Подготовка к ревизии

Роль и виды контроля в полевых учреждениях Банка России

ЛЕКЦИЯ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ

Содержание объяснительной записки к годовому отчёту

Основное содержание объяснительной записки заключается в расшифровке и анализе отдельных сумм, приводимых в формах годового отчета.

Так, например, полевые учреждения должны проанализировать имеющиеся отклонения данных баланса на 1 января нового года (без заключительных оборотов) от данных годового баланса по форме №1 (с заключительными оборотами) по всем балансовым счетам и объяснить причины совершения банковских операций зак­лючительными оборотами и их правомерность.

Кроме того, данные баланса по состоянию на 1 января от­четного года из предыдущего годового отчета сверяются с дан­ными баланса по состоянию на 1 января нового года, из отсылае­мого годового отчета. При появлении в балансе на 1 января но­вого года счетов, отсутствовавших в балансе на 1 января отчет­ного года, в объяснительной записке дается расшифровка указан­ных счетов, причины их открытия и краткая характеристика опера­ций.

В объяснительной записке дается расшифровка остатков по отдельным счетам, как например: 308.11, 308.12, 603.23 и т.д.

- правомерность отнесения сумм на эти счета;

- причины роста дебиторской задолженности по хищениям, растра­там, другим злоупотреблениям и просчетам, суммам, неправильно описанным и зачисленным по счетам клиентов, выплаченным по претензиям клиентуры, по решениям суда или арбитража, задол­женности клиентов за услуги по операциям банка. В объяснитель­ной записке сообщается характер и давность долгов. Из приводи­мых главным бухгалтером пояснений о задолженности по хищениям, растратам и другим злоупотреблениям и просчетам должно быть видно, какие долги обеспечены исполнительными листами, по каким долгам дела находятся на рассмотрении в судебных и следствен­ных органах и по каким долгам дела еще не переданы на рассмот­рение судебных и следственных органов и чем это задерживается.

В объяснительной записке также сообщаются причины несвоевре­менного выполнения договоров, заключенных с поставщиками и под­рядчиками, причины наличия длительной дебиторской задолженности по ним, а также о мерах, принятых к возврату этой задолженности и мерах административного воздействия, принятых к лицам, виновным в неэффективном использовании средств, выделенных на капиталь­ные вложения.

Сообщается, какие меры приняты по возмещению убытков банка, полученных в связи с уплатой штрафов, пени, неустоек, и какая сумма из них возмещена на 1 января нового года.

По отчету форма №2, дополнительно, в объяснительной запис­ке указывается, каким предприятиям, объединениям и организациям представлены кредиты и на какие цели, а также обеспечивается ли их своевременный возврат.

По отчету форма №4 расшифровывается состав основных средств, указываются основания для их выбытия (например, дату и номер разрешения Департамента); расшифровывается состав вве­денных в отчетном году основных средств, а также изменение площади основных объектов банка за отчетный год,

По отчету форма №5 в объяснительной записке расшифровы­вается состав и движение средств прочих фондов банка.

Составляет и подписывает объяснительную записку к годово­му бухгалтерскому отчету главный бухгалтер банка.

Подполковник Ермаков П.А.


[1] Указание ЦБ РФ №27-У от 14 ноября 1997 года «О порядке составления и представления отчётности территориальными учреждениями Банка России в ЦБ РФ». Письмо ЦБ РФ №337 от 09 октября 1996 года Указания «О порядке составления статистического отчёта о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций в РФ» (формы № 201 (бывшая 747), № 202 (бывшая 748)). Письмо ЦБ РФ № 411-У от 16 ноября 1998 года Указание «О порядке составления и представления годового бухгалтерского отчёта территориальными учреждениями ЦБ РФ”.

[2] Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 25 декабря 2003 года №181-Т «О методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчётности»». Глава 1.

[3] По указанию Центрального Банка Российской Федерации от 16 января 2004 года №1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации».

полковник А. КУТУЗОВ

«___» ___________________ 200__ года

Подполковник Ермаков П.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМИССИОННО-КАССОВОЙ, УЧЕТНО-ОПЕРАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПОЛЕВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ

Тема №14 «Контрольно-ревизионная работа»

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии

Протокол № ___

от «___» __________________ 200___ г.

Москва 200__ год


ТЕМА №14 «КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ РАБОТА»

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: изучить порядок проведения ревизии в ПУ Банка России.

