Предмет психологии развития и возрастной психологии

Понятие психологии развития и возрастной психологии.

Лекция 1.1. Предмет, задачи, методы возрастной психологии

Тема 1. Проблема детерминант психического развития

Разработал

Начальник кафедры государственно-

правовых дисциплин

кандидат юридических наук

подполковник внутренней службы П.А. Чебоксаров

”______” _______________ 200_ года

Предмет возрастной психологии — закономерности психи­ческого развития человека в онтогенезе, особенности психи­ческих процессов и личности на различных стадиях жизнен­ного цикла от рождения до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психо­логия подросткового возраста и юности, психология зрелос­ти, геронтопсихология. Междисциплинарные связи возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психичес­кого развития ребенка, построение периодизации психичес­кого развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каж­дой стадии, контроль за ходом и динамикой психического раз­вития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Методы возрастной психологии. Стратегии исследования.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода; делает акцент на возрастных особенностях психики.

Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микропсихического развития вообще, изучает сам процесс психического развития. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Два источника питают психологию развития. С одной стороны, это объяснительные принципы биологии и эволюционной теории, с другой — способы социально-культурного влияния на ход развития.

Определение психологии развития как учения о периодах психологического развития и формирования личности в онтогенезе, их смене и переходах от одного возраста к другому, а также исторический анализ последовательных этапов онтогенеза свидетельствуют о том, что предмет психологии развития исторически менялся. В настоящее время предмет психологии развития — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

· изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

· понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

· закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

· детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: