.
Состав затрат определяется конкретными хозяйственными условиями, о которых сказано выше, и видами выполняемых работ. К факторам, определяющим величину затрат на инновации, относят: степень новизны и сложность оцениваемых инновационных процессов, уровень технологичности (возможности включения в технологию), организационно-технический уровень торговли, структуру и сложность средств технологического обеспечения (оборудование, технические средства, инструменты, материалы, программные продукты, информационные системы и технологии, используемые в технологическом процессе), уровень нормативной базы (качество планирования), структуру торговых площадей организации, объём товарооборота, обусловленный нововведением.
|
|
Оценка влияния перечисленных групп факторов на планируемую величину затрат по технологической подготовке осуществляется как правило методом аналогий с использованием соответствующих поправочных коэффициентов, отражающих либо отличия нововведений от ранее осваиваемых процессов, либо изменение условий торговли в сравнении с теми, при которых проводилась подготовка базового торгового процесса. Характер различий и способы учёта их влияния необходимо рассматривать по каждому виду работ и затрат, связанных с их выполнением.
В процессе нововведений рассматривают возможности привязки имеющихся торговых площадей и оборудования, средств технологического обеспечения (техники, инструментов, материалов, программных продуктов, информационных систем и технологий) к инновациям. Поэтому инновационные затраты зависят прежде всего от номенклатуры оборудования, средств технического оснащения, технологического обеспечения, привлекаемых к вновь вводимому торговому процессу.
Используя метод аналогий, за базовую величину затрат организационно-технической, технологической подготовки можно принять расходы по ранее проводимым аналогичным работам при освоении предыдущих торговых процессов. Изменение условий и объёмов проведения инновационных работ можно учесть с помощью коэффициента, отражающего различия между базовым объектом и нововведениями. Указанный коэффициент () исчисляют отношением количества площадей, оборудования, технических и технологических средств, привлекаемых к инновации, к количеству аналогичных активов базовой модели или альтернативы данному нововведению. Если в расчёте применяют показатели в денежном выражении, то в условиях инфляции их приводят к сопоставимым (базисным) ценам делением текущих значений на индекс инфляции, исчисленный к базисному периоду.
Таким образом, плановую величину затрат () можно обосновать с помощью произведения:
,
где
– плановые (нормативные) затраты до использования нововведения;
– поправочный коэффициент, учитывающий изменение номенклатуры активов для инновационных работ в сравнении с базовым или альтернативным вариантом.
Экономия снижения издержек обращения за счёт реализации нововведения за период рассчитывается по формуле:
,
где
и – плановые (нормативные) издержки обращения до внедрения нововведения и с применением нововведений соответственно, д. е.; рассчитываются по нормам или планам, установленным до и после реализации нововведения;
– издержки обращения, рассчитанные с условием применения нововведения, но по нормам, установленным для базового варианта, т. е. до внедрения нововведения (расчётные издержки);
Инновации также оказывают влияние на издержкоёмкость продаж, которая равна отношению издержек к товарообороту. Издержкоёмкость продаж ещё называют уровнем издержек в отношении к товарообороту. Изменение издержкоёмкости продаж в результате нововведений можно рассчитать по формуле:
,
где
– издержки обращения базового варианта до нововведения или от использования альтернативы данному нововведению;
– изменение издержек обращения в результате нововведений.
Изменение средней издержкоёмкости продаж за счёт нововведений по организации в целом, если нововведения осуществляют взамен деятельности до инноваций, рассчитывают по формуле:
,
где
– уровень издержек к товарообороту при использовании инноваций;
– уровень издержек к товарообороту при деятельности, заменяемой нововведениями;
– уровень издержек к товарообороту по остальным видам торговой деятельности кроме нововведений и видов деятельности, заменяемых нововведением;
и – удельный вес выручки, полученной за счёт нововведений и полученной в базовом варианте до нововведения, или в результате использования альтернативы нововведению.
Конечный результат в оценке эффективности нововведений – прибыль. Прибыль от продаж, полученную за счёт осуществления инноваций, определяют по формуле:
,
где
– издержки обращения товаров с использованием нововведений.
Прирост прибыли (эффект) за счёт осуществления нововведений в сравнении с альтернативой за период определяется разностью:
,
где
и – прибыль, полученная за счёт осуществления нововведений и их альтернативы соответственно.
Чистая прибыль, полученная от реализации нововведения, определяется выражением
,
где
– выручка (нетто) от продажи на основе нововведений (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в терминологии бухгалтерского отчёта о прибылях и убытках (форма № 2);
– операционные доходы, относящиеся к инновациям;
– операционные расходы, относящиеся к инновациям;
– внереализационные доходы, относящиеся к инновациям;
– внереализационные расходы, относящиеся к инновациям;
– общая сумма налогов, уплаченных в части, относящейся к созданной на основе применения нововведения продукции за период.
Прирост чистой прибыли, полученной за период от реализации нововведения в сравнении с альтернативой, равен разности:
,
где
– чистая прибыль за период, полученная от применения альтернативы данному нововведению либо от использования имущества без инновационных активов.
На основе показателя прибыли определяют рентабельность продаж от инноваций:
.
Рентабельность инновационных активов (стоимости вновь водимого имущества) по показателю чистой прибыли определяется отношением:
,
где
– общая стоимость активов, составляющих нововведение.
Рентабельность капитальных вложений, направленных на создание и осуществление нововведений, равна отношению:
,
где
– стоимость капитальных вложений, направленных на создание и осуществление инновации.
Прирост рентабельности продаж в результате нововведений равен разности:
.
Прирост рентабельности инновационных активов, исчисленной по показателю чистой прибыли, находят по формуле:
,
где
– общая стоимость имущества, составляющего альтернативу нововведению, либо имущества без инновационных активов.
Прирост рентабельности капитальных вложений в инновацию по сравнению с рентабельностью капитальных вложений в альтернативу данной инновации равен:
,
где
– стоимость капитальных вложений, направленных на создание и осуществление альтернативы данной инновации.
Срок окупаемости капитальных вложений на инновации рассчитывают с помощью выражения:
,
где
– прибыль за весь период эксплуатации инновации;
– срок полезного использования (расчётный период или жизненный цикл) инновации, лет.
Интегральный (общий) бюджетный эффект за весь срок применения нововведения (Эб) рассчитывают по формуле:
,
где
– годовая сумма всех поступлений (доходов) от осуществления инновации;
– годовая сумма всех расходов, направленных на создание и осуществление инновации;
– порядковый номер года;
– число лет, за которые рассчитывается эффект.