Время: 2 часа (90 минут)

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

1. Инструкция Банка России №66 1997г.

2. Учебное пособие: Контрольно-ревизионная работа в полевых учреждениях Банка России

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебные схемы, инструкции.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

1. Контрольно-ревизионная работа:

· Роль и виды контроля в полевых учреждениях Банка России.

· Цели и задачи документальных ревизий и проверок.

· Документальная ревизия – основная форма последующего контроля.

2. Документальная проверка отдельных участков работы.

Ответы на вопросы студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вначале сделать краткое вступление, в котором указать назначение данной темы в изучении курса. Показать связь данной темы с ранее изученными.

1. При изложении первого вопроса указать на возрастание роли контроля в народном хозяйстве. Обратить внимание студентов на банковский контроль, осуществляемый полевыми учреждениями Банка России.

Рассказать о видах контроля, которые используются в полевых учреждениях Банка России. Подробно рассказать, как производятся проверки (ревизии) и обследования в полевых учреждениях Банка России.

2. Во втором учебном вопросе рассказать о документальных проверках отдельных участков работы.


Контроль представляет собой одну из функций управления социально-экономической жизнью страны, он направлен на успешное решение задач экономического и военного строительства, обеспечение планомерного и пропорционального развития народного хозяйства, повышения эффективности производства и качества работы, правильного учета труда и потребления, роста производительности труда.

Контроль, осуществляемый полевыми учреждениями Банка России, представляет собой систему проверок деятельности полевых учреждений Банка России, соблюдения ими правил совершения кассовых, расчетных и кредитных операций. Контроль дает возможность получать информацию о том, соответствует или не соответствует деятельность подконтрольных учреждений законодательству. В процессе осуществления контроля изучается фактическое положение дел, с тем, чтобы своевременно и полностью осуществлять банковское обслуживание воинских частей, выявлять внутренние резервы и использовать их в интересах боевой готовности армии и флота.

С помощью контроля командование, руководящий состав полевых учреждений Банка России получают достоверную информацию о полноте, своевременности удовлетворения войск денежными средствами, об эффективности использования кредитов, соблюдении договорной и расчетной дисциплины. Контроль не ограничивается только сбором информации о состоянии банковского обслуживания воинских частей и выполнении принятых решений. Он сопутствует всему циклу управленческой деятельности полевых учреждений Банка России.

Контроль осуществляется как за деятельностью самих полевых учреждений Банка России, так и за деятельностью обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России воинских частей. Исходя из этого и в соответствии с общепринятым делением государственного контроля на вневедомственный, внутриведомственный и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый полевыми учреждениями Банка России, подразделяется на банковский и ведомственный.

Банковский контроль - это контроль, осуществляемый полевыми учреждениями Банка России за финансово-хозяйственной деятельностью обслуживаемых ими воинских частей в процессе проведения кассовых, кредитных, расчетных и других операций, а также за отдельными экономическими процессами, имеющими государственное значение.

Ведомственный контроль осуществляется в полевых учреждениях Банка России в соответствии Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Он подразделяется внутриведомственный и внутрибанковский.

Внутриведомственный контроль в полевых учреждениях Банка России представляет собой постоянную проверку вышестоящими полевыми учреждениями подчиненных учреждений и является важнейшей функцией управления ими. В процессе осуществления внутриведомственного контроля проверяется соответствие деятельности подчиненных полевых учреждений Банка России решениям Правительства, инструкциям и указаниям Правления Банка России и вышестоящих полевых учреждений Банка России, приказами и директивам военного командования по вопросам банковского обслуживания войск.

Внутрибанковский контроль представляет собой совокупность мероприятий по проверке кассовой, эмиссионной, кредитно-расчетной, учетно-операционной работы полевого учреждения Банка России, осуществляемых его работниками.

Организует внутрибанковский контроль начальник полевого учреждения, осуществляют все работники в соответствии с их функциональными обязанностями, а также на участках, проверка которых поручена им начальником учреждения.

Полевые учреждения Банка России осуществляют контроль постоянно. Причем он может производиться до совершения операций и после их совершения, ежедневно в процессе текущей деятельности и периодически в определенные сроки.

Контроль, осуществляемый полевыми учреждениями Банка России в зависимости от времени осуществления по отношению к совершаемой операции подразделяется на предварительный и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению операции. Его задачами являются: выявление резервов роста производства (товарооборота), укрепление денежного обращения, соблюдение условий кредитования, выявление и использование неэкономного и нецелесообразного расходования денежных и материальных средств. Он осуществляется в процессе кассового, валютного, кредитного планирования и выполнения полевыми учреждениями Банка России функций по кассовому, расчетному, кредитному обслуживанию воинских частей, а также в процессе организации денежного обращения в гарнизонах. Последующий контроль производится после совершения банковских и финансово-хозяйственных операций. Его задачами являются установление сохранности средств, законности совершенных операций, правильности оформления и хранения документов, состояния учета и контроля на проверяемых участках. В процессе осуществления последующего контроля также выявляется положительный опыт работы передовых полевых учреждений Банка России в целях распространения его на все другие учреждения.

Последующий контроль тесно связан с предварительным. Оба они взаимно дополняют друг друга и направлены на выявление и устранение ошибок и недостатков в работе. Данные предварительного контроля используются при проведении последующего и наоборот.

Контроль охватывает производимые полевыми учреждениями Банка России операции, а также финансово-хозяйственную деятельность обслуживаемых органов. Объекты контроля полевых учреждений Банка России многообразны, как многообразна и их деятельность (рис. 1).

Система объектов контроля полевых учреждений

Центрального Банка Российской Федерации

 
 


Банковский контроль Ведомственный контроль

Использование собственных Выполнение планов Внутрибанковский Внутриведомственный

оборотных средств товарооборота

Использование заемных Выполнение планов Законность и Полнота и

средств накоплений правильность своевременность

совершенных обслуживания

Состояние запасов товарно- Состояние учета операций воинских частей

материальных ценностей и отчетности

Соблюдение правил Соблюдение правил Сохранность денег Сохранность денег

расчетной, договорной и обмена инвалюты и ценностей и ценностей

и платежной дисциплины на рублевые вклады

Состояние оборота наличных Обеспеченность Организация учета Организация учета

денег выданных кредитов и контроля и контроля

Руководство Расстановка, обучение

Подчиненными и воспитание кадров

Учреждениями и контроля

Многообразие объектов определяет и множество форм контроля в полевых учреждениях Банка России. Под формой контроля понимается разновидность работы по контролю за деятельностью полевых учреждений Банка России, а также обслуживаемых ими воинских частей, объем и содержание которой определяется инструкциями или специальными заданиями, а результаты оформляются документами (акт, справка, заключение). В соответствии с приведенным определением можно выделить следующие формы контроля в полевых учреждений Банка России: проверка документов в процессе планирования, проверка документов и материального обеспечения до выдачи ссуд, проверка и анализ отчетности подчиненных полевых учреждений Банка России, проверка оформления расчетно-денежных документов и законности операций, контроль за продажей товаров в порядке мелкого опта, внутренняя проверка, проверка обслуживаемых воинских частей по отдельным вопросам, внезапная проверка оборотной кассы и резервных фондов, проверка подчиненных полевых учреждений Банка России по отдельным вопросам, ревизия подчиненных полевых учреждений Банка России.

Каждая из указанных форм контроля имеет свои особенности в организации и осуществлении контрольных действий; выражает определенную сторону его сущности, служит источником определения состояния дел на том или ином участке деятельности полевого учреждения или законности совершенной операции; имеет четкие границы ее применения, а результаты осуществления той или иной формы контроля оформляются специальными документами или подписями должностных лиц.

В целом система контроля, осуществляемого полевыми учреждениями Банка России, изображена на рис.2.

Контроль, осуществляемый полевыми учреждениями

Центрального Банка Российской Федерации

Банковский Ведомственный

Предварительный Последующий Внутрибанковский Внутриведомственный

Проверка документов Проверка последую- предвари- последу- предвари-

и материальнго обслуживаемых щий тельный щий тельный

обеспечения до воинских частей

выдачи ссуд по вотдельным Проверка Внутренняя Проверка Анализ

вопросам оформления проверка документов отчетности

расчетно- в процессе подчинен-

Проверка документов денежных Внезапная планирова- ных ПУ

представленных документов проверка ния

воинскими частями в и законнос- оборотной Проверка

процессе планирорвания ти операций кассы и подчинен-

резервных ПУ по отдельным

Контроль за продажей фондов вопросам

товаров в порядке

мелкого опта Ревизии подчи-

ненных ПУ

Рис. 2 Система контроля, осуществляемого ПУ Центрального Банка Российской Федерации.

Как видно из схемы система контроля, осуществляемого полевыми учреждениями Банка России очень обширна. В данной лекции будут рассмотрены основные формы внутриведомственного контроля, относящиеся к контрольно-ревизионной работе. Контрольно-ревизионная работа - это деятельность контрольно-ревизионных подразделений полевых учреждений Банка России по контролю за подчиненными учреждениями, осуществляемая в разных формах. Содержание контрольно-ревизионной работы заключается в систематическом наблюдении за деятельностью подчиненных полевых учреждений Банка России, получении достоверной информации о состоянии их работы и регулярной проверке выполнения ими законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других нормативных актов. При этом изучается фактическое положение дел с тем, чтобы наиболее рационально направлять деятельность полевых учреждений Банка России, более четко и правильно определять перспективу их развития, дальнейшего совершенствования валютно-кассового и кредитно-расчетного обслуживания воинских частей. К контрольно-ревизионной работе относятся ревизии и проверки по отдельным вопросам деятельности подчиненных полевых учреждений.

Полевые учреждения Банка России выполняют свои функции в особых условиях (в период ведения боевых действий, в группах войск или по обслуживанию особо режимных объектов). Это предопределяет некоторые особенности в организации их деятельности, а, следовательно, и в организации и осуществлении ими контрольно-ревизионной работы. Эти особенности состоят в следующем:

Во-первых, полевые учреждения Банка России довольно широко осуществляют банковский контроль за деятельностью обслуживаемых воинских частей. В связи с этим в процессе осуществления контрольно-ревизионной работы необходимо проверить полноту осуществления банковского контроля и его действенности, а, следовательно, необходимо осуществлять отдельные проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности воинских частей. Для этого инспектора полевых учреждений Банка России должны выезжать в расположение воинских частей, вступать в контакты с командованием, вникать в сущность их деятельности и решаемых задач. Все это усложняет проведение контрольно-ревизионной работы, требует дополнительного времени на проведение ревизий, специальной подготовки инспекторского состава.

Во-вторых, поскольку полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и созданы для обслуживания войск, то они и обязаны поддерживать постоянную боевую готовность и создавать условия для быстрого перевода воинских частей с мирного положения на военное1 (См. Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил РФ), то есть обеспечивать их необходимым количеством денег, производить определенные расчеты в связи с созданием или ликвидацией финансового хозяйства в отдельных воинских частях. Полевые учреждения Госбанка выполняют свои функции в условиях жизни и деятельности войск, то есть в условиях частой смены мест дислокации, а при необходимости в полевых условиях. Все это предъявляет повышенные требования к контролю, затрудняет его проведение и должно учитываться при его организации и осуществлении;

В-третьих, полевые учреждения Банка России находятся в двойном подчинении: по вопросам операционной деятельности они подчиняются вышестоящим полевым учреждениям Банка России и через Департамент полевых учреждений Банка России - Правлению Банка России, а в военно-административном отношении - командирам соединений, объединений, при которых они состоят. Командиры соединений обеспечивают полевые учреждения Банка России всеми видами связи, специально оборудованным транспортом и вооруженной охраной. Они наравне с начальниками полевых учреждений Банка России несут ответственность за охрану государственных средств и ценностей. В связи с этим в процессе осуществления контрольно-ревизионной работы полевые учреждения Банка России должны поддерживать тесную связь с командованием, а в определенных случаях осуществлять проверки только с его разрешения. На каждое посещение полевых учреждений Банка России, обслуживающих режимные объекты и расположенных в закрытых гарнизонах, необходимо разрешение командования этих гарнизонов. Такое разрешение выдается на основании письменного запроса, следовательно, приезд ревизоров в данный гарнизон становится известен заранее, поэтому труднее обеспечить внезапность ревизии денежной наличности и ценностей оборотной кассы и резервных фондов.

Перед началом ревизии деятельности полевого учреждения Банка России командиру соединения докладываются сроки и задачи ревизии. С ним согласовываются воинские части и учреждения, в которых необходимо провести в отдельные проверки. Результаты ревизии в обязательном порядке докладываются командованию. С помощью командования полевые учреждения Банка России добиваются полной и эффективной реализации результатов ревизии и проверок;

В-четвертых, полевые учреждения Банка России сочетают в себе функции учреждений Банка России по кассовому и кредитно-расчетному обслуживанию воинских частей и функции сберегательного банка по обслуживанию личного состава гарнизона. Они зачисляют во вклады денежные средства военнослужащих, рабочих и служащих Российской Армии, производят по их поручению различные операции за счет вкладов, На полевые учреждения возлагается обязанность сохранить материалы по учету вкладов в любых условиях, восстанавливать их в случае уничтожения в боевой обстановке. Если в стационарных учреждениях Банка России вкладные операции носят эпизодический характер, то в полевых учреждениях они носят массовый характер. Отличительными особенностями совершения вкладных операций являются: первая - вкладчик может получить деньги по вкладной книжке полевого учреждения на территории России в любом учреждений Банка России; вторая - большое движение вкладчиков в связи с постоянной сменой личного состава в обслуживаемых воинских частях. Это предопределяет особенности и в проведения контроля, выработке таких методов, которые обеспечили бы сохранность вкладов военнослужащих, возможность получения их в любое время не только вкладчиками, но и наследниками.

В-пятых, важнейшим принципом жизни и деятельности наших Вооруженных Сил является единоначалие. Оно обеспечивает твердость и гибкость в управлении войсками, четкую организованность и дисциплину, высокую личную ответственность командиров за боевую готовность войск,

Поскольку полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, то этот принцип в полной мере выдержан при их организации, Начальники полевых учреждений Банка России несут полную ответственность за состояние работы во вверенных им учреждениях, а также в подчиненных им учреждениях. Исходя из этого ревизионный аппарат полевых учреждений Банка России подчиняется начальникам этих учреждений, в отличие от стационарных учреждений Банка России, где он по вопросам ревизионной работы подчинен ревизионным органам вышестоящих учреждений.

Начальник полевого учреждения Банка России утверждает задание на проведение ревизии, назначает руководителей ревизий, осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных ревизиями, при необходимости назначает внеплановые или повторные ревизии подчиненных полевых учреждений Банка России, то есть осуществляет функции, выполняемые в стационарных учреждениях Банка России главными ревизорами контор.

Если главные ревизоры стационарных учреждений Банка России имеют право вести непосредственно переписку по вопросам, вытекающим из ревизионной деятельности с вышестоящими учреждениями Банка России, а также с предприятиями, организациями и учреждениями других ведомств, то ревизоры полевых учреждений Банка России такого права не имеют. Вся переписка воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны ведется только от имени их командиров начальников. Руководители ревизии стационарных учреждений Банка России имеют право передавать следственным органам материалы для привлечения к судебной ответственности лиц, совершивших хищение государственных средств и ценностей. В полевых учреждениях Банка России это прерогатива соответствующих командиров. Руководитель ревизии может только предложить командованию отстранить должностное лицо от исполнения служебных обязанностей, если это необходимо с целью обеспечения сохранности денег и ценностей.

Из изложенного видно, что самостоятельность, присущая ревизионным органам стационарных учреждений Банка России, в полевых учреждениях Банка России ограничена. Их деятельность полностью регламентируется и контролируется начальниками полевых учреждений;

В-шестых, в процессе осуществления контрольно-ревизионной работы работники полевых учреждений Банка России получают информацию о количестве воинских частей, их численности и месте дислокации, характере объектов оборонного строительства, сумме расходов федерального бюджета на содержание воинских частей и другие сведения, составляющие государственную и военную тайну. Поэтому обеспечение сохранности государственной и военной тайны является одной из важнейших задач работников полевых учреждений Банка России;

В-седьмых, контрольно-ревизионная работа полевых учреждений организуется и осуществляется с учетом требований воинских уставов, приказов, распоряжений командования, соблюдения воинской дисциплины уставных взаимоотношений между военнослужащими. Она направляется на то, чтобы обучение, воспитание, вся служебная деятельность офицеров полевых учреждений в мирное время подготавливала их к умелым, решительным действиям в военное время, к выполнению особой по важности и характеру задачи - вооруженной защите отечества, мирного труда русского народа.


Основные формы контрольно-ревизионной работы в полевых учреждениях Банка России

Контрольно-ревизионная работа охватывает все стороны деятельности подчиненных полевых учреждений Банка России и осуществляется при помощи разнообразных форм контроля. Наиболее важными из них являются ревизия и проверка подчиненных полевых учреждений Банка России по отдельным вопросам - тематическая проверка. В ходе их осуществления проверяется деятельность подчиненных полевых учреждений Банка России.

Проверка подчиненных полевых учреждений Банка России по отдельным вопросам производится в целях упорядочения их работы на отдельных участках. Результаты таких проверок обычно оформляются справкой, а при установлении существенных нарушений и недостатков – актом. Примером такой проверки может служить проверка правильности организации кассового хозяйства и обеспечения сохранности денежных средств и ценностей. К тематическим проверкам также относятся проверки выполнения предложений по актам ревизий. На проведение тематической проверки лицу, осуществляющему ее, дается задание, в котором указываются участки работы или вопросы, подлежащие проверке. Проверка производится по документам, послужившим основанием для совершения тех или иных операций. В ходе проверки применяются те же методы контроля, что и при ревизии.

Ревизия деятельности подчиненных полевых учреждений Банка России является основной формой контрольно-ревизионной работы. Вытекает это из следующего.

Во-первых, если при осуществлении других форм контроля мы получаем информацию о законности совершения отельных операций или даже о состоянии и эффективности выполнения отдельных функций полевого учреждения Банка России, то в результате проведения ревизии определяется состояние дел и эффективность деятельности полевого учреждения Банка России в целом. Объектами ревизии являются совершенные за определенное время кассовые, эмиссионные, кредитно-расчетные и учетные операции, организационная и воспитательная работа полевого учреждения Банка России.

Во-вторых, поскольку ревизия является формой последующего контроля, и по времени она осуществляется после совершения банковских операции, следовательно, предоставляется возможность рассматривать эффективность форм предварительного контроля по выполненным операциям, с учетом сложившейся обстановки.

В-третьих, в процессе ревизии обобщаются результаты действия всех других форм контроля, выявляется их эффективность и намечаются пути совершенствования.

Выделению ревизии в основную форму контрольно-ревизионной работы способствует также важность задач, решаемых в процессе ее проведения. Исходя из требований Положения о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений основными задачами документальных ревизий полевых учреждений Банка России являются:

проверка выполнения директив правительства, а также указаний Правления Банка России по денежному обращению, кредитованию, расчетам и другим вопросам банковской деятельности;

проверка исполнения приказов и директив командования, относящихся к работе полевых учреждений Банка России, и указаний вышестоящих полевых учреждений Банка России;

проверка сохранности денежных средств и ценностей;

проверка законности и экономической целесообразности кассовых, кредитных, расчетных, бюджетных и других банковских операций, а также правильности оформления документов, послуживших основанием для совершения этих операций;

проверка состояния эмиссионно-кассовой, учетно-операционной, кредитно-расчетной работы, достоверности бухгалтерской, статистической и другой отчетности;

проверка правильности и законности расходования денежных и материальных средств;

проверка состояния руководства подчиненными учреждениями, правильности подбора, расстановки и воспитания кадров;

инструктирование работников полевых учреждений Банка России и оказание им помощи в устранении недостатков, воспитании кадров в духе строгого соблюдения государственной дисциплины;

содействие улучшению работы проверяемого полевого учреждения Банка России.

Задача ревизии не только вскрыть имеющиеся недостатки и нарушения, ревизоры должны принять меры к выявлению причин вскрытых недочетов и помочь устранить их.

Близкой к этой задаче является задача - предотвращение хищений, нарушений, ошибок и других недостатков в работе. Каждый работник полевого учреждения Банка России должен знать, что любое нарушение действующего законодательства, любая недоработка будет обязательно вскрыта ревизией, а лица, занимающиеся хищениями, злоупотреблениями, халатно относящиеся к исполнению своих обязанностей, будут привлечены к ответственности.

Ревизиям, проводимым в Центральном Банке Российской Федерации, присущи существенные особенности по сравнению с ревизиями в других ведомствах. Эти особенности обусловлены ролью Банка России в общественном производстве и спецификой его деятельности.

Для ревизий полевых учреждений Банка России эти особенности состоят в следующем.

Первая особенность ревизии вытекает из общественного характера банковского учета, из роли полевых учреждений Банка России, как общегосударственного аппарата учета.

Банковские операции связывают полевые учреждения Банка России с многочисленными клиентами, по поручению которых они действуют, Подавляющая масса банковских счетов (расчетные, текущие, 25 бюджетные и т.д.) отражают движение средств клиентов полевых учреждений Банка России. Эти счета ведутся не только в полевых учреждениях Банка России, но и у клиентов. Следовательно, контролируя движение средств на своих счетах, воинские части контролируют правильность совершения операции полевыми учреждениями Банка России. Они проверяют получаемые в учреждении банка выписки из своих счетов, анализируют содержащиеся в них записи прежде, чем отразить их в своем учете, а при обнаружении ошибок немедленно извещают об этом полевые учреждения Банка России. Отсутствие возражений и замечаний клиентов рассматривается как признание ими правильности сделанных банком записей по их счетам. Кроме того, согласно действующему законодательству данные учета полевых учреждений Банка России сверяются с данными учета клиентов. Например, ежегодно на 1 января, на 1 октября производится сверка с распорядителями кредитов по смете Министерства обороны о полученных из федерального бюджета средствах. Наличие данной особенности позволяет многие операции проверять выборочным путем, что значительно экономит время ревизоров в процессе ревизии.

Вторая особенность ревизий заключается в том, что многочисленные операции по взаимным расчетам между отдельными полевыми учреждениями Банка России контролируется Главным вычислительным центром Правления Банка России в процессе совершения этих операций. Это значительно упрощает и сокращает объем работы при осуществлении контроля за этими операциями непосредственно в полевых учреждениях Банка России.

Третья особенность ревизий в полевых учреждениях Банка России обусловлена спецификой документального и учетного оформления банковских операций, возможностью использовать в процессе проверок специфические методы учетно-операционной работы банка. Так, сумма процентных чисел, исчисленная по ссудным счетам аналитического учета, должна быть равной сумме процентных чисел, исчисленной по остаткам, выведенным в сводной карточке по соответствующему балансовому счету. Учитывая это, проверка правильности начисления процентных чисел производится не по остаткам ссудной задолженности, показанным в лицевых счетах, а по остаткам в сводной карточке, что значительно экономит время проверяющего. Ревизии, проводимые в полевых учреждениях Банка России, различаются между собой по ряду признаков. Так, наряду с ревизиями, проводимыми согласно заранее составленному плану, проводятся ревизии, не предусмотренные планом. Это ревизии вновь прибывших или подлежащих расформированию полевых учреждений Банка России, а также ревизии, проводимые по заданиям следственных органов, либо в связи с поступлением сигналов о допущенных полевыми учреждениями Банка России нарушениях.

В одних случаях ревизии охватывают всю деятельность полевого учреждения Банка России, в других лишь некоторые участки его работы, Иногда в процессе ревизии полевого учреждения Банка России ревизуется и деятельность подчиненных ему учреждений.

Исходя из особенностей деятельности полевых учреждений Банка России, совершенные на отдельных участках работы операции проверяются выборочно. Однако на наиболее ответственных и сложных участках, где вероятнее всего могут быть допущены злоупотребления и нарушения, а также по операциям, не основанным на поручениях клиентов и, следовательно, не контролируемым с их стороны, производится сплошная ревизия.

С целью полного учета указанных особенностей ревизий полевых учреждений Банка России целесообразно их подразделить по организационному признаку, по полноте охвата деятельности ревизуемого полевого учреждения Банка России и по методу проведения (рис. 3).

Ревизии полевых учреждений БАНКА РОССИИ


           
     
 
 


По полноте охвата деятельности

По методам проведения

По организационному признаку


Рис- 3. Классификация ревизий полевых учреждений Банка России

Плановые ревизии, в отличие от внеплановых, проводятся согласно заранее составленному и утвержденному плану.

Полные ревизии предусматривают проверку всей деятельности полевого учреждения Банка России.

Частичные - проверку лишь некоторых участков работы, Сквозные - охватывают деятельность как вышестоящих, так и подчиненных им полевых учреждений Банка России.

При сплошных ревизиях изучаются и проверяются все без исключения операции, документы и бухгалтерские записи, а при выборочных - взятые лишь на выборку операции. Комбинированные - включают сплошную ревизию операций на одних участках работы в сочетании с выборочной ревизией на других участках.

Использование данной классификации в практической работе повысит качество планирования контрольно-ревизионной работы, так как будет планироваться не только проведение ревизии, но и ее определенные разновидности, что позволит более эффективно использовать рабочее время инспекторского состава, более правильно определять состав ревизионных групп, а следовательно, повысит качество и эффективность контрольно-ревизионной работы, Важнейшим мероприятием в процессе осуществления контрольно-ревизионной работы является организация и проведение ревизии подчиненных полевых учреждений Банка России, Процесс подготовки и проведения ревизии можно разделить на следующие этапы (см, рис, 4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: